Сухопутные торговые маршруты в Западной торговле Золотой Орды второй половины XIII - первой половины XIV в

Тип работы:
Реферат
Предмет:
История. Исторические науки
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Арсланов Азат Мехаметгалиевич
СУХОПУТНЫЕ ТОРГОВЫЕ МАРШРУТЫ В ЗАПАДНОЙ ТОРГОВЛЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIV В.
В статье на основании сведений, содержащихся в различных источниках и трудах отечественных и европейских исследователей, рассматривается история функционирования основных сухопутных торговых маршрутов, соединявших Золотую Орду с ее торговыми партнерами на Западе. Автор выявляет типичные наборы транзитных восточных и западных товаров (второй половины XIII — первой половины XIV в.), составлявших основу товарооборота на данных маршрутах, анализирует изменения ассортимента товаров в разные периоды существования коммерческих связей. Адрес статьи: www. gramota. net/materials/3/2014/6−2/2. html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2014. № 6 (44): в 2-х ч. Ч. II. C. 15−18. ISSN 1997−292X.
Адрес журнала: www. gramota. net/editions/3. html
Содержание данного номера журнала: www. gramota. net/mate rials/3/2014/6−2/
© Издательство & quot-Грамота"-
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www. gramota. net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: voprosv hist@gramota. net
Безусловно, учреждения образования и библиотеки нуждаются в обновленном издании географического Атласа Тамбовской области, который станет необходимым подспорьем в изучении географии, геологии, истории и природы нашего региона. Видимо, при подготовке нового, переработанного атласа следует возвратиться к опыту 2−4 изданий, когда многие карты и справки к ним были составлены совместными усилиями специалистов в разных дисциплинах (географами, биологами, историками, археологами и др.). Это позволит избежать досадных ошибок и неточностей.
Список литературы
1. Алленов А. Н. История религиозных течений в Тамбовской области: учеб. -методич. пособие. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2013. 190 с.
2. Атлас Тамбовской области / ред. В. М. Юрьев. Новосибирск, 1999. 40 с.
3. Атлас Тамбовской области / ред. В. М. Юрьев. Тамбов, б/г. 40 с.
4. Атлас Тамбовской области / ред. В. Ф. Ромашов. М., 1981. 32 с.
5. Атлас Тамбовской области / ред. Д. И. Калмыков. М., 1966. 32 с.
6. Географический атлас Тамбовской области / отв. ред. А. М. Кириллов. Минск, 1960. 16 с.
7. Материалы по истории Мордвы VIII—XI вв. / под ред. А. П. Смирнова. Моршанск, 1952. 232 с.
8. Моисеев Н. Б. Археологические исследования в Тамбовском крае. Тамбов, 1999. 54 с.
9. Моисеев Н. Б. Древнейшая история Тамбовского края // История Тамбовского края: избранные страницы: учеб. пособие / под ред. И. В. Двухжиловой, А. А. Слезина. Тамбов: Изд-во Тамб. госуд. техн. ун-та, 2004. С. 21−44.
10. Чуистова Л. И. Древнейшее население Тамбовщины. Тамбов, 1982. 112 с.
11. Чуистова Л. И., Мизис Ю. А. Раскопки на холме «Голдым-1» // Источниковедческие работы. Тамбов, 1971. Вып. 2. С. 164−176.
ATLAS OF TAMBOV REGION: THE FIFTH EDITION
Allenov Andrei Nikolaevich, Ph. D. in History Tambov State University named after G. R. Derzhavin anicol@yandex. ru
Moiseev Nikolai Borisovich
Centre for Preservation and Use of Historical-Cultural Heritage and Film Materials of Tambov Region
56 4705nikolai@mail. ru
In the article the comparative review of five editions of the geographical atlas of Tambov region is given. During the analysis of certain maps of the fifth edition some mistakes and shortcomings have been revealed, a number of critical remarks are expressed. The authors state that such maps as & quot-Tambov Region. The XIX Century& quot-, & quot-Administrative Map& quot-, & quot-Geography of Religions& quot- and the reference source to it, & quot-Tourist'-s map& quot- and the text & quot-The Places of Interest of Tambov Region& quot- to it are among the least felicitous ones. They come to the conclusion that the atlas as an educational reference book needs revising.
Key words and phrases: atlas- map- Tambov Region- archaeology- historical and archaeological monuments- religious trends.
УДК 94(47). 031
Исторические науки и археология
В статье на основании сведений, содержащихся в различных источниках и трудах отечественных и европейских исследователей, рассматривается история функционирования основных сухопутных торговых маршрутов, соединявших Золотую Орду с ее торговыми партнерами на Западе. Автор выявляет типичные наборы транзитных восточных и западных товаров (второй половины XIII — первой половины XIV в.), составлявших основу товарооборота на данных маршрутах, анализирует изменения ассортимента товаров в разные периоды существования коммерческих связей.
Ключевые слова и фразы: Золотая Орда- торговля- торговые пути- татарский торговый путь- купцы.
Арсланов Азат Мехаметгалиевич
Казанский (Приволжский) федеральный университет azatarslanov@gmail. com
СУХОПУТНЫЕ ТОРГОВЫЕ МАРШРУТЫ В ЗАПАДНОЙ ТОРГОВЛЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIV В. (c)
В современной отечественной историографии сформировалось представление о том, что Золотая Орда вела свою западную торговлю исключительно с итальянскими городами (Венеция и Генуя) и в основном посредством морских торговых путей через Крым. Этому есть и объективные причины. Большинство обнаруженных
© Арсланов А. М., 2014
и исследованных сегодня письменных исторических источников о торговле Золотой Орды относятся именно к Черноморско-Средиземноморскому направлению внешней торговли. Данное обстоятельство привело к тому, что исследователями игнорируется тот факт, что в золотоордынской торговле серьезную конкуренцию морским торговым путям в Западную Европу составляли сухопутные торговые маршруты. Большинство из них существовали еще до монгольских завоеваний. В частности, хорошо известен путь из Булгара в Регенс-бург через Киев и Галич (путь «из немец в хазары»), игравший заметную роль в торговых контактах Волжской Булгарии и Киевской Руси с Западом [2, с. 89−97].
После монгольских завоеваний в Западном направлении активно функционировало несколько торговых магистралей. Первым был путь из промышленных центров германских земель в Поволжье, через Киев. Этот путь активно функционировал вплоть до конца XIII в. Однако в более поздний период из-за высоких налогов, которыми облагались западные товары на границах русских княжеств, реэкспорт восточных товаров через их территорию стал невыгодным для западных купцов, что, в свою очередь, привело к снижению товарооборота.
Второй путь в Поволжье шел не напрямую, а через Крым и Приазовье. В начале XIV в. путь западных купцов из Киева шел на юг по Днепровскому пути. Вдоль торговой магистрали возникали золотоордынские города — Кучугурское городище, Тавань, Конское городище и городище у реки Самары. По этому пути в Тану и Каффу поступали товары экспорта русских княжеств — пушнина: шкурки соболя, бобра, куницы, горностая, лисы, рыси, белки. По нему же привозили мед, воск и кожи.
Параллельно с этим путем функционировал и прямой путь из золотоордынского Солхата во Львов. Наиболее раннее известное нам упоминание о существовании сухопутного пути из Северного Причерноморья и Приазовья в Италию через Львов и Краков связано с осадой торговой фактории Таны войсками Джанибека 14 марта 1344 г. [19, р. 54].
В рамках этого пути существовало два способа добраться до Львова. Первый путь был комбинированным, т. е. водно-сухопутным. Он предусматривал морское плавание из Таны или Каффы в Белгород (Ак-Керман), а оттуда — сухопутный переход до Львова. Второй путь был полностью сухопутным. Путешествие из Каффы во Львов занимало около 20 дней [16, р. 211−218]. Из Солхата караванный путь вел к границе Крымского полуострова к городищу Перекоп. Далее купцы отправлялись к переправе через реку Днепр у Тавани и следовали вдоль побережья Черного моря через городище Маяки к Ак-Керману (Белгороду на Днестре). От Белгорода путь шел через городище Костешты и Старый Орхей (Янги-Шехр), в Каменец Подольский, Требоволь, Золочев. Как отмечают многие купцы и путешественники, этот путь позволял в максимально короткие сроки достичь русских княжеств и столицы галицко-волынского княжества — Львова, а оттуда получить доступ к польским и немецким городам [7, с. 178]. Таким образом, город Львов был конечной точкой маршрута для большинства восточных и золотоордынских купцов.
Львов, пусть и в ограниченной форме, но владел правом склада. Это право обязывало всех приезжих купцов останавливаться в городе и выставлять свои товары для оптовой продажи местным купцам и горожанам на определенный срок (обычно 14 дней). После окончания указанного срока пребывания во Львове купцам дозволялось ехать дальше с непроданным товаром. Таким образом, в золотоордынской торговле с Западом роль посредников по данному торговому пути брали на себя львовские купцы, и именно поэтому на знаменитом «Каталанском атласе», созданном в 1375 г., Львов обозначен как склад восточных товаров [14, с. 52].
От Львова в Западную Европу вели два пути. Первый шел в Краков. От Львова до Кракова было шесть дней пути [19, р. 54]. Далее в страны Центральной Европы дорога шла через Карпаты, по так называемой «высокой дороге». Краков также обладал складским правом [13, с. 585−586], и поэтому, вероятно, дальше Кракова по данному пути львовские купцы не ходили.
Вторым путем транспортировки золотоордынских товаров на рынки Центральной Европы, а точнее Фландрии и Северной Германии, был гораздо более короткий путь через Познань. Для купцов этот путь был значительно выгоднее, так как на нем было гораздо меньше таможен.
Остановимся на торговых контактах города Львова с Золотой Ордой более подробно, так как он был конечной точкой золотоордынских купцов. Современники называли этот город «сухим портом Востока» [8, с. 88]. Торговля золотоордынского города Ак-Кермана со Львовом носила посреднический характер, так как только часть восточных товаров поглощалась местным населением, остальная же часть отправлялась в западные области Польши, Силезию, Поморье, Фландрию, Германию вплоть до Нюрнберга, а также в Италию.
Какие же товары вывозились из Золотой Орды по данному пути? Из Золотой Орды во Львов в основном гнали большие партии скота. Итальянский путешественник и миссионер Плано Карпини, побывавший в 1245—1247 гг. в Монголии и Золотой Орде, писал: «Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Всякого скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет в целом мире» [11, с. 28]. О большом количестве скота говорил и венецианский путешественник и купец Иосифат Барбаро, живший в Золотой Орде в 1436—1452 гг. Он отметил, что в Орде разводят лошадей, крупный рогатый скот, а также верблюдов и баранов на продажу. Автор пишет, что лошадей и верблюдов в основном продавали на Восток, а вот коровы и быки пользовались большим спросом на Западе [1, с. 149−150].
С Востока во Львов везли меха, хлеб, мед, воск, древесину, ремесленные изделия, вино, целебные средства и скорняжные изделия, а также восточные товары: бархат, шелк, ковры, жемчуг, ювелирные изделия, пряности, благовонные масла [16, р. 88]. Из Львова эти товары распределялись в Краков, Познань, Вроцлав, Торунь и другие города Средней Европы.
Помимо этого, через Львов также проходил сухопутный маршрут генуэзской работорговли. Актовые книги Львова фиксируют пребывание в XIV в. в городе большого числа генуэзцев. В основном они занимались купечеством, а также соляным промыслом [17, s. 82]. А польские купцы закупали в западных странах прусские, фландрийские, английские и силезские сукна, изделия из ремесла и доставляли их во Львов, потом они попадали на золотоордынские рынки Крыма, Приазовья и Поволжья. В ходе археологических изысканий в столице Золотой Орды — Сарае (Селитренном городище) — в 1997 г. было найдено значительное количество западноевропейских торговых пломб XIV—XVII вв. [6, с. 276]. Подобные находки были сделаны позже и в других золотоордынских городах [3, с. 144]. Вероятно, этими пломбами пломбировались ткани, поставлявшиеся посредством «татарского» пути, через фактории итальянцев в Крыму и Приазовье в города Орды.
Также большую активность в торговле между Львовом и золотоордынскими городами проявляли армянские и татарские купцы. Сохранились сведения о том, что первыми купцами, прибывшими во Львов из Крыма, были именно армяне [15, s. 53]. По документам второй половины XIV в. можно привести в пример купца Лазаря-армянина. Он поставлял армянским купцам из Львова шелк-сырец [Ibidem, s. 55]. Другой купец -Таукардян — в XIV в. держал на складе во Львове перец, жемчуг, мускатный орех и шелк [Ibidem]. Из армянских купцов Крыма происходил и купец Тайчидин, чье завещание было включено в старейшую актовую книгу Львова [17, s. 93−95]. О том, что Тайчидин занимался восточной торговлей, можно судить исходя из описи его имущества, приводимого в завещании: «37 камней перца и пол камня муската, и жемчуга имеет три фертона без полтретьи (т.е. 2,5) злотника. Также имеет три фунта хорошего шелка и пять фунтов дешевого шелка» [Ibidem, s. 94−95]. В начале XV в. армяне практически монополизировали восточную торговлю Львова, получив в 1402 г. от князя Ягайло право торговать от лица Львова во всех его землях и по всей Литве [10].
Впервые о наличии в городе этнической общины татар сообщается в грамоте Казимира III Львову от 1356 г. В ней наряду с прочими не-католиками — русскими, армянами, сарацинами и иудеями — упоминаются и татары [4, c. 16−17]. Во Львове «татары» жили в северной части города, получившей название «Татарского предместья». Интересно отметить, что и в современном Львове на месте этого квартала расположена улица Татарская.
Актовые книги Львова содержат массу упоминаний о татарах и татарских купцах. В наиболее ранней сохранившейся актовой книге Львова от 1382−1389 гг. зафиксированы сделки купли-продажи с участием татарских негоциантов. Так, 8 августа 1386 г. упоминается некий Андреаш — татарин-католик [17, s. 65]. 16 января 1387 г. упомянут «почтенный муж Карачбей католик» [Ibidem, s. 72]. В записи от 26 октября 1384 г. упомянуты дом и имущество Ширбея русина [Ibidem, s. 32].
С середины XIV в. «Татарский» торговый путь начинает переживать упадок. Достигнув своего высшего военно-политического могущества при хане Узбеке, Золотая Орда впоследствии вступила в период упадка и внутренней нестабильности. Воспользовавшись этим, Литва, Польша и Венгрия заявили свои притязания на территории, по которым проходил «Татарский» торговый путь. Еще в 40-е годы XIV в. литовские князья братья Кориатовичи под покровительством своего дяди великого князя Ольгерда повели борьбу за Подолье, которое со второй половины XIII в. являлось частью Золотой Орды [12, c. 68]. В правление Людовика (Лайоша) I (1342−1382) началась венгерская экспансия на юго-востоке Днестровско-Карпатских земель. После победы над золотоордынцами в 1345 г. венгры не раз отправлялись в военные экспедиции в район нижнего Сирета и Прута. В 1362 г. три ордынских бека — Кутлубуга, Хаджибей и Димитрий, владевшие землями на западе Золотой Орды, — потерпели поражение от литовско-русского войска великого князя Ольгерда в сражении у Синих Вод (р. Синюха, левый приток Южного Буга). Тем самым Золотая Орда была вытеснена из Подолии, которая оказалась в руках Кориатовичей.
После прекращения золотоордынского господства в Днестровско-Карпатском регионе Ак-Керман на некоторое время оказался независимым от того или иного владыки. Однако, исходя из содержания грамоты Юрия и Александра Кориатовичей от 1374 г., можно сделать вывод, что город перешел в руки подольскому князю Юрию Кориатовичу [Там же, c. 197−198]. А после загадочной смерти Юрия Кориатовича в 1375 г. город перешел к Молдавии1.
Лишившись Ак-Кермана, Золотая Орда фактически потеряла контроль над «татарским торговым трактом». Согласно наблюдениям путешественников Жильбера де Ланнуа, Амброзио Контарини, этот путь в последней четверти XIV в. лишился своей привлекательности для купечества ввиду отсутствия гарантий безопасности передвижения по нему [1, c. 211−213- 5, c. 39−43]. Однако, подогреваемая интересом львовских и краковских купцов к восточной торговле, «Via tatarica» продолжала функционировать вплоть до конца XIV в. Об этом свидетельствует ярлык, выданный в 1372 г. от имени хана Мухаммада Кракову и предоставивший льготы в торговле с Ордой, а в 1379 г. аналогичный ярлык получило львовское купечество [11, c. 119]. С началом нового века «татарский путь» в источниках почти не упоминается [8, c. 88].
С конца XIV в. значительная часть торговли Золотой Орды в западном направлении переносится на «молдавский путь». Ввиду удобного географического положения Молдавского княжества, граничившего на западе с Валахией и с торговыми трансильванскими городами (Быстрицей, Германнштадтом (Брашовым) и Клаузенбургом), новый торговый путь открыл для золотоордынских купцов и новые направления торговли на Запад. Однако из-за большого количества таможен внутри княжества, а их к 1408 г. насчитывалось 15 пунктов [9, c. 48], конечной точкой для многих восточных караванов становится Белгород (Ак-Керман), получивший новое название Четатя-Алба.
1 Этот факт подтверждается и данными массариев Кафы за 1386 год.
Изменились и товары, поставлявшиеся на Запад из территории Золотой Орды. Отныне это были исключительно «восточные товары». Согласно «Уставу о пошлинах» молдавского господаря Александра Доброго от 8 октября 1408 г., воеводы Стефана от 18 марта 1434 г., господоря Петра III Арона от 29 июня 1456 г., Штефана III 1460 и 1463 гг. и генуэзско-молдавских торговых документов из архива Банка Св. Георгия от 1457−1475 гг. [16, p. 103−107], основными товарами, импортировавшимися из татарских земель, были восточные ткани: шелк, камка, тебенко (материал для обивки седел), а также пряности и специи (перец, имбирь, тимьян, ладан, греческий квас, лимоны). Крупный рогатый скот не пользовался большим спросом. Его место занял молдавский скот.
На рубеже XV—XVI вв. торговые контакты между Золотой Ордой, польско-литовским и молдавским купечеством сильно сократились, приток товаров дальней транзитной торговли на рынки приграничных городов Улуса Джучи снизился. Росла регионализация торговли вокруг отдельных торговых центров Крыма, Поволжья, Северного Кавказа, Хорезма. На западном направлении торговли Золотой Орды особенно негативно сказалась конфронтация слабеющих сарайских властей с все более усиливающимся Крымским ханством. Однако свои посреднические функции между странами Северной Германии и странами Востока татарские купцы продолжали выполнять и в последующие годы. Об этом свидетельствуют многочисленные упоминания в источниках более позднего периода этнонима польско-литовских татар.
Список литературы
1. Барбаро и Контарини о России. К истории итало-российских связей в XVI в. / вступ. ст., подг. текста, пер. и комм. Е. Ч. Скржинской. Л.: Наука, 1971. 276 с.
2. Белорыбкин Г. Н. Путь из Булгара в Киев в районе Верхней Суры // Волжская Булгария и Русь. Казань, 1986. С. 89−97.
3. Ван Лаере Р., Тростьянский О. В. Западноевропейские товарные пломбы XIV—XV вв. с территории Золотой Орды // Нумизматика Золотой Орды: сб. науч. ст. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани А Н РТ, 2012. Вып. 2. С. 144−163.
4. Грамота польського короля Казiмiра Ш про надання мкту Львову Магдебурзького права от 1356 року червня 17 // Ьторш Львова в документах i матер1алах: збiрник документа i матерктв. Кив: Наукова Думка, 1986. С. 16−17.
5. Емельянов. Путешествие Гилльбера де Ланноа в восточные земли Европы в 1413−14 и 1421 годах // Киевские университетские известия. 1873. № 8. Отд. 2. С. 1−46.
6. Клоков В. Б., Лебедев В. П. Западноевропейские торговые пломбы из развалин Сарая // Восьмая Всероссийская нумизматическая конференция (Москва, 17−21 апреля 2000 г.): тезисы докладов и сообщений. М., 2000. С. 275−277.
7. Книга хождений. Записки русских путешественников XI—XV вв. М.: Советская Россия, 1984. 448 с.
8. Крот В. А. Торговля Польши с Турцией в Причерноморье (XV — первая половина XVI в.) // Торговля и мореплавание в бассейне Черного моря в древности и средние века. Ростов-на-Дону, 1988. С. 87−94.
9. Огуй А. Д. Молдавский торговый путь: образование, расцвет, упадок (XIV-XVII вв.) // Русин. № 4. 2010. С. 45−61.
10. Осипян А. Л. Причуды Тайчадина: Завещание львовского армянина (1376 г.) как источник по истории Великого Причерноморья второй половины XIV века [Электронный ресурс] // Европейский университет в Санкт-Петербурге. URL: http: //old. eu. spb. ru/reset/files/osipian. pdf (дата обращения: 18. 03. 2013).
11. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / пер. А. И. Малеина. М.: Государственное издательство географической литературы, 1957. 274 с.
12. Сещнський Е. Город Каменец-Подольский. Историческое описание. Киев, 1895. 247 с.
13. Хрестоматия по истории средних веков / под ред. С. Д. Сказкина. М., 1963. Т. 2. X—XV вв.ека. 750 с.
14. Юрченко А. Г. Монгольская империя на Каталонском атласе 1375 г. // Mongolica-VIII: сборник статей: Посвящш 190-летию Азиатского музея — Института восточных рукописей РАН (СПбФ ИВ РАН). СПб.: Петербургское Востоковедение, 2008. С. 50−61.
15. Charewiczowa L. Handel sredniowiecznego Lwowa. Lwow, 1925. 156 s.
16. Iorga N. Negoful § i me^teguriule in trecutul romanesc. Formind volumul III din istoria Rominilor in chipuri § i icoane. Bucure^ti: Minerva, 1906. 263 p.
17. Pomniki dziejow Lwowa z archiwum miasta / wyd. A. Czolowski. Lwow, 1892. T. 1. Najstarsza ksicga miejska. 1382−1389. 152 s.
18. Quirini-PopJawska D. Wloski handel czarnomorskimi niewolnikami wo poznym sredniowieczu. Krakow: Universitas, 2003. 342 s.
19. Regestes des deliberations du senat de Venise concernant la Romanie / рar F. Thiriet. Paris, La Haye: Mouton, 1958. T. 1 (1329−1399). 246 p.
LAND TRADE ROUTES IN WEST COMMERCE OF THE GOLDEN HORDE OF THE SECOND HALF OF THE XIII — THE FIRST HALF OF THE XIV CENTURY
Arslanov Azat Mekhametgalievich
Kazan (Volga Region) Federal University azatarslanov@gmail. com
In the article on the basis of information from various sources and works by the Russian and European researchers the history of the functioning of the main land trade routes, which connected the Golden Horde with its trade partners in the West, is considered. The author reveals typical sets of transit eastern and western goods (the second half of the XIII — the first half of the XIV century) that were the basis of trade turnover on these routes, and analyzes the changes of the range of goods in different periods of commercial connections existence.
Key words and phrases: the Golden Horde- trade- trade routes- the Tatar trade route- merchants.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой