Зависимость уровней агрессии, агрессивности и гемодинамических показателей от фаз лунного цикла в группе лиц младшего подросткового возраста

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Биология
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

УДК 612. 014. 41/45+159. 938:612. 821
Е. В. Карепина, В. Д. Киселев, Н. В. Плешкова Зависимость уровней агрессии, агрессивности и гемодинамических показателей от фаз лунного цикла в группе лиц младшего подросткового возраста
Актуальность исследования обусловлена тем, что влияние фазности лунного цикла на человека в течение последних десятилетий является предметом активного научного интереса. Специалисты разных областей знаний: физики, биологи, психологи, врачи -признают, что влияние Луны на Землю не является чем-то недоказуемым и тем более малозначительным [1, с. 93- 2, с. 383]. В момент определенных положений Луны относительно Земли на нашей планете существенно изменяется магнитное поле, атмосферное давление и так далее [3, с. 43]. Было установлено, что магнитные поля малой напряженности вовлекают в реакцию центральную нервную и кроветворную системы, нейроэндокринные регуляторные механизмы и др. [4, с. 820]. Известно, что вода весьма подвержена лунным приливам и отливам. Когда такое явление происходит внутри организма, изменяется давление в тканях, что, в свою очередь, приводит к электриче-ски-нервным сдвигам и гормональным изменениям. Что, в конце концов, отражается и на поведении человека, особенно на его эмоциях и настроении [3, с. 102].
Младший подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка. В подростковом возрасте происходит смена референта, перед подростком остро встает вопрос о самоутверждении, о его позиции в классном коллективе (социализации). Это оказывает большое влияние на поведение школьников, на перестройку социальных отношений и на проявление агрессии [5, с. 71]. Именно в пубертатный период наблюдаются два пика агрессивности: у мальчиков в 12 и 14−15 лет, у девочек в 11 и 13 лет. Агрессия и агрессивность, их различные виды являются фактором, участвующим в распределении социальных ролей между подростками [5, с. 83]. Сердечно-сосудистая система является важнейшей системой организма. Она определяется как индикатор состояния всего организма, ее параметры являются ведущими для оценки функционального состояния всего организма [6, с. 15]. Начальным этапом перестроек психологических и физиологических процессов является младший подростковый возраст (с 11 лет до 13 лет), поэтому он является предметом нашего исследования. Известно, что девочки опережают в психофизиологическом развитии мальчиков [7, с. 318]. Поэтому представляется целесообразным рассматривать характерные особенности мальчиков и девочек отдельно. Таким образом, целью работы явилось изучение зависимости уровней
агрессии, агрессивности и гемодинамических показателей от фаз лунного цикла у мальчиков и девочек младшего подросткового возраста.
Исследование проводилось в 2004, 2006, 2007 гг. на базе муниципальной средней школы. № 25 Барнаула, обследовались учащиеся 6-х классов в возрасте от 11 до 12 лет. Было обследовано 143 школьника, из них 66 мальчиков, 77 — девочек. Виды и уровни агрессии и агрессивности определялись по опроснику «Басса-Дарки» [8, с. 77−85]. Проводилось однократное тестирование каждого испытуемого. Изучение показателей работы сердечно-сосудистой системы проводилось с учетом суточной и недельной работоспособности, за 10−15 минут перед контрольной работой по алгебре (показатели с индексом 2), которая является предметом первой сложности, и в состоянии спокойной работы (показатели с индексом 1). Из гемодинами-ческих показателей нами были проанализированы: систолическое (АДС), диастолическое давление (АДД), измеренные по методу Короткова, частота сердечных сокращений (ЧСС) оценивалась ручным пальпаторным методом. Вычислялись пульсовое давление (ПД), минутный объем кровотока (МОК), общее периферическое сопротивление (ОПС) [9, с. 168]. Лунная активность определялась по фазам лунного цикла, информация была получена из http: // moon. astroportal. ru. Анализ зависимости уровня показателей от фаз Луны поводился в программе SPSS 13.0. Проверка распределений значений уровня агрессии и гемодинамики проводилась с помощью критерия х2. Для оценки достоверности разности между долями (доли выражались в процентах) использовался t-критерий Стьюдента (t-распределение). Достоверность оцениваемых показателей принималась на уровне значимости р & lt- 0,05 [10, с. 115].
Анализ лунной активности и показателей агрессии и агрессивности с помощью таблиц сопряженности выявил, что у девочек имеются достоверные различия показателей: физической агрессии (ФА), косвенной агрессии (КА), вербальной агрессии (ВА), обиды, индекса агрессивности (ИА), индекса враждебности (ИВ), чувства вины. Полученные результаты представлены в таблице 1. ФА описывается как использование физической силы против другого лица [8, с. 78]. В фазу новолуния нет девочек, имеющих низкие значения ФА, в фазу полнолуния большее количество девочек имеют низкие значения показателя ФА и меньшее количество девочек имеют высокие
Таблица 1
Частота встречаемости, %, уровней агрессий и агрессивности в разные фазы Луны у девочек (п1 = 77)
Вид агрессии Фаза Луны Уровень выраженности показателя
низкий средний высокий
Физическая агрессия I 0,0 42,9 57,1
II 29,4 52,9 17,6
III 53,3 33,3 13,3
Косвенная агрессия I 14,3 28,6 57,1
II 41,2 26,5 32,4
III 73,3 26,7 0,0
Вербальная агрессия I 28,6 67,9 3,6
II 41,2 32,4 26,5
III 0,0 0,0 100,0
Индекс агрессивности I 0,0 42,9 57,1
II 29,4 52,9 17,6
III 100,0 0,0 0,0
Обида I 57,1 25,0 17,9
II 41,7 20,6 32,4
III 0,0 20,0 80,0
Индекс враждебности I 14,3 39,3 46,4
II 29,4 35,3 35,3
III 93,3 6,7 0,0
Негативизм I 39,3 60,7 0,0
II 29,4 55,9 14,7
III 6,7 13,3 80,0
Чувство вины I 10,7 78,6 10,7
II 47,1 23,5 29,4
III 6,7 6,7 86,7
значения этого показателя (х2 = 23,365- р & lt- 0,000). Из литературных данных известно, что девочки, в отличие от мальчиков, преимущественно склонны к косвенной и вербальной агрессии [11, с. 43]. Косвенная агрессия рассматривается как агрессия, направленная против другого лица или ни на кого не направленная. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств, как через форму (крик, визг), так и через словесные ответы (проклятия, угрозы) [8, с. 79]. В фазу полнолуния большее количество девочек имеют низкие значения и меньшее количество девочек имеют высокие значения показателя КА (х2 = 18,493- р & lt- 0,001). В фазу новолуния большее количество девочек имеют средние значения, в фазу полнолуния все девочки имеют высокие значения показателя ВА (х2 = 47,050- р & lt- 0,000). Значения показателя раздражения существенно не различались в разные фазы лунного цикла (р & gt- 0. 05). Индекс агрессивности складывается из суммы физической, косвенной, вербальной агрессии и раздражения [8, с. 85]. В фазу новолуния нет девочек, имеющих низкие значения показателя ИА, в фазу полнолуния у 100% девочек низкие значения этого показателя (х2 = 51,624- р & lt- 0,000). Значения показателя ИВ имеют
такое же распределение, что и значения показателя ИА. Получается, что в новолуние у большинства девочек преобладают высокие значения ИВ, в период полнолуния — низкие (х2 = 27,894- р & lt- 0,000). Индекс враждебности — это сумма обиды и подозрительности [8, с. 84]. В фазу полнолуния у девочек преобладают высокие значения показателя обиды (х2 = 18,932- р & lt- 0,001). Значения показателя подозрительности существенно не различались в различные фазы лунного цикла (р & gt- 0,05). Распределение значений показателя негативизма (оппозиционная манера пассивного сопротивления до активной борьбы против устоев [8, с. 79]) в целом совпадает с распределением показателя ВА. Получилось, что в фазу новолуния у большинства девочек наблюдаются преобладание средних значений, в фазу полнолуния достоверно большее количество девочек имеют высокие значения показателя негативизма (х2 = 38,43- р & lt- 0,000). Значения показателя раздражения оказались недостоверны (р & gt- 0,05). Чувство вины (аутоагрессия) выражает убеждение субъекта в том, что он плохой человек, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [8, с. 79]. В фазу новолуния большее количество девочек имеют средние значения этого показателя,
Таблица 2
Частота встречаемости, %, уровней агрессии и агрессивности в разные фазы Луны у мальчиков (п2 = 66)
Вид агрессии Фаза Луны Уровень выраженности показателя
низкий средний высокий
Индекс агрессивности I 15,4 7,7 76,9
II 31,7 43,9 24,4
III 50,0 25,0 25,0
Вербальная агрессия I 23,1 23,1 53,8
II 14,6 68,3 17,1
III 50,0 25,0 25,0
в фазу полнолуния — высокие (х2 = 18,932- р & lt- 0,001). Таким образом, у девочек в фазу новолуния наблюдаются высокие значения показателей ИВ, КА, средние значения показателей ВА, негативизма, чувства вины. В фазу полнолуния имели место низкие значения ИВ, ИА, ФА, КА, высокие значения — ВА, негативизма, обиды, вины.
Анализ выраженности лунной активности и показателей агрессии и агрессивности у мальчиков выявил, что достоверные различия имеются только у показателей ИА, ВА, обиды. Полученные результаты представлены в таблице 2. Большее количество мальчиков в фазу новолуния имеют высокие значения ИА, а в полнолуние большее количество мальчиков имеют низкие значения этих показателей (%2 = 14,763- р & lt- 0,005). Значения показателя ВА в различные лунные фазы имеют сходное распределение (%2 = 16,214- р & lt- 0,003). Получилось, что у мальчиков в фазу новолуния наблюдаются высокие значения показателей ИА, ВА, в фазу полнолуния преобладают низкие значения этих показателей. Привлекает внимание то, что у мальчиков меньше достоверных связей с лунной активностью, чем у девочек.
Судя по частотам встречаемости, у девочек и у мальчиков наблюдаются различия показателей агрессии и агрессивности в различные лунные фазы. А именно, в фазу новолуния у девочек наблюдаются высокие и средние значения показателя ИА, а у мальчиков значительно преобладают высокие. Частота встречаемости среднего значения этого показателя у мальчиков достоверно ниже, чем у девочек (р & lt- 0,01). У большего количества девочек наблюдаются средние значения показателя ВА в фазу новолуния, а у большинства мальчиков — высокие (р & lt- 0,05). В фазу полнолуния у большинства девочек встречают-
ся высокие значения показателя ВА, у большинства мальчиков — низкие (р & lt- 0,05).
Анализ лунной активности и показателей гемодинамики с помощью таблиц сопряженности выявил статистически достоверные различия. У девочек в спокойном состоянии достоверные различия имеются только по показателю ЧСС1. Полученные результаты представлены в таблице 3.
Частота сердечных сокращений — важная характеристика, многосоставная компонента, динамика ее позволяет судить об адаптации системы кровообращения к потребностям организма, а также внешним воздействиям, в том числе социальной среды [12, с. 50]. Как видно из таблицы, значительные различия показателя ЧСС1 наблюдаются в фазу убывающей Луны, в это время меньшее количество девочек имеют низкие значения этого показателя (%2 = 9,487- р & lt- 0,05).
Значения частоты встречаемости уровней систолического и пульсового давления в различные фазы лунного цикла представлены в таблице 4. У большинства мальчиков наблюдаются уровни повышенного и среднего систолического давления в период растущей и убывающей Луны, а также в эти периоды нет мальчиков с низким АДС1 (%2 = 13,20- р & lt- 0,01). Значения ПД1 у мальчиков в разные лунные фазы распределились следующим образом: в фазу новолуния больше мальчиков, имеющих низкие и средние значения, в фазу убывающей Луны все мальчики имеют высокие значения. В фазу растущей Луны большее количество мальчиков имеют средние значения (Х2 = 24,78- р & lt- 0,000).
Исследованиями обнаружено, что у девочек в состоянии напряженной работы достоверные различия имеют показатели АДС2 и ОПС2. Полученные результаты представлены в таблице 5.
Таблица 3
Частота встречаемости, %, уровней частоты сердечных сокращений в разные фазы Луны у девочек (п1 = 77)
Показатель гемодинамики Фаза Луны Уровень выраженности показателя
низкий средний высокий
ЧСС1 I 42,9 28,6 28,6
II 45,5 36,4 29,4
IV 5,9 52,9 41,2
Таблица 4
Частота встречаемости, %, уровней систолического и пульсового давлений в разные фазы Луны у мальчиков (п = 66)
Показатель гемодинамики Фаза Луны Уровень выраженности показателя
низкий средний высокий
АДС, I 36,0 44,0 20,0
II 0,0 33,3 66,7
IV 0,0 40,0 60,0
ПД I 42,0 42,0 16,0
II 0,0 0,0 100,0
IV 10,0 70,0 20,0
Таблица 5
Частота встречаемости, %, уровней систолического давления и общего периферического сопротивления в разные фазы Луны у девочек (п1 = 77)
Показатель гемодинамики Фаза Луны Степень выраженности показателя
низкий средний высокий
АДС2 II 21,4 46,4 32,1
III 8,0 48,0 44,0
IV 45,8 41,7 12,5
ОПС2 II 3,6 39,3 57,1
III 0,0 64,0 36,0
IV 100,0 0,0 0,0
Таблица 6
Частота встречаемости, %, уровней общего периферического сопротивления и минутного объема кровотока в разные фазы Луны у девочек (п1 = 77)
Показатель гемодинамики Фаза Луны Степень выраженности показателя
низкий средний высокий
ОПС2 II 6,3 56,3 37,5
III 6,7 40,0 53,3
IV 95,0 5,0 0,0
МОК2 II 37,5 37,5 25,0
III 53,3 43,3 3,3
IV 0,0 15,0 85,0
Как видно из таблицы, значительные различия показателя АДС2 наблюдаются в фазы полнолуния, меньшее количество девочек имеют низкие значения по этому показателю (х2 = 9,487- р & lt- 0,05). У девочек значения ОПС2 в разные лунные фазы имеют следующее распределение: в фазу убывания Луны большее количество девочек имеют средние и высокие значения. В фазу полнолуния больше девочек со средними и высокими значениями, в фазу убывающей Луны у всех девочек низкие значения ОПС2 (х2 =76,696- р & lt- 0,000). Сходное распределение показателя ОПС2 в разные лунные фазы (табл. 6) наблюдается и у мальчиков (х2 =50,825- р & lt- 0,000).
У мальчиков достоверные различия имеются и у показателя МОК2 (табл. 5). Как видно из таблицы, в фазу полнолуния меньшее количество мальчиков имеют высокие значения МОК2, в фазу убывающей Луны высокие значения МОК2 встречаются у большинства мальчиков (х2 = 37,800- р & lt- 0,000). Получи-
лось, что в периоды растущей Луны и полнолуния у большего количества девочек и мальчиков встречаются средние и высокие значения ОПС2, а в период убывания Луны — низкие.
В результате исследования выявились особенности распределения частот встречаемости показателей ФА, КА, ВА, обиды, ИА, ИВ, чувства вины, ЧСС1, АДС2, ОПС2 у девочек и показателей ИА, ВА, АДС1, ПД1, ОПС2, МОК2 у мальчиков по фазам Луны. Следовательно, существует зависимость этих показателей от лунной активности. Частоты встречаемости показателей агрессии и агрессивности у мальчиков и девочек более различаются в фазы новолуния и полнолуния, а показателей гемодинамики, измеренных в спокойном состоянии, — в фазы растущей и убывающей Луны. Разные показатели гемодинамики у мальчиков и девочек достоверно связаны с лунной активностью. Сходство наблюдается только по показателю общего периферического сопротивления, определенного перед напряженной работой.
Библиографический список
1. Киселев, В. Д. Зависимость клинико-лабораторных показателей больных облитерирующим тромбангиитом от фаз луны и уровня солнечной, геомагнитной активности / В. Д. Киселев, Т. В. Корчагина, О. О. Михеева, С. В. Молостова, И. В. Пальчикова, Г. Г. Соколова, Н. Г. Хореев // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность: матер. III Междунар. науч. -прак-тич. конф. — Пенза, 2006.
2. Киссин, М. Я. Влияние фаз лунного цикла на периодичность приступов у больных эпилепсией / М. Я. Киссин // Российский биомедицинский журнал. — 2006. — Т. 8.
— № 37.
3. Космическая экология / Сидякин В. Г., Т емурьянц Н.А., Макеев В. Б., Владимирский Б. М. — Киев, 1985.
4. Ораевский, В. Н. Влияние геомагнитной активности на функциональное состояние организма / В. Н. Ораевский, Т. К. Бреус, Р. М. Баевский и др. // Биофизика. — 1998. — Т. 43.
— Вып. 5.
5. Косенко, Е. В. Агрессивность в подростковом возрасте / Е. В. Косенко // Актуальные проблемы психологии: сб. науч. тр. — Омск, 2000.
6. Федоров, Б. М. Эмоции и сердечная деятельность / Б. М. Федоров. — М., 1997.
7. Безруких, М. М. Возрастная физиология / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фабер. — М., 2001.
8. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина.
— М., 2000. — Т. 1, 2.
9. Вейн, А.М. Лимбико-ретикулярный комплекс и вегетативная регуляция / А. М. Вейн, А. Д. Соловьева. — М., 1973.
10. Лакин, Г. Ф. Биометрия / Г. Ф Лакин. — М., 1990.
11. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. — М., 1996.
12. Практикум по психофизиологической диагностике.
— М., 2000.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой