Гайто Газданов - публицист Русского зарубежья

Тип работы:
Диссертация
Предмет:
Журналистика
Страниц:
200
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

В первую волну русской эмиграции (20-е гг. XX века) Россию покинуло около трех миллионов человек, больше половины из которых составляли люди образованные, обладавшие уникальными знаниями и навыками в самых разных сферах деятельности. Многие из них, оказавшись на чужбине, продолжали жить активной интеллектуальной жизнью. Эмигранты вели свои исследования, разрабатывали общественно-политические теории, писали учебники и книги, создавали произведения искусства. С наступлением периода гласности накопленное Русским зарубежьем достояние постепенно стало возвращаться на родину. И этот процесс еще не завершен: до сих пор в заграничных архивах и запасниках хранится огромное количество рукописей, картин, неизвестных в России книг. Однако даже то, что уже вернулось на родину, до сих пор остается недостаточно исследованным отечественными учеными. Одной из таких областей является публицистическое и литературно-критическое наследие эмиграции. Эта сфера деятельности, занимавшая важное место в жизни русскоязычной диаспоры, до сих пор не подвергалась серьезному анализу. Однако, по утверждению Г. П. Струве — русского эмигранта первой волны, поэта и переводчика, — & laquo-едва ли не самым ценным вкладом зарубежных писателей в общую сокровищницу русской литературы должны быть признаны разные формы не-художественной литературы — критика, эссеистика, философская проза, высокая публицистика и мемуарная литература& raquo- [цит. по: 73, с. 3]. Именно писатели эмиграции активно включались в диалог о прошлом, настоящем и будущем России, о мировых событиях, которыми был богат XX век. Здесь особо следует отметить И. Бунина, 3. Гиппиус, М. Осоргина, Г. Адамовича, В. Ходасевича, М. Алданова, В. Варшавского, Д. Мережковского, В. Вейдле, В. Набокова, Ю. Терапиано. Исследователи по-разному оценивают вклад каждого из них в наследие — как литературное, так и публицистическое, отмечая, что один выдвинулся как литератор в большей степени, нежели как публицист и критик, другой — наоборот.

Мнения эти весьма неоднозначны. Но представление о публицистическом наследии Русского зарубежья в любом случае было бы неполным без публицистики эмигранта Гайто Газданова.

Актуальность исследования связана с необходимостью осмысления публицистического творчества одного из ведущих писателей младшего поколения первой волны русской эмиграции XX века. Гайто Газданов известен во всем мире как талантливый прозаик. С его художественными произведениями в настоящее время знакомы и российская, и зарубежная аудитории, его романам и рассказам посвящено значительное количество научных исследований, в то время как публицистика, в которой автор прямо выражал свое отношение к культурным и политическим процессам в мире и на родине, до сих пор не становилась отдельным предметом изучения. К публицистике писателя исследователи обращались в основном для подтверждения тех или иных эстетических позиций автора в контексте анализа его художественной прозы. Представляет интерес рассмотрение публицистических и литературно-критических работ Газданова в качестве самостоятельного блока, дающего возможность исследовать не только путь творческого самоопределения писателя-младоэмигранта, но и его взгляды на события эпохи — те, что происходили на родине и в Европе, в среде эмиграции и в мировом культурном процессе. В публицистике Газданова отражены самые значительные веяния его времени, поставлены основные вопросы, на которые пытались давать ответы представители самых разных групп эмиграции и метрополии. Кроме того, его размышления о литературе, об эстетических принципах построения произведений, о характере отношений «художник-общество» во многом актуальны и сегодня.

Степень изученности темы. Первые исследования явления русской эмиграции по вполне понятным причинам проводились не отечественной, а зарубежными научными школами. При этом ученые, как правило, сами были русскими эмигрантами, их детьми либо учениками. К последним относится автор фундаментального труда, американский славист, один из основоположников изучения русской эмиграции М. Раев [119], рассмотревший основные аспекты культурной сферы жизни первой волны эмиграции (включая печатное дело). Всестороннее изучение Русского зарубежья в России началось относительно недавно — в период перестройки и гласности, и с тех пор ведется достаточно активно. Значительная фактура, включающая статистические данные и подробный их анализ, была собрана исследователями В. Кабуза-ном, Н. Лебедевым, М. Назаровым, А. Окороковым, В. Ионцевым. Психологическим аспектам пребывания русских эмигрантов за рубежом посвящена диссертация Н. Хрусталевой [151]. О политических течениях и проектах диаспоры, ее научной и культурной жизни выпустили труды О. Кудинов, С. Смагина, Н. Болховитинов, Н. Ваганова. Значительный вклад в исследование системы печати в эмиграции внесли петербургские ученые. Под редакцией Г. Жиркова [60] (он же является автором раздела) вышло учебное пособие, которое отличается подробным и системным подходом к периодике Русского зарубежья. Интерес представляют исследования радиостанции & laquo-Свобода»-. Новая, более взвешенная оценка ее деятельности представлена у А. Колчи-ной [69]. В целом, несмотря на значительное количество имеющихся на сегодняшний день исследований, дающих возможность получить общее представление о жизни русской диаспоры за рубежом, ее культурном наследии, некоторые аспекты творчества эмигрантов до сих пор являются недостаточно изученными. К ним относится и публицистика деятелей Русского зарубежья.

Отдельных исследований, посвященных публицистике Гайто Газдано-ва, на сегодняшний день в России нет. Его собственно литературное творчество стало предметом изучения на родине относительно недавно, в первой половине 90-х гг., когда в Россию стало возвращаться наследие писателя и к его личности начали проявлять повышенный интерес. Однако первым обстоятельным исследователем творчества Г. Газданова можно назвать американского слависта Л. Диенеша, чья докторская диссертация была опубликована в начале 80-х годов в Мюнхене, а в 1995 году вышла в свет на русском языке. Изучение художественного творчества и биографии писателя в России с тех пор велось достаточно интенсивно, о чем свидетельствует обилие выпущенных статей и научных трудов (по Газданову к настоящему моменту защищено 10 диссертационных работ). Все они посвящены преимущественно литературному творчеству писателя. Тем не менее, в них раскрываются отдельные стороны публицистического творчества эмигранта. Среди них наибольший интерес для нас представляют диссертации: О. Орловой [106], О. Гайбарян [42]- монография С. Кабалоти & laquo-Поэтика прозы Гайто Газданова 2030-х годов& raquo-, посвященная становленшо Газданова как писателя, монография О. Орловой & laquo-Гайто Газданов& raquo- [103], содержащая немало подробностей о жизни писателя. В ряде работ исследователи уделяли внимание отдельным аспектам публицистического творчества писателя. Так, двенадцатая глава монографии Н. Цховребова & laquo-Гайто Газданов& raquo- [153] посвящена критическому наследию писателя, этот текст носит обзорный характер: в нем автор лишь обозначает некоторые из тех проблем, на которых акцентировал внимание Газданов как литературный критик. Тринадцатая глава посвящена работе писателя на радио & laquo-Свобода»-, она представляет собой собрание отзывов коллег о Газданове. В одной из глав диссертации В. Боярского [22] рассматривается документальная повесть & laquo-На французской земле& raquo-, в ней дается характеристика этой книги Газданова как литературного произведения в общем контексте художественного творчества писателя.

Интерес представляют статьи, касающиеся отдельных аспектов философского и общественно-политического мировоззрения Газданова (Т.Н. Кра-савченко, Р. Я. Фидарова, М. А. Васильева, JI.H. Дарьялова, A.B. Мартынов), диссертация В. М. Жердевой.

Мы предлагаем системный подход к изучению эстетических и гражданских позиций Газданова, поскольку писатель в среде Русского зарубежья существовал как общественная фигура, и даже его высказывания, относившиеся исключительно к художественной проблематике, к сфере искусства, так или иначе отражали его общественные взгляды. Практически по всем самым важным вопросам, какие ставила эпоха в тот или иной период перед эмиграцией — о возвращении на родину, о долге творческой личности перед социумом, об отношении к коммунистической России в опасное для нее военное время, о реакции интеллигенции на репрессии в СССР, о политизированности литературы, — Газданов высказал свое мнение в печати и на радио.

Объектом исследования являются публицистические работы Г. Газ-данова.

Предметом исследования в данной диссертации стали тематика и проблематика, а также жанровая и художественная специфика публицистики и литературной критики Газданова, способы выражения в работах личности автора, его взглядов и позиций относительно событий эпохи.

Эмпирической базой диссертации послужили выступления Газданова на радио & laquo-Свобода»-, документально-публицистическая книга & laquo-На французской земле& raquo-, а также литературно-критические статьи писателя, эссе, рецензии, заметки, опубликованные масонские доклады. Кроме того, большое значение для определения эстетических и гражданских позиций писателя имеет его переписка с коллегами по работе и с друзьями, где он прямо или опосредованно выражает свое отношение к тем или иным событиям, высказывает свое мнение по поводу ряда процессов, происходивших в среде эмиграции, на его родине и в мире в целом.

Мы намеренно включаем в исследование, посвященное публицистике Газданова, литературную критику. Несмотря на то, что ученые в целом относят этот вид творчества к особому общественному явлению [9, с. 5], находящемуся на стыке литературы и науки, они подчеркивают и его публицистическую составляющую, отмечая, что & laquo-природа критической деятельности <. > научно-публицистична" [там же, 25]. Чешская исследовательница литературной критики Иржина Таборска определяет критику и вовсе как & laquo-специфическую область литературной публицистики& raquo- [цит. по: 9, с. 23]. В отечественной традиции особое значение имеет тот факт, что критик неизбежно связывал & laquo-словесное искусство с многоцветной реальностью жизни& raquo- [114, стб. 413].

Это свойство критики — соединять мир отвлеченных, абстрактных понятий искусства с миром актуальных вопросов и проблем — особенно ярко было представлено в XIX веке, когда писатель становился & laquo-проповедником социально-политических идей и общественной морали, излагавшим их & laquo-по поводу& raquo- художественного произведения& raquo- [86, стб. 385]. Примеров тому немало. Один из самых ярких — творчество В. Белинского, который был & laquo-даже больше публицист, чем литературный критик& raquo- [63]. За невозможностью в России & laquo-прямой политической публицистики оппозиционного, тем более радикального, толка ее функции перенимает литературная критика& raquo- [92, с. 389]. Сама публицистика скрывалась под видом критики, поскольку только так можно было обмануть бдительных цензоров. В России, кроме того, была сильна традиция участия писателей в деятельности газет и особенно журналов в качестве редакторов, издателей, авторов литературно-критических произведений. Можно вспомнить И. Крылова, А. Радищева, А. Пушкина, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Н. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, Д. Писарева и многих других.

Русская эмиграция безусловно унаследовала — наряду с другими — и эти традиции, они получили особенно широкое развитие в политизированном XX веке, когда накалялась обстановка внутри отдельных сообществ и усиливалось противоборство стран разных лагерей. Литературно-критические высказывания писателей помимо сугубо творческих были & laquo-обращены к широкому спектру социально-нравственных вопросов& raquo- [114, с. 412]. И хотя по формальным признакам этот вид творчества русских эмигрантов, в том числе Газданова, относится к литературной критике, содержательно он максимально приближен к публицистике. Высказывания о литературных произведениях были поводом поговорить с публикой об актуальных общественно-политических проблемах.

При сборе материала мы столкнулись с рядом сложностей. Поскольку интерес к личности Газданова был связан прежде всего с его литературными произведениями, публицистика писателя практически не переиздавалась. В трехтомное собрание сочинений, выпущенное в России в 1996 году, вошла только книга & laquo-На французской земле& raquo-. В разных журналах постперестроечной России было опубликовано несколько отдельных работ писателя. Часть из них была доступна лишь в библиотеке Фонда & laquo-Русское зарубежье& raquo- в Москве. Это же относится к радиовыступлениям Газданова: архив, хранящийся в фондах радиостанции & laquo-Свобода»-, пока полностью не открыт для исследователей. Тем не менее, несколько передач нам удалось получить в московской редакции радиостанции — на диске, выпущенном небольшим тиражом к 50-летию & laquo-Свободы»-. Тексты некоторых радиопрограмм были опубликованы исследователями творчества Газданова в журналах и научных сборниках. В конце 2009 года, когда данная диссертация в основном была завершена, вышло из печати 5-томное собрание сочинений писателя, где были представлены ранее не публиковавшиеся литературно-критические статьи и ряд радиовыступлений Газданова. Новые материалы учитываются при анализе публицистики писателя. В ходе работы мы также обратились в архив Газданова при Северо-Осетинском государственном объединенном музее истории, архитектуры и литературы во Владикавказе, откуда была получена копия документа, свидетельствующего о сроках и характере деятельности Газданова во французском Сопротивлении. Собранные на сегодняшний день источники впервые дают нам возможность произвести анализ публицистического творчества писателя.

Цель работы — исследование взглядов и системы ценностей, отразившихся в публицистике и литературной критике Газданова в контексте времени, а также выявление художественных особенностей этого вида творчества писателя. Отсюда вытекают конкретные задачи:

1. Охарактеризовать социально-культурный контекст периода становления и расцвета Русского зарубежья.

2. Определить систему и динамику взглядов Газданова на события эпохи, а также на классическую и современную писателю литературу как одну из ключевых сфер жизни русской эмиграции.

3. Выявить гражданские и эстетические позиции писателя в общественных спорах вокруг ключевых вопросов эпохи.

4. Оценить влияние внешних факторов на позиции Газданова-публициста.

5. Определить своеобразие литературно-художественных приемов Газ-данова и способы создания им публицистических образов в произведениях.

Цели и задачи обусловили выбор методов исследования: исторический, историко-филологический, сравнительно-типологический.

Методологической основой диссертации являются фундаментальные положения теории, практики и истории журналистики, истории и культуры русской эмиграции, отраженные в научных трудах отечественных исследователей В. В. Агеносова [1], А. И. Акопова [2], Е. В. Ахмадулина [6,7], Б.И. Еси-на [58], Г. В. Жиркова [60], В. М. Кабузана [66], Р. П. Овсепяна [101, 102], Е. П. Прохорова [117], Я. Р. Симкина [128], А. И. Станько [134], Г. Г. Хазагерова [149].

Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые представлен портрет Газданова-публициста. Комплексный анализ публицистических произведений писателя-эмигранта позволил выявить его взгляды на творческие и политические процессы, протекавшие в мире, в России и в литературной среде Русского зарубежья. В исследовании рассматривается ряд работ Газданова, никогда прежде не становившихся объектом системного изучения.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно вносит вклад в осмысление роли и места Русского зарубежья в истории отечественной журналистики, расширяет методику системного изучения публицистического и литературно-критического творчества писателей эмиграции, а также раскрывает личность одного из самых значительных литераторов Русского зарубежья Гайто Газданова с новой, неизвестной ранее стороны.

Практическая ценность работы заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в учебном процессе как в курсах журналистики, так и литературоведения и культурологии. Впоследствии они могут стать частью обобщающих трудов по истории журналистики Русского зарубежья.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Творчество Г. Газданова является одним из наиболее ярких примеров сочетания западных и российских традиций в Русском зарубежье. Принадлежность к этим двум культурам определила содержательную и художественную составляющие его публицистических произведений.

2. В качестве основной проблематики публицистических работ Газданова в печати и на радио выступали социально-политические и эстетические вопросы — о роли писателя в современном мире и преемственности национальных литературных традиций в эмиграции- о героизме и его природе- о внутренней и внешней свободе личности- о праве писателя на творческое самоопределение и о природе таланта.

3. Газданов имел противоположные главным идеологам Русского зарубежья взгляды на ряд ключевых для эмиграции проблем: взаимоотношения диаспоры с метрополией и страной пребывания, определение национальной самоидентичности в условиях эмиграции, необходимость переоценки творческого наследия прежних поколений литераторов и новых авторов зарубежья. Позиции Газданова отличались независимостью и неординарностью подхода к предмету.

4. В публицистических спорах Газданов отстаивал принципы предельной честности и свободы прежде всего от влияний. политики как самого низшего из всех видов деятельности человека.

5. С течением времени позиции Газданова менялись от жесткой бескомпромиссности и непреклонности по отношению к героям выступлений до сожалений и сочувствия им. Это было связано с изменением жизненных обстоятельств самого писателя и последующей переоценкой взглядов на мир.

Апробация работы: основные положения диссертации нашли свое отражение в публикациях и докладах на международных научно-практических конференциях в Ростове-на-Дону (2005, 2009, 2010), Тюмени (2008) и Москве (2009), где автору присуждено 1 место за лучший доклад.

Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых имеет деление на параграфы, и заключения. К диссертации прилагается список использованной научной и художественной литературы, словарей и других источников.

Выводы. В центре внимания Газданова-публициста был вопрос о существовании творческой личности в реальном мире. Писатель рассматривал его в контексте объективных и субъективных обстоятельств бытия творца. Главный принцип, какой исповедовал Газданов, — это принцип внешней и внутренней свободы художника при условии абсолютной честности перед аудиторией и перед собой. Это относится и к статьям, посвященным литературе & laquo-в изгнании& raquo-, и к эссе о творчестве отдельных писателей, и к выступлениям на радио & laquo-Свобода»-. Как представитель эмиграции первой волны, он активно включался в споры о возможности продолжения традиций русской литературы за пределами метрополии, о приоритете искусства над политикой, что было особенно актуально в эпоху гонений на писателей в СССР. Его позиция как правило была очень резкой и однозначной: ничто не должно вмешиваться в творческий процесс — ни политика, ни религия, ни жизненные обстоятельства, ни даже личные убеждения художника. При этом только на творце лежит ответственность за созданные произведения (равно как и за творческое бесплодие), и никакие внешние факторы не могут служить оправданием измене высокому предназначению писателя. Эта мысль была особенно актуальна для писателей Русского зарубежья, оказавшихся перед лицом всевозможных дилемм — равно политических и эстетических. Сам творческий процесс, в трактовке Газданова, — это некое таинство на грани сверхъестественного, и потому загадочный мир художника никогда не может быть познан и объяснен до конца (возможно лишь приблизиться к пониманию конкретных произведений, если посмотреть на них через призму личности самого автора). Это позволяет говорить об идеалистическом восприятии мира писателем-младоэмигрантом. При анализе произведений классиков и современников Газданов выступал в роли хладнокровного исследователя, но при этом оставался горячим поклонником их творчества. На наш взгляд, это сближает две традиции подхода к объекту исследования: западную и отечественную. Отсюда выбор стилистических средств: язык Газданова при всей его образности не отличается обилием эмоционально-экспрессивной лексики, чувства он оставлял под строчками, за фактами.

Этот же метод лежит в основе документальной повести & laquo-На французской земле& raquo-, написанной Газдановым по итогам его участия в движении Сопротивления. В книге он также старается быть максимально объективным повествователем, однако стилистически эта работа явно тяготеет к эмоциональной публицистике советских авторов той же эпохи, прежде всего И. Эренбурга и А. Толстого. При создании книги & laquo-На французской земле& raquo- Газданов опирался на реальные события, о чем свидетельствует обилие фактической информации и документов, приведенных в повести. Основной целью книги является исследование природы героизма и подвига (индивидуального и массового) в условиях Второй мировой войны. Книга Газданова стала мемориалом прежде всего тем участникам партизанского движения, чьи имена в силу последующих политических обстоятельств оказались забыты. Как публицист на радио & laquo-Свобода»-, Газданов оставался верен высказанным прежде позициям. Он отстаивал независимость творческого восприятия мира автором, отрицая влияние режима в стране, религии или политических настроений в обществе. Писатель протестовал против запретов на доступ к мировому достоянию литературы, искусства и истории в странах коммунистического блока, подчеркивая, что это неизбежно духовно обедняет любую нацию. Он также выступил в роли просветителя, знакомя советскую аудиторию с неизвестными ей произведениями литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начале XX века из России эмигрировало около трех миллионов человек. Первая волна русской эмиграции, выплеснувшая за пределы России беспрецедентное число высокообразованных и талантливых людей, названа исследователями уникальным политическим и культурным явлением эпохи. Русские эмигранты существовали достаточно обособленно, что позволило им развивать национальные культурные традиции за рубежом. Но это не означало полной изолированности и закрытости диаспоры. Многие из них внесли свой вклад в развитие науки и культуры в странах пребывания. Взаимовлияние было неизбежно. И одним из самых ярких и удачных примеров сочетания западных и российских традиций является творчество писателя-младоэмигранта Гайто Газданова. Его талант проявился не только в художественных, но и в публицистических текстах.

Как критик он проявил себя в печати и на радио & laquo-Свобода»-. Его статьи и эссе появлялись в том числе в самых уважаемых эмигрантских журналах, включая & laquo-Современные записки& raquo-. Газданов отзывался на самые острые вопросы, какие ставило время перед творческой частью Русского зарубежья. А именно: о роли писателя в современном мире и преемственности национальных литературных традиций в эмиграции. Он стал одним их тех, кто отстаивал позицию взаимовлияния западной и отечественной культур в творчестве. Можно сказать, что Газданов был сторонником & laquo-чистого искусства& raquo-: он протестовал против того, чтобы политика определяла содержание или сюжет произведений, даже если это идет из внутренних убеждений писателя. Своими выступлениями Газданов провоцировал дискуссии. В частности, на его статьи & laquo-Литературные признания& raquo- и & laquo-О молодой эмигрантской литературе& raquo- в журналы поступило множество откликов. В спор о судьбе творческого поколения включились такие видные деятели эмиграции, как А. Бем, М. Алданов, Г. Адамович, М. Осоргин. Как радиопублицист он выступал в том числе в роли просветителя, знакомя советскую аудиторию с литературным наследием эмиграции, с произведениями, которые были запрещены в СССР по политическим причинам.

Газданов на протяжении жизни оставался верен своим принципам — эстетическим и гражданским — как в выступлениях в печати, так и на радио & laquo-Свобода»-, главные из которых — независимость мышления и предельная честность по отношению к окружающим, к читателям и самому себе. Он протестовал против фальши в творчестве, которую чувствовал очень остро. Отсюда вытекает наиболее четко обозначенное в радиовыступлениях требование свободы — внешней и внутренней: свободы политической (в трактовке Газданова — свободы от политики) и творческой. Цензура как и самоцензура для него неприемлемы. В плане литературных пристрастий Газданова более всего интересовали авторы, чье искусство находится по ту сторону реальности, его занимала литература фантастическая, к которой он относил творчество Гоголя, Поплавского, По, Мопассана, интеллектуальная, как у Валери, и глубоко психологичная, как у Чехова, Пруста, где внутренний мир героя приобретает первостепенную значимость и его можно раскрыть лишь при помощи психологического анализа внутреннего мира самого творца. При этом Газданов всякий раз настаивает на идее окончательной непознаваемости, необъяснимости природы гения, но как критик он дает читателю ключи, при помощи которых тот может приблизиться к пониманию сути созданных писателями произведений. Всякий раз при этом он оговаривается, что высказанное им самим мнение по поводу того или иного автора нисколько не претендует на объективность, а лишь является его личным представлением. Такой подход можно назвать интерпретйвным, что свойственно уже современному литературоведению. И несмотря на попытки Газданова отрицать ценность интерпретации произведений, в общем и целом его подход к творчеству конкретных авторов — это тоже трактовка, попытка иного прочтения произведений, ставших классикой.

Взгляд Газданова-критика отличает глубокий психологизм при подходе к произведениям, повышенное внимание к личности автора. Первостепенным эстетическим принципом Газданов считал создание, вынашивание и воплощение собственного, непохожего ни на какой другой, авторского художественного пространства — вопреки риску быть непонятым, погибнуть под тяжестью этого мира. В представлении писателя-эмигранта само занятие литературой требует от автора некоей & laquo-покорности судьбе& raquo-. Он призывал писателей и критиков прежде всего к творческой самостоятельности, к тому, чтобы, невзирая на авторитеты прежних мэтров, давление власти или религиозных канонов, стараться быть предельно честным с читателем, открывая в произведениях свой собственный, уникальный мир. Провозглашенным в критике принципам он следовал и сам. Неповторимый стиль, оригинальная внутренняя эстетика романов и рассказов поставили в итоге его имя в один ряд с именем В. Сирина-Набокова — если говорить о прозаиках молодого поколения эмиграции первой волны. При этом стоит отметить, что с течением времени, с изменением жизненных обстоятельств самого писателя, тон его выступлений несколько менялся. Так, безапелляционный призыв Газданова к борьбе с обстоятельствами на пути к своему призванию к концу жизни, когда писатель сам был на грани творческого бесплодия, сменился глубоким сочувствием к погибшим под тяжестью жизненных невзгод и меланхолической грустью по поводу утраченного.

Что касается гражданских убеждений Газданова, то во многом они пересекаются с эстетическими позициями. Писатель в своих выступлениях настаивал на свободе, которая должна опираться только на вечные ценности — в противовес всему преходящему, чем являются политические или религиозные убеждения. Он не был ни про-, ни антикоммунистически настроенным, о чем свидетельствуют политически противоречивые факты из его творческой и личной биографии: создание книги о советских партизанах, письмо о выходе из творческого союза по причине исключения из него взявших советские паспорта писателей, и в то же время — ссора с друзьями, принявшими советское гражданство, работа на самом антисоветском радио & laquo-Свобода»-, где он выступал с критикой СССР. При этом он не мог не понимать, что советская власть не простит ему подобного шага, и его произведения последними попадут на родину к своему, русскоязычному читателю. Как нам кажется, в своих действиях и высказываниях Газданов опирался не на политические убеждения (как видно из его выступлений, к политике он относился весьма пренебрежительно, как к низшему роду деятельности), а на нормы морали, гуманистические принципы. Отметим, что некоторые его суждения и высказывания можно назвать спорными и противоречивыми, что относится к оценке творчества советских писателей (М. Шолохова, М. Шагинян, И. Эренбурга, А. Толстого). Он бывал некорректен и даже несправедлив, как в случае с творчеством Сартра или драматургией Чехова. Все это может быть следствием как недостатка информации, поступавшей из-за железного занавеса, так и категоричности позиций самого Газданова. Следуя принципу абсолютной честности, Газданов нередко был искренен до жестокости по отношению как к героям своих выступлений, так и к тем, кому они были предназначены. Но он всегда отстаивал то, во что искренне верил, и всегда с определенным бесстрашием принимал вызовы эпохи, в которую ему довелось жить и творить. Став писателем в эмиграции, Газданов принял активное участие в спорах о судьбах литературы за рубежом, призывая коллег по перу не сдаваться под нажимом тяжелых материальных и моральных условий существования. Во время войны, когда многие эмигранты покидали Париж, он остался в столице Франции и принял активное участие в движении Сопротивления, выпустив после книгу — свидетельство подвигов соотечественников, призывая потомков не забывать об их & laquo-смертельном героизме& raquo-. Придя работать на радио & laquo-Свобода»- во время & laquo-холодной войны& raquo-, он тем самым четко обозначил свою позицию по отношеншо к режиму в СССР.

Если говорить о творческих методах Газданова-публициста, то стоит отметить как основную особенность — синтез исследовательского, сугубо рационального начала, что свойственно естественнонаучным традициям Запада, и глубоко эмоционального, субъективного, что свойственно русской публицистике. Он часто использовал противопоставление — не только разных героев, но и внешних характеристик и внутренних качеств каждого их них, чтобы подчеркнуть противоречивость и уникальность их натур. Ярче всего это отразилось в портретных и речевых характеристиках персонажей. При этом в его материалах мы находим немного слов, относящихся к эмоционально-экспрессивной лексике (некоторое исключение здесь составляет лишь повесть & laquo-На французской земле& raquo-): чувства автор предпочитал скрывать в подтексте.

Помимо чисто художественных, публицистика Газданова обладает рядом других несомненных достоинств, делающих его тексты актуальными и сегодня. Прежде всего это образец честного подхода к действительности и неординарного взгляда на привычные предметы — будь то литературное произведение или же система отношений в обществе.

Показать Свернуть

Содержание

ГЛАВА I. РОССИЙСКАЯ ЭМИГРАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ЗАПАДА.

1.1. Исход из России. Особенности первой волны русской эмиграции.

1.2. Культурные и политические движения Русского зарубежья.

1.3. Русская печать за рубежом.

1.4. Гайто Газданов. Путь эмигранта-писателя и публициста.

ГЛАВА П. ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОЦЕНКЕ ГАЗДАНОВА.

2.1. Литературно-критические выступления Газданова в контексте эстетических и гражданских исканий Русского зарубежья.

2.1.1. Полемика об особенностях существования русской литературы за рубежом

2.1.2. Взгляд на классическую и современную литературу.

2.2. Отражение актуальных проблем и событий эпохи в публицистике Газданова.

2.2.1. Особенности документалистики Газданова (& laquo-На французской земле& raquo-)

2.2.2. Радио & laquo-Свобода»- как жизненный и творческий этап.

2.3. Художественное своеобразие творчества Газданова-публициста.

Список литературы

1. Агеносов В. Литература русского зарубежья (1918−1996). — М.: Терра- Спорт. — 1998. — 543 с.

2. Акопов А. И. Периодические издания. — Ростов н/Д, 1999. — 94 с.

3. Алданов М. О положении эмигрантской литературы // Собр. соч.: В 5 т. Т.5 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. М.: Эллис Лак, 2009. — С. 305−317.

4. Алексеенко В. В горах Дордони / 2-е изд. — Волгоград: Ниж. -Волж. кн. изд-во, 1981. 174 с.

5. Алексинская Т. Русская эмиграция 1920−1939 годов // Русский Париж / сост., предисл. и коммент. Буслаковой Т. П. — М.: Изд-во МГУ, 1998. -С. 88−95.

6. Ахмадулин Е. В. Пресса политических партий России начала XX века: Издания консерваторов. — Ростов н/Д: ОАО Ростиздат, 2001. 132 с.

7. Ахмадулин Е. В. Пресса политических партий России начала XX века: Изд. Либералов. Ростов н/Д: Ростиздат, 2001. — 176 с.

8. Базанов П. Н., Шомракова И. А. Книга русского Зарубежья из истории книжной культуры XX века / Учеб пособ., 2-е изд., исправл. — СПб.: Петербургский ин-т печати, 2003. — 120 с.

9. Баранов В. И., Бочаров А. Г., Суворовцев Ю. И. Литературно-художественная критика / Уч. пособ. д/фак-тов и отделений журналистики. — М.: Высшая школа, 1982. — 207 с.

10. Баранов C.B., Васильева С. С., Воробьева С. Ю. Литература русского зарубежья (1920−1990): учебное пособие для вузов (под ред. Смирновой А.И.). М.: Флинта: Наука, 2006. — 640 с.

11. Бахрах A.B. & laquo-Газданыч»- // Бунин в халате и другие портреты. — М.: Вагриус, 2005. С. 421−426.

12. Бем А. Человек и писатель // Собр. соч.: В 5 т. Т.5 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. М.: Эллис Лак, 2009. — С. 300−304.

13. Берберова Н. Курсив мой. М.: Согласие, 1996. — 736 с.

14. Березин В. С. Газданов и массовая литература // Вестник института цивилизации / Ред. и сост. А. Черчесов. — Владикавказ, 1999. Вып. II. — С. 75−80.

15. Березин В. С. Газданов и Поплавский: Ровесники // Вестник института цивилизации. — Владикавказ, 1999. — Вып. II. — С. 41- 45.

16. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. История мировой журналистики. Изд. 3-е, доп. и испр. — М.: ИКЦ & laquo-МарТ»-, Ростов н/Д: Издательский центр & laquo-МарТ»-, 2003. 432 с.

17. Болховитинов Н. Русские ученые эмигранты (Г.В. Вернадский, М. М Карпович, М. Т. Флоринский) и становление русистики в США. М.: РОСПЭН, 2005. -320 с.

18. Борисов В. В. Изобретатель телевидения Владимир Зворыкин // Российская научная эмиграция: Двадцать портретов / Под ред. Г. М. Бонгарда-Левина и В. Е. Захарова / Изд. 2-е, стереотипное. М.: Эдиториал УРСС, 2006-С. 90−108.

19. Бочарова З. С. Деятельность Лиги Наций по урегулированию статуса беженцев / Правовое положение российских беженцев в 1920—1930-е гг. // Правовое положение русских эмигрантов в 1920—1930 гг. (сб. научных трудов РАН) М.: 2006. — С. 10−25.

20. Бочарова 3. Ковалевский Егор // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М.: РОССПЭН, 1997. — С. 296−298.

21. Бочарова З. С. Правовое положение российских беженцев в 19 201 930-е гг. // Правовое положение русских эмигрантов в 1920—1930 гг. (сб. научных трудов РАН) М.: 2006. — С. 72−81.

22. Боярский В. А. Поэтика прозы Гайто Газданова 1940-х годов. Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Томск: Ред. изд. центр НГУ, 2003.

23. Брехт Б. Жизнь Галилея. — М.: Художественная литература, 1988. -208 с.

24. Британова T.B. Типы культурной адаптации русских эмигрантов первой волны // Наука, культура и политика русской эмиграции: сб. ст. и материалов всероссийской научной конференции: Санкт-Петербург 24−25 июня 2002 г. СПб., 2004. — С. 149−156.

25. Буббайер Ф. Франк Семен // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М.: РОССПЭН, 1997. — 661−664.

26. Бунин И. Миссия русской эмиграции // Окаянные дни. Воспоминания. Статьи. -М.: Советский писатель, 1990. С. 349−359.

27. Бунин И. Третий Толстой // Окаянные дни. Воспоминания. Статьи. М.: Советский писатель, 1990. — С. 289−311.

28. Быстрова О-В. Берлинские издательства // Литературная энциклопедия русского зарубежья 1918−1940 гг. Т. 2. Периодика и литературные центры. М.: РОССПЭН, 2002. — С. 21−22.

29. Быстрова О. В. Парижские издательства // Литературная энциклопедия русского зарубежья 1918−1940 гг. Т. 2. Периодика и литературные центры. М.: РОССПЭН, 2002. — С. 303−307.

30. Ваганова Н. Русская театральная эмиграция в Центральной Европе и на Балканах: очерки. — СПб.: Алтейя: историческая книга, 2007. — 235 с.

31. Вандалковская М. Кизеветтер Александр // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М.: РОССПЭН, 1997. — С. 291−293.

32. Варшавский В. Незамеченное поколение // Русский Париж / сост., предисл. и коммент. Буслаковой Т. П. — М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 187−200, 362−375.

33. Васильева М. А. П. М. Бицилли — участник спора & laquo-О молодой эмигрантской литературе& raquo- // Гайто Газданов и & laquo-незамеченное поколение& raquo-: писатель на пересечении традиций и культур. / Сб. науч. трудов. РАН ИНИОН. М., 2005. — С. 50−70.

34. Васильева М. А. История одного совпадения // Литературное обозрение. 1994. -№ 9−10. — С. 96−100.

35. Вацек Йиржи. Пражские издательства // Литературная энциклопедия русского зарубежья: 1918−1940 / Т.2. Периодика и литературные центры. М.: РОССПЭН, 2000. — С. 330−332.

36. Вишняк М. & laquo-Современные записки& raquo-. Воспоминания редактора // Русский Париж / сост., предисл. и коммент. Буслаковой Т. П. — М.: Изд-во МГУ, 1998. -С. 129−153.

37. Возвращение Гайто Газданова: научная конференция, посвященная 95-летию со дня рождения. — М.: Русская мысль, 2000. — 308 с.

38. Вторая мировая война в судьбе и творчестве Гайто Газданова. Биографические материалы / публ. и коммент О. Орловой / Дарьял, 2005, № 2 Электронный ресурс. / 2009. — Режим доступа: Ьйр: //ууу. с1апа1-online. ru/2005 2/ог1оуа. зЬ1ш1

39. Гавлин М. Карпович Михаил Михайлович // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М.: РОССПЭН, 1997. — с. 281−282.

40. Газданов и мировая культура: сборник статей. Калининград: ГП & laquo-КГТ»-, 2000. -238 с.

41. Гайбарян О. Искусство и творческая личность в художественном мире Гайто Газданова: Эстетический и поэтологический аспекты. Дисс.. канд. филол. наук. — М.: 2005. — 189 с.

42. Гайто Газданов и Фаина Ламзаки: история любви. Биографические материалы. / Публикация и комментарии О. Орловой. Перевод М. Ле Мер // Литературная учеба, 2005. № 3. — С. 110 -124.

43. Гак A.M. Депортация инакомыслящих в 1922 г.: (Позиция В.И. Ленина) // Кентавр. М., 1993. — № 5. — С. 73−82.

44. Гидиринский В. И. Русская интеллигенция в истории России (социокультурный аспект). — М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2007. — 176 с.

45. Гладкий С. П. Русский из Дрокура. Л.: Лениздат. — 1966. — 344 с.

46. Глэд Дж. Беседы в изгнании: Рус. лит. зарубежье. — М.: Кн. палата, 1991. -318 с.

47. Голль Шарль де. Военные мемуары в 3-х т. Т. 1 М.: Издательство иностранной литературы. -1960.

48. Гончаренко О. Г. Белоэмигранты: Между звездой и свастикой. — М.: Вече, 2005. 352 с.

49. Гречук Ю. А. Искусство книги в русских зарубежных изданиях //

50. Литературная энциклопедия русского зарубежья 1918−1940 гг. Т. 3. Книги. — М.: РОССПЭН, 2002. С. 669−673.

51. Дарьялова Л. Н. Роман Газданова: феноменологические и экзистенциальные аспекты // Русское зарубежье: приглашение к диалогу / сб. науч. трудов, ответ, ред. Л. В. Сыроватко. — Калининград: Издательство КГУ, 2004. -С. 115−127.

52. Диенеш Л. Гайто Газданов. Жизнь и творчество. — Владикавказ: Изд-во Сев. -Осет. ин-та гуманитарных исслед. 1995. — 304 с.

53. Диенеш Л. Гайто Газданов. Из & laquo-Дневника писателя& raquo- (три передачи на радио & laquo-Свобода»-) / публикация Л. Диенеша, прим. Ст. Никоненко // Дружба народов. № 10, 1996. — С. 171−173.

54. Диенеш Л. Писатель со странным именем // Газданов Г. Собрание сочинений в 3-х т. — Т. 1. — М.: Согласие, 1996. С. 4−13.

55. Домогацкая Е. Г. Указатель названий периодических изданий, сборников, альманахов // Русский Париж / сост., предисл. и коммент. Буслаковой Т. П. -М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 513−525.

56. Дон-Аминадо. Поезд на третьем пути // Русский Париж / сост., предисл. и коммент. Буслаковой Т. П. — М.: Изд-во МГУ, 1998. — С. 95−129.

57. Дробязко С. И., Евсеева E.H., Жданов Д. Между Россией и Сталиным: Рос. эмиграция и Вторая мировая война. — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т., 2004.- 346 с.

58. Есин Б. И. История русской журналистики (1703−1917). — М.: Флинта: Наука, 2000. 464 с.

59. Жердева В. Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей & laquo-незамеченного поколения& raquo- русской эмиграции (Борис Поплавский, Гайто Газданов). Автореферат дисс. канд. филол. наук. — М.: Изд-во Московск. пед. гос. ун-та., 1999. — 17 с.

60. Жирков Г. В. Культура и журналистика Русского зарубежья 20−40-х гг. // Зарубежная Россия 1917−1939 гг.: Сб. статей / Ответ, ред. В. Ю. Черняев.- СПб.: Suomin Pietarin, Европейский Дом, 2000. С. 246−249.

61. Журналистика русского зарубежья XIX—XX вв.еков: Учеб. Пособие / А. Ф. Бережной, H. JI. Волковский, Л. П. Громова и др.- Под ред. Г. В. Жиркова.- СПб: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2003. 320 с.

62. Зарубежная Россия. 1917−1939 гг. Сборник статей. СПб.: Издательство & quot-Европейский Дом& quot-. — 2000. — 445 с.

63. Зеньковский В. В. История русской философии. В. Г. Белинский // http: //www. belinskiy. net. ru/lib/ar/author/791

64. Ионцев В. А., Лебедева Н. М., Назаров М. В., Окороков A.B. М.: Попечительство о нуждах Российских репатриантов, 2001. — 490 с.

65. История российского зарубежья. Эмиграция из России 1941−2001 гт. // Сб. статей. М.: Изд. Центр Инст-та рос. истории РАН, 2007. — 294 с.

66. Кабузан В. Эмиграция и реэмиграция в России в XVIII начале XX века. — М.: Наука, 1998. — 270 с.

67. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. — СПб.: Азбука-Классика, 2000. 55 с.

68. Кибальник С. А. Экзистенциализм в русской литературе и мысли // Литературоведческий журнал. 2005. — № 19. С. 131−139.

69. Колчина A.C. Место радио & laquo-Свобода»- в информационном пространстве России // Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире / сб. мат. международной науч. -практ. конф. М.: Фак-т ж-ки МГУ им. М. Ломоносова, 2010 г. — С. 264−265.

70. Кондаков И. В., Брусиловская Л. Б. & laquo-Оттепель»- в культуре русского зарубежья (опыт позднего Газданова) // Газданов и мировая культура: сборник статей. Калининград: ГП & laquo-КГТ»-, 2000. — С. 4−11.

71. Коновалов Валерий. Век & quot-Свободы"- не слыхать Электронный ресурс. / 2009. Режим доступа: http: //www. 100tomov. ru

72. Корицкий Э. Б., Нанциева Г. В., Дмитриев А. Л., Шестов В. Х. Экономисты русской эмиграции: учебное пособие / ред. Корицкий Э. Б. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2000. — 286 с.

73. Коростылев O.A. Пафос Свободы // Критика русского зарубежья: В 2 ч. 4.1 / сост. О. А. Коростылев, Н. Г. Мельников. — М.: & laquo-Издательство & laquo-Олимп»-: ООО & laquo-Издательство»- ACT", 2002. С. 3−35.

74. Костиков В. & laquo-Не будем проклинать изгнанье. »- (пути и центры русской эмиграции). — М.: Международные отношения, 1990. — 208 с.

75. Костиков В. Изгнание из рая // Огонек. М., 1990. — № 24. — С. 1416.

76. Котюков К. Л. Российские военные эмигранты и & laquo-пораженческое»- движение в период Второй мировой войны // История российского зарубежья. Эмиграция из России 1941−2001 гг. // Сб. статей. М.: Изд. Центр Инст-та рос. истории РАН, 2007. — С. 24−44.

77. Красавченко Т. Мирский (Святополк-Мирский) Дмитрий // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века.

78. Энциклопедический биографический словарь. — М.: РОССПЭН, 1997. — С. 419−422.

79. Красавченко Т. Русская литературная эмиграция и политика: феномен Гайто Газданова // Русское зарубежье: приглашение к диалогу. — Калининград: Издательство КГУ, 2004. — С. 108−115.

80. Критика русского зарубежья: В 2 ч. 4.1 / сост. О. А. Коростылев, НГ. Мельников. М.: & laquo-Издательство & laquo-Олимп»-: ООО & laquo-Издательство»- ACT", 2002. -471 с.

81. Критика русского зарубежья: В 2 ч. 4.2 / сост. О. А. Коростылев, Н. Г. Мельников. М.: & laquo-Издательство & laquo-Олимп»-: ООО & laquo-Издательство»- ACT", 2002. — 459 с.

82. Крыжановский O. JI. Полководец противосаранчовых армий // Российская научная эмиграция: Двадцать портретов / Под ред. Г. М. Бонгарда-Левина и В. Е. Захарова / Изд. 2-е, стереотипное. — М.: Эдиториал УРСС, 2006-С. 211−227.

83. Кундера М. Нарушенные завещания: Эссе / Пер с фр. М. Тймановой. СПб.: Азбука-Классика, 2004. — 288 с.

84. Кызлосова И. Конлаков Никодим // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М.: РОССПЭН, 1997. — С. 303−305.

85. Лаврецкий А. Критика // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов в 2-х т. Т. 1. М.- Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. — 1200 стб.

86. Лебедева Т. В. Сергей Маковский. Страницы жизни и творчества. — Воронеж: Издательство ВГУ, 2004. 483 с.

87. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под ред. проф. Горкина А. П. Электронный ресурс. / 2006. Режим доступа: http: //dic. academic. ru/dic. nsf/enc3 р/121 842

88. Литература русского зарубежья (1920−1990), учеб. пособие / под общ. ред. А. И. Смирновой. — М. :Флинта: Наука, 2006 — 640 с.

89. Литературная энциклопедия русского зарубежья 1918−1940 гг. Т.2. Периодика и литературные центры. — М.: РОССПЭН, 2002. — 712 с.

90. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 752 с.

91. Манн Ю. В. Белинский и развитие литературной теории // История всемирной литературы: В 8 т., Т. 6. М.: Наука, 1989. — С. 396−403.

92. Мартынов А. & laquo-Очень хороший писатель. »- и & laquo-первый автор исторических романов& raquo-. Гайто Газданов и Марк Алданов: оценки и суждения // Литературно-философские проблемы русской эмиграции (сб. статей). — М.: Посев, 2005. С. 217−230.

93. Мартынов А. Газданов и Камю // Литературно-философские проблемы 95. русской эмиграции (сб. статей). — М.: Посев, 2005. — С. 175−198.

94. Мартынов А. Писатель и личность: Газданов в оценке критики русского зарубежья // Литературно-философские проблемы русской эмиграции (сб. статей). М.: Посев, 2005. — С. 101−120.

95. Между Россией и Сталиным: Российская эмиграция и Вторая мировая война. -М.: РГГУ, 2004. 346 с.

96. Назаров М. Русская эмиграция и фашизм: Надежды и разочарования // Наш современник. М., 1993. — № 3. — С. 124−137.

97. Никоненко Ст. Гайто Газданов возвращается на Родину. // Газданов Г. Вечер у Клэр. М.: Современник, 1990. — С. 3−17.

98. Никоненко Ст. С. Гайто Газданов: проблема понимания // Возвращение Гайто Газданова: научная конференция, посвященная 95-летию со дня рождения. -М.: Русская мысль, 2000. — С. 194−202.

99. Овсепян Р. П. В лабиринтах истории отечественной журналистики: Век XX: Для студ. вузов. — М.: Изд-во «РИП-холдинг», 1999. 315 с.

100. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 90-е гг. Учебное пособие / Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Изд-во МГУ, 1999. — 304 с.

101. Орлова О. М. Газданов. М.: Молодая гвардия, 2003. — 275 с.

102. Орлова О. Газданов, Поплавский и Монпарнас // Русское зарубежье: приглашение к диалогу. Калининград: Издательство КГУ, 2004. -С. 84−92.

103. Орлова О. Два поколения русской эмиграции: Михаил Осоргин и Гайто Газданов. Публикация из архива Татьяны Осоргиной // Литературная учеба, 2004. № 3. С. 159−165.

104. Орлова О. М. Проблема автобиографичности в творческой эволюции Гайто Газданова. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2005. — 28 с.

105. Орлова О. М. Чужой писатель // Газданов и мировая культура. Сборник научных статей. Калининград, 2000. — С. 194−200.

106. Осоргин М. О & laquo-молодых писателях& raquo- // Критика русского зарубежья: В 2 ч. Ч. 1 / сост. O.A. Коростылев, Н. Г. Мельников. М.: & laquo-Издательство & laquo-Олимп»-: ООО & laquo-Издательство»- ACT", 2002. — С. 139−142.

107. Осоргин М. Российские журналы // Критика русского зарубежья: В 2 ч. 4.1 / сост. O.A. Коростылев, Н. Г. Мельников. М.: & laquo-Издательство & laquo-Олимп»-: ООО & laquo-Издательство»- ACT", 2002. — С. 130−139.

108. Остерброк Д., Гурштейн A.A., Последний из могикан: Отто Людвигович Струве // Российская научная эмиграция: Двадцать портретов /

109. Под ред. Г. М. Бонгарда-Левина и В. Е. Захарова / Изд. 2-е, стереотипное. -М.: Эдиториал УРСС, 2006. С. 11−27.

110. Политическая история русской эмиграции: 1920−1940. гг.: Документы и материалы: Учебное пособие / под ред. А. Ф. Киселева. — М.: Владос, 1999. 776 с.

111. Поплавский Б. Молодая русская живопись в Париже // Русский Париж / сост., предисл. и коммент. Буслаковой Т. П. — М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 228−232.

112. Правовое положение русских эмигрантов в 1920—1930 гг. / сб. науч. трудов РАН. СПб: Сударыня, 2006. — 354 с.

113. Прозоров В. В. Критика литературная // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. М.: НПК & laquo-Интелвак»-, 2001. — 1600 стб.

114. Пронин Н. М. Французские тетради лейтенанта Рябова. Бойцы Сопротивления. М.: Молодая гвардия, 1984. — 269 с.

115. Против общего врага. Советские люди во французском движении Сопротивления: Сборник воспоминаний. / [Сост. и авт. введения Н. Г. Цырульников]. Ред. И. В. Паротькин. М.: Наука, 1972. — 395 с.

116. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. 7-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект-пресс, 2007. 351 с.

117. Публицистика русского зарубежья (1920−1945): Сборник статей. / Ред. Кузнецов И. В., Зеленина Е. В. — М.: & laquo-Союзполиграфпром»-, Факультет журналистики МГУ. 1999.- 352 с.

118. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции: 1919−1939 / Предисл. О. Казниной. -М.: Прогресс-Академия, 1994. 296 с.

119. Роль русского зарубежья в сохранении и развитии отечественной культуры: Науч. конф., Москва, 13−15 апр. 1993 г. Тез. докл. /Редкол.: Борисов Ю. С. (отв. ред.) и др. М., 1993. -105 с.

120. Романов Евгений. В борьбе за Россию. Воспоминания руководителя НТС. М.: & laquo-Голос»-, 1999. — 320 с.

121. Российская научная эмиграция: Двадцать портретов / Под ред. Г. М. Бонгарда-Левина и В. Е. Захарова / Изд. 2-е, стереотипное. — М.: Эдиториал УРСС, 2006. 368 с.

122. Рубине М. Газданов и Достоевский, или сюжеты русской классики в романе & laquo-Ночные дороги& raquo- // Дстоевский и русское зарубежье XX века / Сб. под ред. Жаккар Ж. -Ф. СПб: Дмитрий Буланин, 2008. — С. 79−97.

123. Руднев В. Несколько цифр // Дети эмиграции: Воспоминания. Сб. статей под. Ред. Проф. В. В. Зеньковского. М.: Аграф, 2001. — С. 232−237.

124. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XXи 'века. Энциклопедический биографический словарь. — М.: РОССПЭН, 1997. — 742 с.

125. Сабанеев Л. Музыкальное творчество в эмиграции. // Русский Париж / сост., предисл. и коммент. Буслаковой Т. П. М.: Изд-во МГУ, 1998.- С. 247−256.

126. Сабенникова И. В. Правовое положение российской эмиграции 1920−1930-х гг. в странах реципиентах: сравнительный анализ // Правовое положение русских эмигрантов в 1920—1930 гг. / сб. науч. трудов РАН. — СПб: Сударыня, 2006. С. 43−59.

127. Серков А. И. Масонские доклады Г. И. Газданова // Новое литературное обозрение. 1999. -№ 39 (5) — С. 174−177.

128. Симкин Я. Р. Жизнь Дмитрия Писарева: Личность и публицистика.- Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1969. 302 с.

129. Смагина С. М. Российские политические партии в эмиграции: блоки и идеологии (20-е годы XX века). — Ростов н/Д, издательство ЮФУ, 2007. 239 с.

130. Смена вех: Сб. статей / Вступ. ст. Исаева И. // Лит. обозрение. М., 1991. — № 7. — С. 55−112.

131. Смирнова А. И. Гайто Газданов // Литература русского зарубежья (1920−1990), учеб. пособие / под общ. ред. А. И. Смирновой. М.: Флинта: Наука, 2006. — С. 295−313.

132. Соничева H. Вернадский Георгий. // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М.: РОССПЭН, 1997. — С. 142−144.

133. Станько А. И. Становление теоретических знаний о периодической печати в России (ХУШ-бО-е гг. XIX в.). Ростов н/Д., 1986. — 203 с.

134. Степун Ф. Пореволюционное сознание и задачи эмигранткой литературы // Критика русского зарубежья: В 2 ч. Ч. 1 / сост. O.A. Коростылев, Н. ГМельников. — М.: & laquo-Издательство & laquo-Олимп»-: ООО & laquo-Издательство»- ACT", 2002. С. 246−264.

135. Степун Ф. А. Советская и эмигрантская литература 20-х годов // Встречи: Эссе, рецензии / сост. Стахорский C.B. — М.: Аграф, 1998. — С. 204 217.

136. Струве H.A. Заметки о русской культуре за рубежом // Россия и соврем, мир. М., 1996. — Вып. 3. — С. 59−61.

137. Сыроватко JI.B., Никоненко С. С., Диенеша JI. Комментарии // Газданов Г. Собр. соч. в 3-х т. Т. 3. / Составление, подготовка текстов Л. Диенеша, С. С. Никоненко, Ф. Х. Хадоновой. М.: Согласие, 1996. — С. 775 843.

138. Типология периодической печати: Учебное пособие для вузов / под ред. Шкондина М. В., Реснянской Л. Л. — М.: Аспект Пресс, 2007. 236 с.

139. Толстой А. Н. Родина // Собрание сочинений в 10 т. Т. 10, М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. — С. 505 512.

140. Тотров Р. Между нищетой и солнцем // Газданов Г. Вечер у Клэр. Ночные дороги. Призрак Александра Вольфа. Владикавказ, 1990. — С. 513 542.

141. Трамбицкий Ю. Головин Николай Николаевич // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. — М.: РОССПЭН, 1997. С. 175−178.

142. Троицкий Н. Пути второй волны и будущее России // В поисках истины. Пути и судьбы второй эмиграции: Сб. Статей и документов / Составители Карпов B.C., Попов А. В., Троицкий H.A. Под общей редакцией

143. A.B. Попова. Вступ. статья A.B. Попова. М.: ИАИ РГТУ, 1997. — С. 29−40.

144. Ульянкина Т. Виноградский Сергей // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М.: РОССПЭН, 1997. — С. 148−150.

145. Ульянкина Т. Метальников Сергей // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М.: РОССПЭН, 1997. — С. 408−410.

146. Фидарова Р. Я. Человек в философско-эстетической системе Гайто Газданова // Вестник института цивилизации. Владикавказ. — 1999. — Вып.2. -С. 46−50.

147. Френкель Р. Я., Чернин А. Д. Гамов в Новом свете // Российская научная эмиграция: Двадцать портретов / Под ред. Г. М. Бонгарда-Левина и

148. B.Е. Захарова / Изд. 2-е, стереотипное. М.: Эдиториал УРСС, 2006. — С. 7279.

149. Хадонова Ф. Х. Гайто Газданов о литературе // Русское зарубежье: приглашение к диалогу. Калининград: Издательство КГУ, 2004. — С. 92−98.

150. Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. — М.: Никколо-Медиа, 2002. -314 с.

151. Ходасевич В. & laquo-Литература в изгнании& raquo- // Критика русского зарубежья: В 2 ч. Ч. 1 / сост. O.A. Коростылев, Н. Г. Мельников. — М.: & laquo-Издательство & laquo-Олимп»-: ООО & laquo-Издательство»- ACT", 2002. С. 359−363.

152. Хрусталева Н. Психология эмиграции. Диссерт. на соискание уч. ст. канд. психол. наук. СПб, 1996.

153. Цурганов Ю. Неудавшийся реванш. Белая эмиграция во Второй мировой войне. М.: Intrada, 2001. — 288 с.

154. Цховребов Н. Д. Гайто Газданов. Владикавказ: Ир, 2003. — 272 с.

155. Цховребов H.Д. Марсель Пруст и Гайто Газданов // Русское зарубежье: приглашение к диалогу. — Калининград: Издательство КГУ, 2004. С. 65−76.

156. Челышев Е. П. Российская эмиграция: 1920−30-е гг. История и современность. -М.: «Граф-пресс», 2002. — 312 с.

157. Шкаренков JI.K. Эмиграция // Советская историческая энциклопедия. М., 1971. — Т. 16. — Стб., 492−500.

158. Шомракова И. А. Белградские издательства // Литературная энциклопедия русского зарубежья 1918−1940 гг. Т. 2. Периодика и литературные центры. М.: РОССПЭН, 2002. — С. 21−22.

159. Эренбург И. 30 декабря 1941 года // Летопись мужества. Публицистические статьи военных лет. М.: Советский писатель. — С. 68−71.

160. Эренбург И. Мы выстоим // От Советского Информбюро. 19 411 945. Том 1. М.: АПН, 1982. — С. 71−73.

161. Эренбург И. О ненависти // От Советского Информбюро. 19 411 945. Том 1. -М.: АПН, 1982. С. 185−191.

162. Эренбург И. Убей! // Война. 1941−1945. М.: КРПА Олимп- Астрель- ACT, 2004. — С. 256−257. 163. http: //www. antiq. info164. http: //planetadisser. com/see/dis 253 899. html

163. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

164. Газданов Г. A.A. Бейер // Собр. соч.: В 5 т. Т. 1 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. М.: Эллис Лак, 2009. — С. 757−760.

165. Газданов Г. Абрам Самойлович Альперин (1881−1968) // Центральный пушкинский комитет в Париже (1935−1937) / сост. М. Д. Филина. М.: Эллис Лак, 2000. — С. 226−230.

166. Газданов Г. Анатолий Мариенгоф. & laquo-Бритый человек& raquo- // Собр. соч.: В 5 т. Т. 1 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. М.: Эллис Лак, 2009. — С. 765 766.

167. Газданов Г. Андреа Каффи // Собр. соч.: В 5 т. Т. 4 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. М.: Эллис Лак, 2009. — С. 364−369.

168. Газданов Г. Алексей Толстой. & laquo-Петр Первый& raquo- // Собр. соч.: В 5 т. Т. 1 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. — М.: Эллис Лак, 2009. — С. 767−768.

169. Газданов Г. Беседа в студии радио & laquo-Свобода»- о выходе в СССР & laquo-Белой книги& raquo- // http: //www. svoboda. org/5 0/flies/1968. html

170. Газданов Г. Беседы за круглым столом. Литературная критика в России и СССР // Собр. соч.: В 5 т. Т.4 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. — М.: Эллис Лак, 2009. С. 450−463.

171. Газданов Г. Беседы за круглым столом. О русской зарубежной литературе // Собр. соч.: В 5 т. Т. 4 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. — М.: Эллис Лак, 2009. С. 430−449.

172. Газданов Г. Борис Поплавский. Снежный час // Собр. соч.: В 5 т. Т. 1 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. -М.: Эллис Лак, 2009. — С. 798−799.

173. Газданов Г. Борьба за правду // Собр. соч.: В 5 т. Т. 1 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. М.: Эллис Лак, 2009. — С. 777−781.

174. Газданов Г. Выступление на радио & laquo-Свобода»- по поводу журнала & laquo-Прев»- // http: //www. svoboda. org/50/files/1964. html

175. Газданов Г. В. Катаев. Отец. Сборник рассказов // Собр. соч.: В 5 т. Т. 1 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. М.: Эллис Лак, 2009. — С. 769−770.

176. Газданов Г. Вечер у Клэр // Собр. соч.: В 5 т. Т. 1 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. М.: Эллис Лак, 2009. — С. 37−162.

177. Газданов Г. Достоевский и Пруст / Из & laquo-Дневника писателя& raquo- (три передачи на радио & laquo-Свобода»-) / публикация Л. Диенеша, прим. Ст. Никоненко // Дружба народов. № 10, 1996. — С. 181−183.

178. Газданов Г. Загадка Алданова // Сельская молодежь, 1993. № 9. — С. 52. 53.

179. Газданов Г. Заметки об Эдгаре По, Гоголе и Мопассане / Подготовка текста и примечания М. А. Васильевой // Литературное обозрение. — 1994. — № 9−10. -С. 78−83.

180. Газданов Г. Заметки читателя I, II, III, IV // Собр. соч.: В 5 т. Т. 1 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. М.: Эллис Лак, 2009. — С. 782−797.

181. Газданов Г. Земля Колумба // Собр. соч.: В 5 т. Т. 1 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. М.: Эллис Лак, 2009. — С. 800.

182. Газданов Г. Из выступлений на собрании по случаю 85-летия Б. К. Зайцева // Собр. соч.: В 5 т. Т. 4 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. М.: Эллис Лак, 2009. — С. 362−363.

183. Газданов Г. Илья Эренбург. Виза времени // Собр. соч.: В 5 т. Т. 1 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. — М.: Эллис Лак, 2009. — С. 763−364.

184. Газданов Г. Ирина Одоевцева. Зеркало // Собр. соч.: В 5 т. Т. 1 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. М.: Эллис Лак, 2009. — С. 803−804.

185. Газданов Г. Литература для масс // Собр. соч.: В 5 т. Т. 1 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. — М.: Эллис Лак, 2009. С. 753−756.

186. Газданов Г. Литературная критика в России и СССР / Беседы за круглым столом // Собр. соч.: В 5 т. Т. 4 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. — М.: Эллис Лак, 2009. С. 450−464.

187. Газданов Г. Литературные признания // Сельская молодежь, 1993. — № 9. -С. 51−52.

188. Газданов Г. М. А. Алданов. Бельведерский торс // Собр. соч.: В 5 т. Т. 1 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. — М.: Эллис Лак, 2009. С. 801−802.

189. Газданов Г. Максим Горький // Собр. соч.: В 5 т. Т. 4 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. -М.: Эллис Лак, 2009. С. 428−429.

190. Газданов Г. Масонские доклады / Публ., вступит, статья А. И. Серкова // Новое литературное обозрение, 1999. — № 5. — С. 174−185.

191. Газданов Г. Миф о Розанове / Публ. и примечания Ф. Хадоновой // Литературное обозрение, 1994. -№ 9−10. — С. 73−78.

192. Газданов Г. Мысли о литературе // Собр. соч.: В 5 т. Т. 1 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. М.: Эллис Лак, 2009. — С. 732−735.

193. Газданов Г. На французской земле // Газданов Г. Собр. соч. в 3-х т. Т. 3. / Составление, подготовка текстов Л. Диенеша, С. С. Никоненко, Ф. Х. Хадоновой. М.: Согласие, 1996. — С. 677−774.

194. Газданов Г. О Б. К. Зайцеве // Собр. соч.: В 5 т. Т.4 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. М.: Эллис Лак, 2009. — С. 400−402.

195. Газданов Г. О Гоголе / Публикация С. Никоненко // Сельская молодежь, 1993. № 10. — С. 23−26.

196. Газданов Г. О молодой эмигранткой литературе // Критика русского зарубежья: В 2 ч. 4.2 / сост. О. А. Коростылев, Н. Г. Мельников. — М.: & laquo-Издательство & laquo-Олимп»-: ООО & laquo-Издательство»- ACT", 2002. — С. 272−278.

197. Газданов Г. О нашей работе № 2 / Из серии передач на радио & laquo-Свобода»- // Возвращение Гайто Газданова: научная конференция, посвященная 95-летию со дня рождения. — М.: Русская мысль, 2000. — С. 300 302.

198. Газданов Г. О Поплавском // Юность. 1991. — № 10. — С. 56−57.

199. Газданов Г. О Ремизове / Из & laquo-Дневника писателя& raquo- (три передачи на радио & laquo-Свобода»-) / публикация Л. Диенеша, прим. Ст. Никоненко // Дружба народов. -№ 10, 1996. -С. 173−176.

200. Газданов Г. О русской зарубежной литературе / Беседы за круглым столом // Собр. соч.: В 5 т. Т. 4 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. — М.: Эллис Лак, 2009. С. 430−449.

201. Газданов Г. О Чехове / Публ., вступит, статья и комментарии Ст. Никоненко // Вопросы литературы, 1993. — Вып. 3. С. 305−316.

202. Газданов Г. О Шмелеве // Собр. соч.: В 5 т. Т. 1 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. М.: Эллис Лак, 2009. — С. 773−776.

203. Газданов Г. Об Алданове // Собр. соч.: В 5 т. Т. 4 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. М.: Эллис Лак, 2009. — С. 394−399.

204. Газданов Г. Отрывок из романа & laquo-Пилигримы»- на радио & laquo-Свобода»- // http: // www. svoboda. org/ 50/files/1955. html

205. Газданов Г. Оценка творчества и испытание временем // Собр. соч.: В 5 т. Т. 4 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. М.: Эллис Лак, 2009. — С. 382 387.

206. Газданов Г. Письма к Н. А Струве / публикация Красавченко Т. Н. // Гайто Газданов и & laquo-незамеченное поколение& raquo-: писатель на пересечении традиций и культур. / Сб. науч. трудов. РАН ИНИОН. М: ИНИОН РАН, 2005. -С. 248−251.

207. Газданов Г. Письма Л. Д. Ржевскому / публикация Хадоновой Ф. // Гайто Газданов и & laquo-незамеченное поколение& raquo-: писатель на пересечении традиций и культур. / Сб. науч. трудов. РАН ИНИОН. М: ИНИОН РАН, 2005. -С. 257−293.

208. Газданов Г. Письмо В. Д. Самарину / публикация Хадоновой Ф. // Гайто Газданов и & laquo-незамеченное поколение& raquo-: писатель на пересечении традиций и культур. / Сб. науч. трудов. РАН ИНИОН. М: ИНИОН РАН, 2005. — С. 297 298.

209. Газданов Г. Письмо к М. Горькому // Цховребов Н. Гайто Газданов. -Владикавказ: Ир, 2003. с. 22.

210. Газданов Г. По поводу Сартра / Из & laquo-Дневника писателя& raquo- (три передачи на радио & laquo-Свобода»-) / публикация JI. Диенеша, прим. Ст. Никоненко // Дружба народов. -№ 10,1996. -С. 176−179.

211. Газданов Г. Пропаганда и литература // Собр. соч.: В 5 т. Т.4 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. М.: Эллис Лак, 2009. — С. 376−381.

212. Газданов Г. Проф. Самойлович. S. О. S. в Арктике // Собр. соч.: В 5 т. Т.1 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. М.: Эллис Лак, 2009. — С. 771−772.

213. Газданов Г. Русская поэзия на французском языке // Собр. соч.: В 5 т. Т.4 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. М.: Эллис Лак, 2009. — С. 359−361.

214. Газданов Г. Собр. соч. в 3-х т. / Составление, подготовка текстов Л. Диенеша, С. С. Никоненко, Ф. Х. Хадоновой. -М.: Согласие, 1996.

215. Газданов Г. Собр. соч.: В 5 т. Т.1 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. -М.: Эллис Лак, 2009. 880 с.

216. Газданов Г. Федор Степун // Собр. соч.: В 5 т. Т. 4 / под общей ред. Т. Н. Красавченко. -М.: Эллис Лак, 2009. С. 372−375.

217. Личный архив Газданова (СОГОМИАЛ, Владикавказ), № 15.

218. Переписка Г. Газданова с Ф. А. Степуном / публикация Хадоновой Ф. // Гайто Газданов и & laquo-незамеченное поколение& raquo-: писатель на пересечении традиций и культур. / Сб. науч. трудов. РАН ИНИОН. М., 2005. — С. 294 296.

219. Переписка Романа Гуля с Гайто Газдановым / Публикация и комментарии О. Орловой // Новый журнал, Нью-Йорк, 2005. № 239 — С. 96 121. 200

220. Письмо к В. Ф. Зеелеру // Цховребов Н. Д. Гайто Газданов. -Владикавказ: Ир. 2003. — С. 81.

Заполнить форму текущей работой