Взаимосвязь уровня личностной ответственности женщины и стиля переживания беременности

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Психология
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

ми молодежного эгоцентризма. Прощение носит нормативный, конформный характер, заданный особенностями деловой среды, культурной доминантой приоритетности прощения над обидами и местью. Однако у студенток нет искренней потребности в прощении других. Существует проблема осознания ситуации обиды с разных точек зрения. Из этого следует, что необходима психологическая работа по обучению прощению и преодолению обид. Для реализации этой цели нами была разработана программа социально-психологического тренинга, которая в настоящий момент проходит апробацию.
Библиографический список
1. Апуневич О. А. Психологические особенности преодоления обиды и обидчивости в подростковом возрасте: дис. … канд. психол. наук. — Череповец, 2001.
2. Орлов Ю. М. Обида. Вина. — М.: Слайдинг, 2004. — 96 с.
3. Пашукова Т. И. Феноменология эгоцентризма в общении // Мир психологии. — 2006. — № 4. — С. 90−96.
4. Родионова А. А. Удовлетворение нравственной потребности в прощении как условие личностного роста (на примере семейных отношений): дис. … канд. психол. наук. — Тамбов, 2007.
5. Рябова Т. В. Структура и возрастная динамика феномена эгоцентризма у подростков и взрослых: дис. … канд. психол. наук. — М., 2001.
6. Самойлова И. Г., Усков М. А. Методы социально-психологических исследований (психосемантические методы в исследовании экономической социализации). — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. — 54 с.
7. Чукова А. С. Социально-психологические характеристики прощения как феномена межличностного общения: дис. … канд. психол. наук. -Саратов, 2011.
8. Elkind D. Egocentrism in adolescence // Child Development. — 1967. — V. 38. — № 4. — P. 1025−1034.
9. Piaget J. The equilibration of cognitive structures: The central problem of intellectual development. — Chicago Press, 1985. — 160 p.
УДК 159. 922. 1
Маркелова Татьяна Владимировна
доктор психологических наук, профессор
Катунова Валерия Валерьевна
кандидат биологических наук, доцент
Шуткина Жанна Александровна
кандидат педагогических наук
Кошелева Светлана Ивановна Фатина Юлия Владимировна
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет) markelova16@yandex. ru, katunova@mail. ru, zhannashutkina@mail. ru, KoshaNat13@yandex. ru, trutneva_y@list. ru
ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЖЕНЩИНЫ И СТИЛЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ
В статье представлен анализ стиля переживания беременности и личностной ответственности будущих матерей как основополагающих структурных факторов системы материнской компетентности. Представлены результаты корреляционного анализа показателей, полученных при изучении этих факторов. В ходе исследования выявлена взаимосвязь между показателями ответственности беременных женщин и уровнем предполагаемого личностного риска в отношении к будущему ребенку.
Ключевые слова: беременность, стиль переживания беременности, материнское отношение, личностная ответственность, самоконтроль, локус контроля, смысложизненные ориентации, материнская компетентность.
Психология материнства — одна из актуальных и перспективных областей науки, разработка которой является востребованной и в методологическом, и в прикладном аспектах. Вопросам психологии переживания женщиной беременности и проблемам ее личностной готовности, отношения к этому состоянию посвящено достаточно много научных трудов и публикаций (В.И. Брутмана, Т. Д. Василенко, Е. В. Погудиной, О. Б. Подобиной, Е.В. Могилев-ской, И. Г. Григорьяна, В. В. Абрамченко, С. Ю. Мещеряковой, О. В. Баженовой, В. Г. Сахаровой, Л. Н. Рабовалюк, И. Ю. Хамитовой, И.Н. Земзюли-
ной, Г. Г. Филипповой, Добрякова, Е. Ю. Скоромной и других). В них подробно и разносторонне приводится анализ систем материнских ролей, материнского ролевого поведения, социального взаимодействия и самооценки беременных и ряда других определяющих факторов.
Беременность как естественная сложная жизненная ситуация вызывает не только биологические и физиологические изменения, но и переориентацию ценностно-смысловой системы личности беременной, ее социальных ролей и установок, а также межличностных взаимоотношений [6- 12]. Среди проблем психологии материнства представ-
© Маркелова Т. В., Катунова В. В., Шуткина Ж. А., Кошелева С. И., Фатина Ю. В., 2016
ляется наиболее подробно изученным направление исследований принятия женщиной роли матери -как сложной динамической системы, отражающей все те изменения, которые происходят с беременной в этот период. Эта система отражает, по мнению ряда авторов [1- 2- 3- 4- 7- 12], прежде всего, личностно-смысловое значение роли матери, которое имеет для женщины состояние беременности.
Для повышения уровня социально-психологической готовности к материнству и оптимизации факторов его принятия необходима реализация научно обоснованной системы психологического обеспечения подготовки женщин к этому периоду и состоянию, в том числе — составление программы развития системы качеств, детерминирующих формирование этих факторов.
Разносторонний методологический анализ, проведенный Г. Г. Филипповой [10] на основании большого числа работ (О.В. Баженовой, Д. Вин-никотта, Н. Н. Авдеевой С.Ю. Мещеряковой,
A.Я. Варга, А. Д. Кошелевой, Д. Рафаэля-Леффа,
B.И. Перегуды и ряда других) позволил заключить, что материнское отношение является определяющим, центральным фактором в формировании и последующем осуществлении взаимодействия матери и ребенка.
В зависимости от степени принятия социальной роли матери беременные по стилям переживания этого состояния подразделяются на группы минимального и умеренного риска [3]. Это деление исходит из базовой классификации Г. Г. Филипповой [10], типов переживания беременности, где она выделяет собственно адекватный тип, и пять вариантов, связанных с выраженностью социально-психологического риска различного уровня: тревожный, эйфорический, игнорирующий, амбивалентный, отвергающий. Эта типология основывается на сопоставлении уровней выраженности таких критериев, как субъективное представление о ребенке, эмоционально-волевой самоконтроль, материнская компетентность, адаптация к изменению состояния, самооценка, социальные отношения с ребенком и окружающими и других параметрах.
Психологический риск как система переживаний и отношений негативного характера беременной женщины связан с возникновением ряда психологических травм — у нее самой и формирующегося ребенка, которые в этом периоде могут формироваться и накапливаться. Многими исследователями отмечается, что неадекватные формы материнского отношения способны формировать у будущего ребенка депривационные состояния разного типа — эмоциональное, моторное, сенсорное, когнитивное. Такие состояния часто приводят к нарушениям в нормальном психическом развитии ребенка и последующему развитию невротических реакций и психических расстройств [3- 5- 10- 11].
Стиль переживания будущих матерей своего состояния часто рассматривается как целостная система личностной готовности к материнству и входящих в нее мотивационного, эмоционального, волевого, когнитивного, операционального структурных компонентов. Эта система базируется, прежде всего, на материнской ответственности — особом типе социально-психологической ответственности, распространяющейся на ребенка (детей) как зависимого субъекта.
Материнское отношение — это конструкт, отражающий специфическую, узконаправленную связь матери с ребенком, которая выражается в ее реакциях, состоянии, чувствах, поведении. Материнское отношение формируется в течение длительного периода времени, предшествующего беременности, под влиянием таких факторов, как личностные особенности женщины, ее собственный жизненный опыт, опыт других значимых социальных субъектов (родственников, наставников, подруг и т. п.), усвоенных культурных моделей и сформированных социальных установок. Параметрами проявления долга и ответственности в этом отношении могут служить конструктивность отношения беременной к собственному ребенку и своему состоянию как посредническому фактору- ее направленность с учетом интересов ребенка- осознанность психологического переживания своего состояния и эмоциональная направленность, отражающая это состояние. Эту концепцию структуры материнского отношения отражают результаты исследования Н. Е. Скрынник [8], включающей в этот конструкт когнитивный, мотивационный, поведенческий и эмоциональный компоненты. Как важный эмоциональный компонент автором указывается знак отношения к будущему ребенку (положительное, нейтральное или негативное) и установка на уровень эмоционального контакта с ним.
На основе анализа этих структурных составляющих материнского отношения нам представляется наиболее важным критерий ответственности беременной женщины, сочетающий проявление когнитивного и поведенческого компонентов описанной системы. Личностная ответственность представляет собой характерную черту зрелой личности, проявляющуюся в ее способности к саморегуляции и самодетерминации, включая внутреннюю направленность локуса контроля личности, ее осмысленность жизни и способность к самоуправлению.
Выраженность этих факторов в их взаимосвязи формирует отношение беременной женщины к будущему ребенку и лежит в основе материнской компетентности в целом — как понятия, достаточно четко обоснованном С. В. Тюлюпо [9]. Поэтому нам представляется актуальным исследование взаимосвязи показателей ответственности с выраженностью стилей переживания беременности как
определение возможности выявления индикаторных показателей уровня материнской компетентности женщины.
В рамках данной научной направленности нами было проведено пилотажное исследование по изучению корреляционных связей между уровнем ответственности личности женщины и стилем ее переживания беременности. Обследование проводилось на базе одной из районных женских консультаций г. Нижнего Новгорода в 2013—2015 гг. сплошным методом. В исследовании приняли участие 23 женщины на разных сроках беременности (от 4 до 9 месяцев) в возрасте от 20 до 39 лет. Все опрошенные вынашивали по 1 ребенку и планировали сохранять беременность. Данное исследование является апробацией более масштабного изучения детерминирования стиля переживания беременности степенью сформированности показателей ответственности.
В ходе сбора данных нами было проведено исследование индивидуальной выраженности стилей переживания беременности (анкета для определения стиля переживания беременности, автор Г. Г. Филиппова, 1999- тест отношений беременной, автор И. В. Добряков, 1996- рисуночный тест «Я и мой ребенок», автор Г. Г. Филиппова, 1999), потенциального уровня самоконтроля беременных (методика «Способность к самоуправлению», автор Н.М. Пейсахов- 1974), уровней экстернально-сти и интернальности в различных сферах их жизни (тест «Уровень субъективного контроля», автор Е.Г. Ксенофонтова- 1999) и влияние событийного и смыслового контекста жизненного пути личности на готовность к ответственности («Тест смысложиз-ненных ориентаций», автор Д.А. Леонтьев- 2000).
Полученные данные показали, что большинство опрошенных женщин (52,2%) имеют высокий уровень осмысленности жизни, у 39,1% из них
представлен средний показатель, а у 8,7% будущих матерей он оценен как низкий. У подавляющего большинства (82,6%) беременных женщин, участвовавших в исследовании, выражен преимущественно внутренний локус контроля. Экстерналь-ный локус контроля как доминантный представлен лишь у 17,4% женщин. Из 23 опрошенных нами женщин средний уровень самоуправления встречается у 52,2%, ниже среднего и высокий уровни занимают равные процентные соотношения по 17,4% и уровень выше среднего встречается у 13,0% испытуемых.
Вместе с тем по выраженности стилей переживания беременности у опрошенных женщин наиболее чаще встречается смешанный тип стиля переживания беременности (57%), также выделены отклоняющиеся от адекватного игнорирующий (4%) и эйфорический (9%) стили. Согласно типологии Т. Д. Василенко и М. Е. Ившиной [3], эти стили были нами соотнесены с группами минимального (адекватный стиль) и умеренного психологического риска (игнорирующий и эйфориче-ский стили) — по степени принятия беременными социальной роли матери.
В результате статистической обработки данных с расчетом ранговой корреляции r-Спирмена в среде «SPSS» были выявлены следующие значимые корреляции между выраженностью типов переживания женщиной беременности и показателями ее ответственности. В таблице 1 приведены значимые показатели, выявленные в результате анализа достоверности коэффициентов корреляции между исследуемыми факторами. Выделены наиболее значимые коэффициенты с теснотой связи более 0,5 единиц.
Согласно полученным данным, проявление беременными выявленных ранее игнорирующего и эйфорического стилей, связанных с умеренным
Показатели ответственности у беременных женщин Группы психологического риска будущих матерей (по стилям переживания беременности)
минимальный риск (адекватный стиль) умеренный риск (игнорирующий, эйфорический стили)
Общая способность к самоуправлению 0,45 -0,59
Способность к анализу противоречий — -0,52
Целеполагание — -0,47
Принятие решения 0,51 -0,54
Самоконтроль 0,42 —
Коррекция — -0,43
Цели в жизни — -0,49
Насыщенность жизни — -0,44
Локус контроля — «Я» — -0,45
Таблица 1
Показатели статистически значимых (р& lt-0,05) корреляционных связей между уровнем психологического риска, связанного со стилем переживания беременности факторами их личностной ответственности
уровнем психологического риска в отношении будущего ребенка, имеет достаточно сильную корреляцию (на уровне -0,43 — -0,59) в целом с выраженностью у женщины личностной ответственности.
По данным таблицы 1, в группах матерей с типом переживания беременности минимального риска выявлена статистически значимая взаимосвязь с такими показателями личностной ответственности, как «Принятие решения» (0,51), «Общая способность к самоуправлению» (0,45), «Самоконтроль» (0,42). Необходимо отметить, что эта взаимосвязь имеет положительный характер, то есть между факторами наблюдается прямая взаимосвязь: чем выше уровень способности к самоуправлению будущей матери, чем выше ее склонность к принятию решений и самоконтролю, тем более адекватный стиль присущ ее переживанию беременности. То есть риск отвержения будущего ребенка, непринятия своего состояния и себя ближе к минимальному уровню. Для таких женщин присущ высокий уровень осознанности в отношении факторов переживания беременности и дальнейшего содержания, развития и воспитания ребенка.
Беременные, входящие в эту категорию, способны планировать свою деятельность, нести ответственность за последствия своих решений и своей деятельности. Они показывают высокий уровень эмоционального, поведенческого и социального контроля. Самоуправление как творческий процесс связан с анализом себя и социальных взаимоотношений как отдельных систем, созданием нового, адаптацией к новым ситуациям или противоречиям, поиском новых решений и средств достижения целей.
Для группы будущих матерей со смешанным типом переживания беременности умеренной группы риска выявлена статистически значимая обратная взаимосвязь с такими показателями личностной ответственности, как «Общая способность к самоуправлению» (-0,59), «Принятие решения» (0,54), «Способность к анализу противоречий» (0,52), «Цели в жизни» (-0,49), «Целеполагание» (-0,47), «Локус контроля — «Я» (-0,45), «Насыщенность жизни» (-0,44) и «Коррекция» (-0,43). Наиболее тесные связи по этим параметрам отражают уже выявленную тенденцию влияния уровня способности к самоуправлению и склонности к принятию решений будущей матери на адекватность стиля переживанию беременности и на уровень психологического риска в социальном плане для будущего ребенка. Низкая способность беременных к саморегуляции детерминирует эмоционально и социально неадекватный — игнорирующий или, напротив, эйфорический — стиль переживания беременности, что соответствует амбивалентному или тревожному отношению к собственному состоянию и будущему ребенку.
К коэффициентам высокого уровня также относится взаимосвязь между адекватностью стиля
переживанию беременности и способность женщины к анализу противоречий, то есть склонность к логико-конструктивному анализу вообще. Она свидетельствует о том, что высокий уровень когнитивного развития будущей матери, предопределяющий осознанность ее состояния, способствует более адекватному отношению женщины к себе, своему состоянию и будущему ребенку. Эту же тенденцию подчеркивает и обратная связь уровня психологического риска беременных с их способностью к коррекции своего поведения, притязаний и самоотношения (параметр «Коррекция»).
Уровень развития способности к самоуправлению, связанный с высоким показателем интер-нальности, свидетельствует о развитом чувстве субъективного контроля у будущих матерей по отношению к событиям и ситуациям их жизни, что проявляется, в том числе в склонности видеть источник успехов и проблем в собственном поведении — даже в ситуациях, не зависящих от самих субъектов деятельности.
Два схожих показателя, полученных в результате применения разных методик, — «Цели в жизни» и «Целеполагание» — согласно полученным даны, имеют схожий уровень достоверной, но слабо значимой обратной связи с выраженностью психологического риска у беременных. Это согласуется с другими тенденциями, базирующимися на уровне когнитивного развития и мышления у беременных женщин. Для них присутствие и осознание целей деятельности, поведения и жизни в целом, способствует предотвращению развития неадекватных стилей отношения к своей беременности и способствует повышению общего уровня их личностной ответственности. Так же оказывается благоприятной и высокая насыщенность жизни женщин в период беременности — обилие социальных связей, событий, интересов, направлений деятельности, занятий и т. п., что позволяет им сформировать более адекватную самооценку и отношение к своему положению, и, следовательно, перенести это благоприятное отношение и на будущего ребенка [12].
Примечательно, что связь выраженности самоконтроля с умеренным проявлением психологического риска, в этом случае не имеет статистической значимости, то есть не играет важного значения для проявления стилей переживания беременности, отличных от адекватного.
Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы. Способность будущей матери к самоуправлению и самоконтролю, принятию решений детерминирует более адекватный стиль ее переживания беременности и, следовательно, меньший уровень психологического риска в отношении будущего ребенка. И, напротив, низкие показатели различных факторов личностной ответственности женщины детерминируют более высокий уровень психо-
логического риска, связанного с неадекватными стилями переживания беременности. Причем наибольшие корреляционные нагрузки распределены между показателями общей способности беременных к самоуправлению, к анализу противоречий и принятию решения, обеспечивающих способность личности к ответственности. Эти выводы подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что степень сформированности личностной ответственности женщины детерминирует уровень психологического риска, связанного со стилем переживания беременности.
Необходимо отметить, что большинство отмеченных ведущих показателей личностной ответственности у беременных женщин развиваемы, то есть могут быть сформированы или развиты с помощью соответствующих психолого-педагогических приемов. В качестве примеров таких методических направлений могут быть предложены: развитие осознанного подхода к материнству, обучение навыкам взаимодействия с ребенком, самоконтроля и самоуправления, применение тре-нинговых методик — целеполагания, принятия решений, коррекции своей системы самоуправления и других.
Таким образом, данные исследования могут быть использованы для научного обоснования выбора психологического инструментария по коррекции проявлений неадекватного стиля переживания беременности. Они могут быть учтены при создании организационных и психолого-педагогических условий подготовки женщин к материнству на базе специализированных центров и /или консультаций, что позволит управлять формированием становления психологической готовности к материнству до и во время беременности.
Библиографический список
1. Боровикова Н. В. Условия и факторы продуктивного развития Я-концепции беременной женщины: дис. … канд. психол. наук. — М., 1998. — 301 с.
2. Брутман В. И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. — 2002. — № 3. — С. 59−68.
3. Василенко Т. Д., Ившина М. Е. Особенности системы ролей беременной женщины, ожидающей первого ребенка // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2011. — № 5. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //mprj. ru/ archiv_global/20115_10/nomer/nomer05. php (дата обращения: 10. 12. 2015).
4. Гурьянова Т. А. Психологическая готовность к материнству как динамическое системно-структурное образование // Ползуновский вестник. -2005. — № 3. — С. 35−44.
5. Денисова В. А. Влияние личностных особенностей женщин на стиль переживания беременности // Молодой ученый. — 2011. — № 12. — Т. 2. -С. 54−58.
6. Земзюлина И. Н. Переживание беременности в контексте жизненного пути личности как фактор формирования готовности к материнству // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2009. — № 91. -С. 31−42.
7. Минюрова С. А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства // Вопросы психологии. — 2003. — № 4. — С. 63−74.
8. Скрынник Н. Е. Психологические особенности отношения к детям на этапе планирования материнства и во время беременности: автореф. дис. … канд. психол. наук. — Ростов н/Д, 2012. -191 с.
9. Тюлюпо С. В. Структурно-функциональная модель материнской компетентности в прогнозе здоровья ребёнка: автореф. дис. … канд. психол. наук. — Томск, 2011. — 27 с.
10. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
11. Филиппова Г. Г. Психологическая помощь семье в период перинатального развития ребенка // Дефектология. — 2003. — № 4. — С 56−59.
12. Хамитова И. Ю. Семейная история и её влияние на переживание беременности // Журнал практической психологии и психоанализа. -2005. — № 4. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //psyjournal. ru/psyjoumal/articles/detail. php? ГО=2680 (дата обращения: 02. 10. 2015).

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой