Технологический процесс крашения шерстяной пряжи в традиции коми (зырян) конца ХIХ - начала ХХ века

Тип работы:
Реферат
Предмет:
История. Исторические науки
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Гагиева Надежда Гавриловна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КРАШЕНИЯ ШЕРСТЯНОЙ ПРЯЖИ В ТРАДИЦИИ КОМИ (ЗЫРЯН) КОНЦА Х! Х — НАЧАЛА ХХ ВЕКА
Статья посвящена исследованию этнографических источников конца Х! Х — начала ХХ века, в которых описывается технологический процесс крашения шерстяной пряжи в традиции коми (зырян). На основе источниковедческого анализа широкого круга этнографических литературных произведений и музейных экспонатов конца Х! Х — начала ХХ в. автор реконструировала некоторые старейшие и утраченные со временем технологии крашения шерстяной пряжи, выявила традицию народа коми (зырян) в этой сфере деятельности.
Адрес статьи: №№^. агато1а. пе1/та1ег1а18/3/2012/7−2/11. Ь|1т1
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2012. № 7 (21): в 3-х ч. Ч. II. С. 48−51. ІББМ 1997−292Х.
Адрес журнала: №№^. агатоїа. пеї/е<-Лїіогі8/3. ЬіїтІ
Содержание данного номера журнала: №№^. агато1а. пе1/та1егіаІз/3/2012/7−2/
© Издательство & quot-Грамота"-
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www. aramota. net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: урргобу hist@aramota. net
УДК 392(470. 13)
Статья посвящена исследованию этнографических источников конца Х1Х — начала ХХ века, в которых описывается технологический процесс крашения шерстяной пряжи в традиции коми (зырян). На основе источниковедческого анализа широкого круга этнографических литературных произведений и музейных экспонатов конца Х1Х — начала ХХ в. автор реконструировала некоторые старейшие и утраченные со временем технологии крашения шерстяной пряжи, выявила традицию народа коми (зырян) в этой сфере деятельности.
Ключевые слова и фразы: коми (зыряне) — этнография- традиционная культура- красители натуральные и анилиновые.
Надежда Гавриловна Гагиева
Кафедра декоративно-прикладного искусства Сыктывкарский государственный университет § а§ 1еуапоМ@таИ ги
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КРАШЕНИЯ ШЕРСТЯНОЙ ПРЯЖИ В ТРАДИЦИИ КОМИ (ЗЫРЯН) КОНЦА Х1Х — НАЧАЛА ХХ ВЕКА (c)
Заявленная тема стала актуальна в связи с начавшимся возрождением в Республике Коми традиционных ремесел коми (зырян). В данном процессе остро стоит вопрос восстановления технологии крашения шерстяной пряжи, ныне утерянной, которая была связующим звеном всех традиционных ремесел женского населения края. В работе в качестве источника использовалась этнографическая литература общекультурного характера конца Х1Х — начала ХХ1 в., которая содержит сведения (всегда сугубо фрагментарные) по крашению шерстяной пряжи у зырян. Разрозненные сведения позволили получить общую картину технологического процесса, реконструировать технологию в виде последовательных определенных процессов с их особенностями и приспособлениями, выявить традицию народа коми (зырян) в данной сфере деятельности. В качестве источника рассматриваются вязаные предметы Национального музея Республики Коми (НМ РК) — муниципальных музеев: сысольских коми в с. Ыб, п. Выльгорт- ижемских коми в п. Ижма- усть-вымских коми в п. Усть-Вымь- верхневычегодских коми в с. Корткерос- музея этнографии СыктГУ.
Многие традиции народной культуры коми (зырян) восходят к глубокой древности, к финно-угорской общности народов. Как показано в работах О. Н. Бадера, В. А. Оборина, В. Н. Белицер [1, с. 62−63- 2, с. 13], древние финно-угорские племена, к которым принадлежали предки народа коми (зыряне), использовали шерсть животных со II тысячелетия до н.э. К I веку н.э. изготовление тканей из шерсти достигло высокого уровня исполнения и стало, по определению исследователя древнего текстиля Т. Н. Глушковой, «одной из самых ярких страниц в древней истории Евразии» [3, с. 34]. Непосредственно на этнической территории коми (зырян) животноводство и ткачество из сырья животного происхождения получило широкое распространение к I веку н.э. (бассейн реки Вычегды) [7, с. 156], что позволило видному археологу Коми края
Э. В. Савельевой отнести шерсть к традиционному для коми народа сырьевому источнику. На традиционность прядения в среде коми (зырян) показывают уже многочисленные находки нового времени: в многочисленных захоронениях VIII века по реке Вычегде были найдены веретена разной конструкции, предметы для обработки шерсти [Там же].
В конце ХК — 30-х годах ХХ века цветная шерсть широко использовалась при вязании на 5 спицах для изготовления чулок и рукавиц, поясов. Визуальный анализ музейных предметов Республики Коми данного времени с применением сырья животного происхождения показал, что коми (зыряне) имели богатые традиции обработки шерсти. Они заключались в том, что повсеместно цветная шерстяная нить имела здоровый блеск, хорошую сцепку волокон, необходимую крутку, прочное равномерное окрашивание.
В процессе крашения зыряне умели получать как чистые цвета, так и множественные оттенки различных цветов. До середины ХК века шерсть красили в домашних условиях растительными красителями- во второй половине ХК века широкое распространение получили новые красители — анилиновые, которые покупали на ярмарках. У коми (зырян) существовали собственные рецепты крашения, часто у каждого мастера свои. При крашении различных видов сырья применяли разные красители: для сырья растительного происхождения (льна и конопли) использовали искусственные анилиновые красители- для сырья животного происхождения (шерсть овец) изготавливали домашние растительные. Применение различных красителей различало пряжу по степени интенсивности цвета. Анилиновые красители придавали пряже яркие цвета- из них коми (зыряне) чаще использовали желто-оранжевые, красно-малиновые, васильковосиние, зеленые, фиолетовые. Растительные красители окрашивали пряжу в естественные, благородноприглушенные цвета. Из них чаще применяли разнообразные красные, коричневые, терракотовые, зеленовато-болотные, зеленовато-желтые, серые оттенки.
© Гагиева Н. Г., 2012
Нужный цвет пряжи получали путем окрашивания белой нити. Натуральный цвет белой и коричневой овечьей шерсти поставляла сама природа. Основу для других красок брали в лесу и на полях- в качестве сырья использовали ветки, листья, кору, корни растений, наросты на растениях- цветы, ягоды, местные глины и различные минеральные компоненты. В качестве сырья использовались как свежие, так и высушенные растения. При окраске свежими растениями получались более яркие и интенсивные тона. Коми (зыряне) активно пользовались сухим сырьем. Сбор растений производили в разный период года: березовый лист собирали перед Ивановым днем, березовую кору — в начале лета, цветки желтого подмаренника срезали в период цветения, хвощ — до цветения, бородатый лишайник — летом. Олений мох собирали после первого мороза- краска, приготовленная из такого мха, отличалась особой прочностью. Морковник собирали и до, и после цветения. С кустарника волчьи ягоды до цветения срезали молодые ветки и листья, которые сушили и затем использовали при крашении. Щавель собирали во время цветения, употребляли в свежем виде.
Этнографическая литература по данной теме в силу разных обстоятельств далека от профессионального описания технологического процесса крашения. Так, в 1889 году исследователь Попов пишет о крашении сысольских коми. «Способом своего изобретения… шерсть… окрашивают в красный и желтый цвета. В красный цвет — в отваре листьев, снятых с луковиц лука, в желтый — в отваре березовых листьев.- холсты красят в отваре ивовой коры в красно-желтый цвет» [5, с. 3].
Более подробная характеристика крашения печорских коми содержится в работе 1883 года князя
Н. Д. Голицина [4]: «Красный цвет получается посредством марены. Корень ее собирается, высушивается и толчётся в порошок,. высыпается в чугун с водой. Последний ставится в горячую печь, и через 2 часа в эту воду опускают нитки, которые спустя 5 часов вынимают и промывают в холодной воде. Желтая окраска получается из мха. Мох этот высушивается и толчется в порошок, к которому затем прибавляют незначительное количество муки и березового листа. Высыпав эту смесь в воду и дав ей побродить, опускают сюда для окраски шерстяные нитки. Зеленый цвет получается двойной окраской сперва в желтую, затем в синюю краску».
К этнографической литературе, основанной на живой традиции, относится работа Г. В. Шипуновой [8]. Сбор материалов для данной работы проводился в 20−40-х годах ХХ века, когда традиции, связанные с изготовлением и крашением шерстяной нити были еще характерны для культуры коми (зырян). Автором был зафиксирован процесс крашения шерстяной нити в условиях красильной мастерской, который состоял из следующих этапов.
1 этап. Подготовка шерсти к окрашиванию заключалась в промывании ее в теплой мыльной воде, полоскании в проточной воде, чтобы в шерсти не осталось мыла. Для очистки сильно загрязненной или жирной шерсти делали раствор из соды и мыла, распуская их в горячей воде, охлаждали до 40°, опускали в раствор шерсть на четверть часа, часто перемешивая, затем тщательно промывали в холодной воде. Чтобы мотки шерсти не «свойлачивались», их натягивали на особую деревянную раму (пяльцы) и погружали на несколько минут в кипяток- затем вынимали и давали моткам остыть. Остывшие мотки снимали с рамы, снова надевали на нее в другом положении, вторично опускали в кипяток на несколько минут и опять остужали.
2 этап. Протравка. Промытую шерсть протравливали квасцами (конкретно не объяснялось, какие протравки), затем хорошо полоскали и отжимали, подготавливая к кипячению в красильном отваре.
3 этап. Подготовка красильного отвара. Длинные (по высоте котла) холщовые мешочки, наполненные растительным красителем (для каждой краски имелся отдельный мешочек), опускали в котел с теплой водой и кипятили. Мешочки не завязывали, чтобы во время кипения они не надувались и не плавали в воде, а привязывали их к ручке котла на длинной тесьме. В красильный отвар наливали столько краски, чтобы после того как из него будет вынута окрашенная шерсть, он был по возможности обесцвечен. На фунт (400 г) шерсти готовили приблизительно полтора ведра красильного отвара.
4 этап. Крашение. Сначала доводили краску до нужной концентрации. Для этого соединяли полтора ведра холодной воды, уксусной кислоты, иногда — хлебного кваса и красильный отвар. Шерсть погружали в холодный или слегка нагретый отвар, постепенно доводя его до кипения. Шерстяную пряжу красили мотками, которые надевали на деревянные палки. Деревянные палки своими концами опирались на край котла- во время кипячения мотки шерсти несколько раз переворачивали так, чтобы та часть мотка, которая была наверху, попала вниз, и наоборот. Шерсть все время «теребили» круглой деревянной палкой или гладко выструганной деревянной лопаткой, чтобы она не «свойлачивалась». Кипячение производили в течение получаса.
В некоторых случаях (когда применялся растительный сбор) шерстяную пряжу укладывали внутри котла рядами, пересыпая ее измельченными частями красильного растения- затем, наполнив котел до двух третей его объема, заливали шерсть горячей водой и кипятили.
5 этап. Удаление лишнего красителя, сушка пряжи. Мотки окрашенной пряжи полоскали руками в пруде или в реке- два человека надевали мотки на палки и выкручивали от лишней влаги. Пряжу сушили на дворе, в тени или в теплом месте, т. к. «на холоде она грубела». Для сушки пряжу вешали на веревку или палку- в мотки продевали вторую палку, которая своей тяжестью равномерно вытягивала ее.
Помимо окраски в один этап, в традиции коми (зырян) широко применялся комбинированный метод в два этапа, при котором шерсть сначала окрашивалась в более светлый цвет, затем путем вторичного окрашивания в более интенсивный цвет получали уже искомый цвет пряжи. В результате такого комбинированного окрашивания цвет приобретал насыщенный, богатый оттенок. Почти повсеместно в качестве
основы для комбинированного крашения применялся желтый цвет, который хорошо сочетался с другими цветами. При сочетании желтого цвета с последующим красным получался красный насыщенный- с синим — глубокий зеленый- с зеленым — синий цвет. Вероятно, такой метод применялся широко, т. к. при анализе цвета вязаных элементов костюма коми (зырян) конца ХК — начала ХХ! в. фонда «Текстиль» НМ РК отмечалось, что используемые при вязании разнообразные насыщенные цвета хорошо сочетаются между собой. Комбинированный метод окрашивания пряжи применялся также среди русского староверческого населения нижней Печоры.
С широким распространением красильных мастерских в конце ХК века коми (зыряне) стали использовать привозные компоненты для крашения. Широко использовали протравки-закрепители: для закрепления светлых тонов применяли квасцы, для закрепления темных тонов — хромовую протравку, медный и железный купорос, сандал.
Информация по окрашиванию в различные цвета, изложенная ниже, собиралась из опубликованных и неопубликованных библиотечных документов конца ХК в. [4- 5], начала ХХ в. [6- 8], современных воспоминаний респондентов по всему Коми краю.
Окрашивание шерсти в красный цвет производили и засушенными цветами растения подмаренника северного, и его корнем. Выжатый из корня сок давал при крашении красивую градацию цвета от желтого или светло-коричневого до красного, в зависимости от насыщенности отвара. При использовании сока корня в качестве красителя шерсть предварительно выдерживали в течение ночи в отваре квасцов.
Окрашивание в терракотовый цвет производили капом — твердым плотным наростом на стволе березы. Сначала в течение ночи кап выщелачивался в горячей воде на печи- на следующий день варился до тех пор, пока отвар не приобретал желаемый оттенок цвета.
Для окрашивания шерсти в желтый цвет собирали в полях листья и цветы дрока, сушили и толкли в порошок, заливали кислым хлебным квасом, нагретым до кипения, и оставляли для брожения на один-два дня. Шерстяные мотки погружали в забродивший раствор на ночь, затем доводили раствор до кипячения, красили до желаемого оттенка. На нижней Печоре русское староверческое население для окраски в желтый цвет использовало растение зеленицу.
Для окраски шерсти в зеленый цвет употребляли березовый лист. Его сушили, заливали полутора ведрами воды, варили раствор один час, процеживали. Затем в полученный раствор закладывали шерсть, кипятили в течение получаса, остужали и полоскали. Для получения более темного зеленого цвета шерсть дополнительно опускали в крепкий щелок.
Для окраски шерсти в оранжевый, красно-желтый цвета использовали бородатый лишайник. Его срезали ножом со стволов березы, сосны или ели. При крашении на дно котла насыпали толстый слой лишайника, поверх него укладывали шерсть тонкими слоями, пересыпая каждый слой лишайником. Соответственно, чем больше клали лишайника, тем насыщеннее получался цвет. В котел наливали доверху воды и медленно, около часа, кипятили. Когда отвар остывал, мотки шерсти вынимали, отряхивая от лишайника. Полоскали сначала в чистой воде, затем в мыльной, убирая излишки красителя.
Для окраски шерсти в черный цвет употребляли щавель. Для приготовления щавелевого отвара листья и стебли щавеля клали, сильно утрамбовывая, в чугунный котел, наливали воды и варили полчаса, постепенно добавляя свежий щавель. Таким образом, готовили полтора ведра очень крепкого отвара, который потом процеживали. Предварительно выполосканную в теплой воде шерсть клали в отвар и медленно кипятили в течение одного часа, постоянно помешивая. Затем давали отвару остыть, после чего вынимали шерсть из котла и полоскали. У коми (зырян) существовал опыт окраски шерсти в черный цвет болотной рудой (жидкой грязью из болота, содержащей окись железа), в которую добавляли ольховую кору. Отвар доводили до кипения, погружали в нее шерсть, красили. Интересен опыт коми (зырян) в использовании жижи из-под точильного камня, которую смешивали с ольховой корой- для богатства и разнообразия цвета в раствор иногда добавляли березовый лист.
Для окраски шерсти в синий цвет часто употребляли плаун, ползучее растение. Его собирали, сушили, рубили, насыпали на дно деревянной кадушки, затем укладывали доверху мотки шерсти толстыми слоями, пересыпая их плауном. Заливали теплой водой и ставили кадушку в теплое место на восемь дней. В течение первых трех дней ежедневно отцеживали воду из кадушки в котел, давали этой воде вскипеть и снова выливали в кадушку. На четвертый день перекладывали слои шерсти с плауном и оставляли так на все остальное время. Затем шерсть полоскали и вновь полчаса кипятили уже в сандальном отваре. После этого остужали и сушили. Сухую шерсть погружали в крепкий щелок, тут же начисто полоскали и снова сушили. Такой трудоемкий способ окрашивания шерсти считался наиболее прочным.
Г. Н. Романова, посвятившая в 80-х годах ХХ века свое профессиональное исследование традиционным ремеслам коми (зырян), донесла до нас еще сохранившиеся среди населения знания по крашению шерсти. «Для покраски серо-черных, буро-коричневых и грязно-синих цветов применяли горячий раствор болотной грязи- красной и синей глины. Кора лиственницы, смешанная с мукой, давала розовый цвет, листья березы и осины — зеленый, цветы купальницы — желтый, кора ивы и осины — бордовый, кора ольхи — темно коричневый. Листья брусники использовались для получения красного цвета, ягоды голубики — для синего цвета» [6, с. 125].
Технология окрашивания шерстяных нитей растительными красителями давала наиболее прочную окраску, позволяла получать множественные оттенки шерстяной пряжи и надолго сохранять стойкость цвета.
При этом многие качественные показатели технологического процесса крашения, а именно: стойкость красителя, разнообразие цвета, зависели от индивидуального опыта мастерицы. Поэтому с распространением анилиновых красителей коми (зыряне) стали активно переходить к новым способам крашения, более простым.
Визуальный анализ вязаных элементов костюма коми (зырян) конца Х1Х — начала ХХ века показывает, что в настоящее время основная масса изделий сохранила стойкость краски. В единичных изделиях в процессе эксплуатации или под влиянием солнечного света краски полиняли, пряжа приобрела блеклые бежевые или светло-коричневые цвета. В том случае, когда в одном изделии использовали разные красители, усилился контраст цветов по степени интенсивности. Одни — яркие, ненатуральные, анилиновые цвета -как правило, выцветшие- другие — мягкие, естественные, благородно приглушенные — без видимых изменений цвета. Особенно плохо сохранились сиреневый и все оттенки сине-серой гаммы, которые поблекли раньше других цветов.
Таким образом, анализ широкого круга источников конца Х1Х — начала ХХ в. позволил определить:
— для различных видов сырья использовались разные красители: современные — анилиновые и традиционные — растительные красители-
— инструментарий ремесла-
— растения, применяемые в качестве растительного сырья: кора деревьев (ива, ольха, лиственница, осина) — наросты (капы) — ветки кустарников (багульник, вереск) — листья деревьев (осина, береза). Растения (дрок, толокнянка, подмаренник, ползучий плаун, зеленица и др.), другие части растений (листья брусники, щавеля, цветы купальницы, ягоды голубики). Мхи и лишайники (его разновидности, бородатый лишайник), а также другие средства (болотная жижа, жижа из-под точильного камня, глина) —
— виды применяемого растительного сырья: отвары, настои (среди которых и предварительно бродившие), сухое сырье, свежий измельченный сбор-
— технологию и способы крашения: относительно простые- более сложные с применением предварительной протравки, закрепителями цвета, последующими усилителями цвета- сложные комбинированные способы окраски двумя родственными цветами-
— применение протравок до и после крашения, закрепителей (кислый квас, забродивший краситель, щелок, уксус) оказывало влияние на оттенок, интенсивность цвета шерсти- так, при предварительной протравке оттенок пряжи получался более темным, интенсивным-
— цвета, получаемые при использовании местного растительного сырья.
Данная работа позволила обобщить собранную информацию в период с конца Х1Х в. по 80-е годы ХХ в., реконструировать технологию крашения в виде последовательных определенных процессов с их особенностями и приспособлениями, выявить традицию народа коми (зырян) в данной сфере деятельности.
Список литературы
1. Бадер О. Н., Оборин В. А. На заре истории Прикамья. Пермь: Пермское кн. изд-во, 1958. 244 с.
2. Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми Х1Х-ХХ вв. М.: Наука, 1958. Т. 45. 392 с.
3. Глушкова Т. Н. История изучения древнего плетения и ткачества в отечественной археологии. Сургут: РИО СурГПУ, 2006. 96 с.
4. Голицин Н. Д. Обозрение Печорского края архангельским губернатором действительным статским советником князем Н. Д. Голициным летом 1887 года. Архангельск, 1883. 125 с.
5. Попов. Этнографические сведения о мужских и женских костюмах Ибской волости. Б.м., 1889. 15 с.
6. Романова Г. Н. Традиционные домашние ремесла и кустарные промыслы коми (конец Х1Х — начало ХХ в.): дисс. … к.и.н. Сыктывкар, 1975. 230 с.
7. Савельева Э. В. Пермь вычегодская. М.: Наука, 1981. 221 с.
8. Шипунова Г. В. Народное искусство коми: узорное тканье, вязание, вышивка // Советская этнография. 1960. № 2. С. 57−70.
TECHNOLOGICAL PROCESS OF WOOL YARN DYEING IN TRADITION OF KOMI (ZYRYANS)
AT THE END OF THE XIXth — THE BEGINNING OF THE XXth CENTURY
Nadezhda Gavrilovna Gagieva
Department of Decorative-Applied Arts Syktyvkar State University gagievanord@mail. ru
The author studies the ethnographic sources of the end of the ХГХ* - the beginning of the ХХШ century, which describe the technological process of wool yarn dyeing in the tradition of Komi (Zyryans), basing on the source analysis of the wide range of ethnographic literary works and museum pieces of the end of the ХГХ* - the beginning of the ХХШ century reconstructs some of the oldest technologies of wool yarn dyeing lost with time, and reveals the tradition of the Komi people (Zyryans) in this sphere of activity.
Key words and phrases: Komi (Zyryans) — ethnography- traditional culture- natural and aniline dyes.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой