Творческая молодежь как профессиональный сегмент социальной группы общества

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Социология
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

106 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ_________
СОЦИОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ
Творческая молодежь как профессиональный сегмент социальной группы
А. Д. Бородай (Московский гуманитарный университет)
В статье дается характеристика творческой молодежи в современном российском обществе. Отмечаются особенности развития творческих способностей подрастающего поколения, профессиональной подготовки, социализации личности. Уделяется внимание психологии творческой деятельности в период профессионального становления.
Ключевые слова: творческая молодежь, одаренность, креативность, виды искусства, жанры искусства.
Социально-экономические преобразования в современной России повлекли за собой изменения в структуре молодежи как социально-демографической группы общества. Появились новые сегменты, такие как предпринимательская молодежь (сфера бизнеса), офисная молодежь (служащие компаний), безработная молодежь. Произошли определенные перемены в мотивации и характеристиках труда у традиционных групп молодежи: рабочей, сельской, научной, научно-технической, творческой, студенческой, учащейся, военнослужащей. В последней четверти XX в. — начале XXI в. ученые России уделяли значительное внимание исследованию молодежи. Заметный вклад разработку проблем молодежи внесли И. М. Ильинский (Ильинский, 2001- 2006), В. Т. Лисовский (Лисовский, 2000), А. И. Ковалева, Вал. А. Луков (Ковалева, Луков, 1999), Б. А. Ручкин (Ручкин, Гришина, Серикова, 1999) и др. В последнее десятилетие, по нашему мнению, активность исследований в этой области снизилась. Исключением стало фундаментальное исследование теорий молодежи Вал. А. Лукова (Луков, 2012).
Психологические аспекты творчества подробно рассмотрены в книге Е. П. Ильина (Ильин, 2009).
Чтобы моделировать российское общество на перспективу, необходимо изучать молодежь и влиять ее на формирование. Современная власть, к сожалению, не считает молодежь и молодежную политику приоритетной деятельностью. Свидетельством тому является отсутствие в России закона о молодежи. Стихийность в работе с молодежью способствовала возникновению острых проблем в жизни современного общества. Самая главная из них — разбалансированность кадровых ресурсов в реальной экономике. Особенно заметны проблемы квалифицированных кадров в высокотехнологичных производствах: космической отрасли, авиастроении, судостроении, электронике. Российская наука практически не получает пополнения молодыми учеными. Напротив, молодежь уезжает в другие страны, где созданы лучшие условия для научной деятельности. Уровень подготовки позволяет ей трудоустраиваться в престижных научно-производственных центрах. Глобали-
зация развития современной цивилизации предполагает миграцию трудовых ресурсов. Однако в этом случае социально-экономическое и культурное развитие России может быть проблематичным.
Творческая молодежь представляет собой социально-демографическую профессиональную группу, принадлежащую к сфере художественной культуры. Возрастные границы ее могут определяться от 16 до 30 лет. Это молодые представители сферы искусства, студенты средних профессиональных и высших учебных заведений, получающие творческие профессии музыкантов, актеров, кинематографистов, архитекторов, художников, дизайнеров, режиссеров. Можно расширить эту профессиональную группу за счет журналистов, телевизионщиков, рекламистов и представителей других творческих профессий. Мы в статье ограничимся сферой искусства.
Творческая молодежь как профессиональный сегмент социально-возрастной группы обладает целым рядом специфических характеристик. Как и в других сферах, этот период жизни является переходным от детства до взрослого самостоятельного состояния. В искусстве этому возрасту присуща динамика быстрых изменений в социализации и профессиональном росте, формировании и осознании гражданских качеств. В этот же период могут наблюдаться неустойчивость психики, переоценка своих достижений. Молодой человек постоянно находится в состоянии творческой конкуренции. Профессиональная подготовка кадров культуры и искусства предполагает участие студентов в различных фестивалях, конкурсах, смотрах и т. д.
Важное значение имеет мотивация к развитию творческих способностей, понимание успеха как результата собственного труда, а не везения и расположения звезд на небосклоне. Успешные студенты творческих вузов зачастую отличаются от студентов в других областях образования тем, что необходимость ежедневного труда выработана с детства (музыка, живопись, хореография и др.).
В тех видах искусства, где предполагается индивидуальная деятельность (музыка, изобразительное искусство, литература), невольно
формируются индивидуализм в поведении, соответствующий стиль жизни. Во многом деятели искусства являются продуктом среды и качества образования. К этому времени, как правило, у молодежи складывается система нравственных норм и ценностей.
Творческое начало — креативность в человеке формируется с детства. Эта характеристика стала использоваться не так давно. Она позволяет осуществлять инсайт (англ. insight — 'проницательность', 'понимание') — непосредственное постижение, «озарение», осмысленное решение творческой задачи.
Творчество — это наиболее сложная форма интеллектуальной деятельности человека. В продукте творчества проявляются психология творца, накопленные знания и жизненный опыт, духовное состояние, в итоге появляется продукт, который отличается неповторимостью, оригинальностью и общественноисторической уникальностью. Результатом творчества являются произведения искусства, т. е. отображение объективной реальности в форме художественных образов. Творчество — сложный психический процесс, который связан с воображением художника, его фантазией. Зачастую сам процесс творчества многим людям непонятен, в том числе и результат творческого процесса. Творчество — это способность находить неожиданные решения.
Принадлежность молодого поколения к профессиям сферы искусства и культуры имеет определенные особенности. Восхождение к творческим профессиям предполагает раннюю профессионализацию. С этой целью в системе дополнительного образования функционируют музыкальные, художественные, хореографические школы. В детских учреждениях культуры — домах детского творчества, в домах и дворцах культуры работают театральные студии, фотостудии, хоровые коллективы, инструментальные ансамбли, вокальные студии. Учебные заведения начального уровня и детские творческие студии решают по большому счету две основные задачи. С одной стороны, эстетически развивают личность ребенка, обогащают духовный мир подрастающего поколения. С другой стороны, де-
ти с раннего возраста увлекаются музыкой, изобразительным искусством, хореографией, театральным искусством.
Как выглядит подготовка профессионального музыканта мирового уровня? Ребенок в восемь лет поступает в музыкальную школу и учится семь лет. После этого на базе неполного среднего образования и начального музыкального поступает в музыкальное училище (колледж). Учится еще четыре года. После этого по конкурсу поступает в консерваторию и учится еще пять лет. Затем выпускник может продолжить обучение в ассистентуре (два года) или аспирантуре (три-четыре года). В целом формирование музыканта происходит в течение 20 лет. Это и есть путь признания профессионального уровня для мирового культурного сообщества. В этом особенность русской музыкальной школы.
Система российского художественного образования, как наиболее эффективная, признается во всем мире. Достижения в области музыкального, театрального, изобразительного искусства — то немалое, чем страна может еще гордиться. Однако эти вековые традиции могли закончиться в наше время. Министерство образования и науки Российской Федерации в проект закона «Об образовании» (ноябрь 2010 г.) внесло норму, согласно которой начальное профессиональное образование может начинаться с 15 лет. Это предполагает, что из системы художественного образования исчезают детские музыкальные, хореографические (балетные), художественные и прочие творческие школы. По этому поводу между двумя ведомствами образования и культуры возникло «напряжение». В эту ситуацию вмешалась российская творческая элита (Олег Табаков, Михаил Швыдкой, Владимир Спиваков, Александр Соколов, Андрей Кончаловский и др.). Они направили открытое письмо президенту Д. А. Медведеву. Состоялось совместное заседание двух министерств для разрешения возникшей проблемы. Остроту вопроса удалось снять. Однако, по мнению мастеров культуры, внедрение Болонской системы в сферу художественного образования России неминуемо принесет вред российскому искусству.
Создается впечатление, что реформой образования в России управляют те политики, которые не имеют достаточной квалификации и понимания.
В декабре 2010 г. В. В. Путин на благотворительном концерте в Ледовом дворце Санкт-Петербурга играл на рояле и исполнял хит «Blueberry Hill». С нашей точки зрения, это был сигнал Минобрнауки Р Ф создать благоприятные условия для художественного образования в стране. Есть ли слух у высоких чиновников Минвуза, до сих пор остается загадкой.
Значение занятий творчеством в детстве трудно переоценить. К примеру, в биографии выдающегося российского актера и режиссера Олега Табакова можно обнаружить следующий факт: «Решающее влияние на выбор профессии оказали занятия (1950−1953 гг.) в театральном кружке „Молодая гвардия“ Саратовского дворца пионеров и школьников, руководила которым педагог театрального мастерства Н. Н. Сухостав, ставшая „крестной матерью“ в профессии для ста шестидесяти актеров» (Олег Табаков: биография, Электр. ресурс).
Подготовку кадров для сферы культуры и искусства в России ведут более 100 вузов различного профиля. В ведении Министерства культуры РФ находится 50 государственных высших учебных заведений. Из них 43 федерального подчинения и 7 регионального. Часть из них имеют филиалы. Еще 20 государственных вузов находятся в системе Министерства образования и науки, Российской академии художеств. Более 20 творческих вузов России относятся к негосударственному сектору образования. По экспертным оценкам, на специальностях (направлениях) культуры и искусства обучаются более 100 тысяч студентов. Только на бюджетные места 43 вузов Министерства культуры РФ план набора на 2011 г. составлял 10 163 студента. В театральные училища Москвы бюджетный набор был ограничен 50 студентами в каждое учебное заведение. В консерватории (11 учебных заведений) план набора составлял от 150 до 120 студентов. В Московский государственный университет культуры и искусств —
1035 человек (с учетом филиалов). Вуз такого же профиля в Краснодаре — 545 студентов, в Санкт-Петербурге — 647 студентов, в Кемерове — 500 студентов.
В России подготовка кадров по ряду направлений сферы искусства находится на мировом уровне. Сложилась русская музыкальная школа. В Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского из тысячи обучающихся студентов 20% составляют зарубежные студенты. Высокий уровень в мировом рейтинге показывают российское театральное образование, балетное образование, кинематография, изобразительное искусство.
Профессиональная деятельность творческой молодежи связана с психологическими характеристиками личности. Для актеров, музыкантов самого различного профиля требуется особая выразительность чувств и эмоций. Поэтому диапазон эмоций у этой категории профессионалов должен быть достаточно широким. В процессе обучения у них развивается способность выражать восторг, радость, удовлетворение, равнодушие, обеспокоенность, тревогу, страх, гнев, ярость и т. д. Достигается это путем многочисленных тренировок (репетиций) по специальной методике.
Профессионализм музыкантов определяется техникой освоения инструмента или владения голосом. Исполнительская техника — это результат творческих способностей и огромного труда. Студенты консерваторий, например, только инструментом занимаются по шесть часов ежедневно. Занятия по расписанию — еще шесть часов. Определенного времени ежедневно требуют теоретические и другие прикладные дисциплины (сольфеджио, гармония, композиция и т. д.).
Другая профессиональная особенность — способность к фантазии, воображению. В слове «воображение» основа (корень) — образ. Одним из свойств творческой личности является способность придумывать, создавать образы (входить в образ). Как эта способность развивается? Прежде всего освоением художественных произведений. Необходимо много читать, слушать музыкальные произведения, обсуждать их, посещать выставки. Очень важны наблюдения за окружающим миром.
Великий русский композитор П. И. Чайковский написал цикл пьес для фортепиано «Времена года». Каждое из 12 произведений посвящено одному месяцу года. Исполнение каждой фортепианной пьесы требует оттенков музыкальной выразительности. Музыканту требуется развитое ассоциативное мышление.
Опыт показывает, что региональная власть пытается решать вопросы трудоустройства молодых творческих кадров, развития творческой активности за счет фестивалей, смотров, конкурсов, внедрения творческих грантов. Так, Правительство Москвы 7 августа 2007 г. приняло постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию работы с творческой молодежью в целях сохранения и развития столичного репертуарного театра». Было предусмотрено финансирование молодежных экспериментальных театров, популяризация творческой молодежи в городских средствах массовой информации, реклама молодежных спектаклей. Утверждена программа поддержки талантливой творческой молодежи в сфере театрального искусства.
Роль художника в социуме имеет очень важное значение. Искусство во многом наполняет и определяет духовную жизнь общества, развивает человека, переключает его на различные сферы человеческой деятельности. Искусство стимулирует творческое отношение к жизни, к профессиональной деятельности. Хорошая книга, выставка, музыкальные произведения, спектакль, кинофильм создают соответствующее настроение. Это очень важный показатель качества жизни.
Актуальной задачей для России является повышение имиджа страны в мировом общественном мнении. Это мнение формируют уровень и темпы экономического развития, качество образования, медицинских услуг, продолжительность жизни населения, права человека. Важное значение имеет культура в самом широком понимании: от культуры быта до элитарной художественной культуры, в основе которой лежит искусство. В современной России мировое сообщество признает высокими уровень и достижения в музыкальном искусстве, балетном искусстве, изобрази-
тельном искусстве, кинематографии, театральном искусстве. Поддерживать этот уровень возможно только при условии подготовки новых поколений деятелей различных видов и направлений искусства.
Сделаем некоторые выводы. Творческая молодежь как социально-демографическая, профессиональная группа занимает определенный сегмент в общей социальной группе молодежи. Основная особенность творческой молодежи — профессиональная деятельность в сфере искусства либо обучение по специальностям искусства и культуры. Эту группу молодежи отличает повышенный уровень мотивации к творческой деятельности, потребность самореализации в искусстве.
Художественная культура является важной составной частью духовной сферы общества. Российское искусство создает положительный имидж страны. Государственная задача состоит в том, чтобы поддерживать высокий профессиональный уровень искусства. Это возможно только при условии воспроизводства высококвалифицированных кадров для искусства. Поэтому исследование творческой молодежи имеет высокую научную и практическую актуальность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ильинский, И. М. (2001) Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос.
Ильинский, И. М. (2006) Образование, молодежь, человек (статьи, интервью, выступления). М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та.
Ковалева, А. И., Луков, Вал. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум.
Лисовский, В. Т. (2000) Духовный мир и ценностные ориентации молодежной России. СПб.: СПбГУ.
Ручкин, Б. А., Гришина, Е. А., Серикова, Н. А. (1999) Российская молодежь: десять главных проблем. М.: Социум.
Луков, Вал. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация».
Ильин, Е. П. (2009) Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер.
Олег Табаков: биография [Электр. ресурс] // Московский театр п/р О. Табакова. URL: http: // www. tabakov. ru/tabakov/biography/ (дата обращения: 31. 01. 2012).
CREATIVE YOUTH AS A PROFESSIONAL SEGMENT OF THE SOCIAL GROUP A. D. Borodai (Moscow University for the Humanities)
The article characterizes creative young people in contemporary Russian society. The features of the creative abilities development of oncoming generation, of professional training and personality socialization are noted. The author pays attention to the psychology of creative activity in the period of professional formation.
Keywords: creative youth, genius, creativity, art forms, art genres.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Il’inskii, I. M. (2001) Molodezh' i molodezhnaia politika. Filosofiia. Istoriia. Teoriia. M.: Golos.
Il’inskii, I. M. (2006) Obrazovanie, molodezh', chelovek (stat'i, interv’iu, vystupleniia). M.: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta.
Kovaleva, A. I., Lukov, Val. A. (1999) Sotsio-logiia molodezhi: Teoreticheskie voprosy. M.: Sotsium.
Lisovskii, V. T. (2000) Dukhovnyi mir i tsennost-nye orientatsii molodezhnoi Rossii. SPb.: SPbGU.
Ruchkin, B. A., Grishina, E. A., Serikova, N. A. (1999) Rossiiskaia molodezh': desiat' glavnykh problem. M.: Sotsium.
Lukov, Val. A. (2012) Teorii molodezhi: Mezhdistsiplinarnyi analiz. M.: «Kanon+» ROOI «Reabilitatsiia».
Il’in, E. P. (2009) Psikhologiia tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. SPb.: Piter.
Oleg Tabakov: biografiia [Elektr. resurs] // Moskovskii teatr p/r 0. Tabakova. URL: http: // www. tabakov. ru/tabakov/biography/ (data ob-rashcheniia: 31. 01. 2012).

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой