Стихотворное изложение- эффективное средство обучения

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Народное образование. Педагогика
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. [Текст] - М., 2005. — 22 с.
6. Концепция развития городского педагогического лицея. — Юбилейное изд., доп. и испр. [Текст] - Новосибирск: НГПЛ, 2006.
7. Программа опытно-экспериментальной деятельности по созданию системы пролицейского образования. [Текст]- Новосибирск, 2005.
8. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
9. Шевкун, А. В. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / А. В. Шевкун.? Екатеринбург, 2007.? 195 с.
УДК 374. 3
Киселева Татьяна Владимировна
Учитель математики, Соискатель кафедры педагогики Ульяновского Государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, katya. 17. 90@mail. ru, Ульяновск
СТИХОТВОРНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ -ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ
Kiselyova Tatyana Vladimirovna
The mathematics teacher. The competitor of chair of pedagogics of the Ulyanovsk State pedagogical university of I. N. Ulyanov, katya. 17. 90@mail. ru, Ulyanovsk
POETIC STATEMENT — A TRAINING EFFECTIVE REMEDY
Тенденции развития современного общества, его глобализация и бурный рост информационных потоков, развитие компьютерных технологий, затрагивают все сферы общественного устройства, в том числе и едва ли не самое главное достижение цивилизации — образование. В этих условиях многими исследователями отмечается изменение общего психологического настроя, когда восприятие достаточно длинных связных фрагментов, понимание их внутренней логики, простейший анализ и последующее удержание материала становится всё более проблематичным для школьников.
Традиционные методические установки, направленные на запоминание и воспроизведение отдельных квантов информации в этих условиях перестают работать вообще или становятся малоэффективными. При этом актуальными становятся задачи переосмысления методических приёмов при изложении традиционных тем. Очевидна потребность в развитии новых, более эффективных методов обучения, т. е. потребность в совершенствовании учебных текстов, применяя к ним стихотворное изложение, которое становится средством улучшения знаний учащихся.
Исследуя построение и использование учебных текстов, дидакты пришли к заключению, что тексты являются отражением теории, которая лежит в основе процесса обучения в тот или иной период. Но любая педагогическая теория может считаться вполне завершенной, если она реализуется на практике, обеспечивая при этом совершенствование процесса обучения. Один из наиболее эффективных путей проникновения педагогической теории в практику обучения идёт через учебник (то есть учебные тексты) [14, с. 20−26- 15, с. 70−77].
Целью данной статьи является рассмотрение возможностей использования стихотворных учебных текстов (СУТ) при обучении школьников как нового средства улучшения усвоения фундаментальных знаний (на примере математических дисциплин).
В настоящее время стихотворные учебные тексты, обеспечивающие базовую подготовку учащихся, не используются в учебном процессе школ. А без фундаментальных знаний невозможно дальнейшее всестороннее развитие личности. Это связано не только с увеличивающимся потоком информации по всем школьным предметам, которую необходимо усвоить и запомнить, но и с ослаблением интереса учащихся к чтению, а, значит, к учебным текстам.
Если спросить любого учителя, в чём видится ему главная трудность работы, в чём основная проблема современного образовании, можно не сомневаться, что ответ будет один и тот же: дети не хотят читать, не хотят заучивать нужный, глубоко научный, но на их взгляд, скучно преподнесённый материал базовых школьных знаний. А ведь знание — фундамент, на котором возводится всё здание обучения [4, с. 5].
Давно известно, как любят малыши, чтобы им читали, как радуются они уловленному ритму стиха. В школе же этот интерес, эта любовь к книге иссякает [5, с. 3].
Как добиться того, чтобы тексты школьных учебников базового уровня не отбивали интерес к чтению, а усиливали его, чтобы алгебра научности не убивала гармонию, напротив, позволяла постичь смысловую глубину и эстетическое совершенство учебных текстов?
Создать внутреннюю мотивацию, вызвать интерес к изучаемому материалу — задача любого учителя — предметника. Каждый её решает по-своему, но в любом случае это чаще всего обращение к интеллектуальной сфере, к деятельности левого полушария мозга [10].
Думается, что обращение к эмоциональной сфере личности, что в большей степени относится к правому полушарию, к сфере не интеллекта, а эмоций, позволяет учащимся улучшить усвоение базового уровня знаний, не утратить интереса к предмету.
Одним из средств улучшения усвоения знаний учащихся, на наш взгляд, и являются стихотворные учебные тексты. Они объединяют обе сферы личности: эмоциональную и интеллектуальную.
Нами проведённый анализ возможностей СУТ позволяет рассматривать их не только как средства для организации самостоятельной работы на уро-
ках математики, но и более широко — в процессе обучения любому школьному предмету под руководством учителя.
Нам предоставляется возможность осуществлять обучение учащихся МОУ СОШ № 57 г. Ульяновска на основе специально созданного алгоритма для СУТ, по которому любой прозаический учебный текст базового уровня можно переконструировать в стихотворный учебный текст.
Выявлено, что в процессе решения учебных задач школьник лучше оперирует стихотворными учебными текстами, чем материалом прозаического характера.
Выбор СУТ в качестве средства обучения связан с тем, что в настоящее время традиционный печатный учебник уже не позволяет в полном объёме запомнить необходимую информацию базового школьного курса, что приводит к снижению активизации познавательной деятельности обучающихся, а, следовательно, к ухудшению усвоения знаний.
В последнее время возникла острая необходимость использования новых более эффективных средств в обучении, в частности с помощью СУТ, в связи с тем, что многократное увеличение и обновление информации за достаточно короткое время практически во всех областях науки и техники приводит к быстрому её устареванию: в гуманитарных, технических областях — через 5 лет, а по специальным дисциплинам в области экономики, информатики и других — через 2−3 года. Поэтому учителю надо идти в ногу со временем: создавать свои тексты в соответствии с требованиями школьной программы и новшествами науки и техники.
Стихотворный учебный текст в отличие от прозаического учебного текста (т.е. текста учебника), структура которого заключена в строгие рамки, может изменяться: сложно понимаемый и усваиваемый материал преподноситься в стихотворной форме, которая позволяет словам нужного текста стать «весомее, многозначительнее, надолго запоминаться» [1, с. 4].
К преимуществам при работе со стихотворным учебным текстом следует отнести: уменьшение сложности понимания на уровне слов и предложений, сокращение времени на заучивание базовой теории, увеличение скорости воспроизведения ранее изученного материала, улучшение использования теории для доказательства при решении задач и аргументирования своих ответов, возникновение и сохранение интереса к предмету, положительный эмоциональный настрой к учёбе.
Под стихотворным учебным текстом мы понимаем стихотворное изложение учебного материала, основанное на познавательных интересах учащихся (как указывает Г. И. Щукина) с ярко выраженной ритмической организацией, рифмой, особой интонацией, паузами и другими специфическими элементами стиха, базирующегося на следующих качествах: цельность (И. Р. Гальперин 1981), связность (И. Р. Гальперин 1981), завершённость (Г. В. Колшанский 1990- Н. А. Купина 1983- И. Р. Гальперин 1981), отдельность (Т. В. Трошина 1982), прагматичность (И. Р. Гальперин 1981) (как указывают В. М. Жирмунский, Ю. В. Казарин, Ю. М. Лотман,
Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов), изложение, оказывающее на учащихся сильное эмоционально — положительное и энергетическое воздействие (как указывают Г. Г. Граник, Д. Н. Овсянико — Куликовский, А. А. Потебня), все функции воздействия учебного материала (образовательная, развивающая, воспитательная, мотивационная, управляющая) осуществляются в соответствии с принятой (действующей) программой (как указывает И. П. Подласый), с использованием элементов перспективной в настоящее время ассоциативно — смысловой поэтики (как указывают К. Д. Вишневский и многие другие филологи и поэты).
При конструировании стихотворного учебного текста как средства улучшения усвоения знаний должен учитываться дидактический принцип прочности. «Данный принцип подводит итог теоретическим поискам учёных и практическому опыту многих поколений учителей по обеспечению прочного усвоения знаний. В нём закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развития познавательных сил учащихся — две взаимосвязанные стороны процесса обучения- прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов — содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к данному учебному материалу…- память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.
Процесс прочного усвоения знаний очень сложен. В последнее время его изучение принесло новые результаты. В ряде исследований показано, например, что во многих случаях непроизвольное запоминание является даже более продуктивным, чем произвольное. Это вносит определённые изменения в практику обучения, поскольку традиционно считалось., что обучение должно основываться на произвольном запоминании, и в соответствии с этим были сформулированы практические правила обучения. Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения.» [9, с. 271−272]. Рассмотрим те из них, которые особенно необходимы для СУТ.
«Материал, требующий запоминания, должен составлять короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти не должно иметь обширных размеров.» [9, с. 272]. Это правило особенно применимо для стихотворного учебного текста с его «теснотой стихотворного ряда» (Ю. Н. Тынянов 1997), чтобы «словам было тесно, мыслям — просторно» (Н. А. Некрасов).
«Интенсифицируя непроизвольное запоминание учащихся, не следует прибегать к прямым заданиям или указаниям: гораздо предпочтительнее заинтересовать учащихся, постоянно будить возникший интерес» [9, с. 272]. Это правило как нельзя лучше применимо для СУТ. Ведь ещё древнегреческий мыслитель Аристотель в своих философских трудах писал о том, что открытие нового происходит в особом эмоциональном состоянии. Это
своего рода умственное потрясение, порождённое удивлением. Для Аристотеля удивление — это начало познания [4, с. 77]. А поэтически изложенный учебный материал вызывает у учащихся удивление своей ритмически организованной формой, развивает интерес к объекту познания, поражает лаконичностью и краткостью предъявления, бодрит положительными эмоциями, возбуждает своей энергетичностью. Потому что в них есть рифма и ритм.
Почему стихи запоминаются легче прозы? Важным условием для эффективного запоминания стихотворения является то, что оно состоит из коротких фраз, чётко обозначенных паузами, ведь короткая фраза легко умещается в нашей речевой кратковременной памяти. Как известно из психологии инертность речевого анализатора составляет примерно 4 секунды. Это значит, что фразу длиной в 4 секунды и меньше, легко можно повторить, а также удержать в сознании путём многократного мысленного повторения. Обычно в 4 секунды умещается две строчки стихотворения. При воспроизведении стихотворения мы имеем дело исключительно с речевой памятью. Дословное воспроизведение включает в себя не только точное воспроизведение порядка слов. При заучивании текста речевая память хорошо запоминает и особенности произношения слов, мелодику фраз, интонацию, эмоциональную окраску, паузы и т. п. Если воспроизводить ранее заученное стихотворение, можно заметить, что при озвучивании голосом первой строки где-то в сознании уже готова вторая строчка. Она как бы проговаривается мысленно, «стоит на очереди». В процессе воспроизведения второй строчки, на очередь становится третья строчка. И так далее. Стихотворение вылезает из нашей памяти строка за строкой [7- 10].
Рассмотрим ещё одно правило обучения. «Педагог должен следить за развитием памяти учеников, учить их пользоваться различными мнемотехничес-кими приёмами, облегчающими запоминание» [9, с. 274]. СУТ можно считать одним из приёмов запоминания и как следствие свойством улучшения усвоения знаний. Ведь профессор психиатрии Н. П. Бехтерева говорила о том, что память должна трудиться. А самый большой труд, по её мнению, — работа с той частью памяти, которая является её биологической составляющей. Тренируя биологию памяти, мы заставляем её работать, учимся удерживать в памяти определённый объём информации, что очень важно при любом обучении, особенно в школе. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно прозаические учебные тексты переконструировать в стихотворные учебные тексты.
Рассмотрим другие два правила обучения. «Не следует приступать к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших предпосылок: положительного отношения к нему хотя бы на уровне понимания необходимости и уверенности, что все преграды будут успешно преодолены». «Для прочного усвоения педагогу следует применять яркое эмоциональное изложение.» [9, с. 273, с. 275]. По мнению литературоведа Ю. В. Казарина, «Поэтический текст — это своеобразный, эстетизированный, т. е. сверхэкспрессивный, эмоциональный и индивидуальный, „язык
языка“, заключённый и оформленный в просодическую систему стихотворения» [6, с. 32]. Опираясь на этот вывод крупного учёного лингвиста можно считать, что СУТ удовлетворяет этой характеристике.
Учитывая вышеназванные возможности СУТ, нами разработан алгоритм их конструирования.
Алгоритм конструирования СУТ:
1. Установление основного текста, который подлежит обязательному усвоению.
2. Выделение главной мысли, которая станет дидактически центральной, т. е. центром стихотворного учебного текста.
3. Выявление ключевых слов, к которым подбирается рифма.
4. Реконструкция текста с целью показа выделенной главной мысли и ключевых слов.
5. Учёт точности того или иного слова в стихотворной конструкции, вызывающей в представлении учащихся отчётливую, впечатляющую картину.
6. Нахождение неповторимого определяющего слова в строфе во избежание потери авторской мысли, основанной на главной учебной мысли прозаического текста.
7. Шлифовка словесного материала в рамках стилистического и логического единства.
8. Организация ритма, рифмы, всевозможных созвучий, переносов, повторов и целый ряд других важных свойств в поэзии, облекающихся в звучащий стих и вместе с содержанием оказывающих на учащихся сильное воздействие, вызывающих у них особое эстетическое ощущение, делающих смысл текста более выпуклым и запоминающимся.
9. Учёт стихотворной техники: строфики, метрики, окончаний.
10. Осуществление выразительности стиха, передачи авторской интонации, её положительного воздействия на восприятие учащихся, чему способствует архитектоника стиха, его построение в целом, в том числе и графика, т. е. расположение строк в строфе текста.
11. Окончательное оформление стихотворного учебного текста.
12. Проверка адекватности вновь созданного текста первоначальному с точки зрения существенной информации.
Благодаря использованию СУТ, созданных с помощью выше изложенного алгоритма, любой учащийся имеет возможность быстрее понять, запомнить и воспроизвести учебную информацию, существенно экономя время при многократных обращениях к начальной строчке каждой строфы. Данное средство (СУТ) создаёт дополнительные психологические структуры, способствующие восприятию и запоминанию информации, что касается учебного материала, считаем необходимым представить его в стихотворной форме, которая позволяет воспринимать информацию кратко и лаконично, повышая таким образом эффективность усвоения знаний.
Важно отметить, что при работе с СУТ, предназначенными для обучения учащихся школ, дети не являются пассивными читателями, т. к. данное
средство обучения предусматривает активную передачу знаний, что активизирует познавательную деятельность, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, следовательно, можно сделать вывод о более высоких психолого — педагогических возможностях стихотворных учебных текстов по сравнению с прозаическими (т. е. традиционным печатным учебником).
Принимая во внимание всё выше сказанное, можно сформулировать следующие основные преимущества СУТ, предназначенных для улучшения усвоения знаний учащихся перед традиционным печатным учебником (т. е. прозаическим учебным текстом):
— эмоциональность представления учебного материала через стиховую форму-
— энергетичность представления информации, которая достигается за счёт использования ритмической организации текста-
— актуализация учебного материала заключается в возможности оперативного обновления учебной информации, следуя алгоритму конструирования СУТ-
— прочность усвоения учебного материала, которая достигается наличием рифмы (созвучных окончаний слов) и ритма СУТ-
— индивидуальность обучения, которая становится возможной при стихотворном изложении материала многократно без потери времени, при наличии ярко выраженной интонации для демонстрации СУТ, присутствия в обучении удивления как начала познания-
— лёгкость запоминания больших или сложных массивов информации.
Рассмотренные выше преимущества СУТ указывают на то, что они обладают принципиально новыми качествами по сравнению с традиционным учебником, объединив в себе филологические, психологические и педагогические технологии.
При составлении содержательной части СУТ нами были учтены следующие требования, выделенные В. А. Сластениным к содержательной стороне учебного текста:
— учебник должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, оснащённым основным фактическим материалом-
— содержать изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для учащихся-
— учитывать особенности интересов, восприятия, мышления, памяти учащихся-
— развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности-
— учебник отражает в единстве логику науки, логику учебной программы и логику развития личности-
— хороший учебник информативен, энциклопедичен, лапидарен, связывает учебный материал с дополнительной и смежной литературой, побуждает к самообразованию и творчеству-
— формулировки основных положений, выводов должны отличаться предельной ясностью и чёткостью [8, с. 152−153].
Итак, рассмотрев стихотворное изложение учебного материала в форме стихотворных учебных текстов (СУТ) как средство улучшения усвоения знаний и те возможности, которые сегодня может представить данное средство для изучения любого предмета (на примере математических дисциплин), мы выявили, что обучение школьников с помощью СУТ проводить целесообразно, так как это обусловлено их возможностями и преимуществами по сравнению с традиционным печатным учебником, а также необходимостью модернизации процесса обучения школьным предметам, в целом, и математике, в частности.
Библиографический список
1. Вишневский, К. Д. Мир глазами поэта: Начальные сведения по теории стиха [Текст]: пособие для учащихся/ К. Д. Вишневский. / Под редакцией Л. И. Тимофеева. — М.: Просвещение, 1979. — 176 с.
2. Выготский, Л. С. Психология искусства. [Текст]/ Л. С. Выготский — Минск, 1998- с. 7−12.
3. Геометрия 10−11 [Текст]: учеб. для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — 15-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2006. — 256 с.
4. Граник, Г. Г. Когда книга учит. [Текст]/ Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, А. А. Концевая — М.: Педагогика, 1988. — 192 с. — (Б-ка учителя и воспитателя).
5. Каганович, С. Л. Обучение анализу поэтического текста[Текст]: методическое пособие для учителей — словесников. / С. Л. Каганович — М.: ООО «ТИД „Русское слово“ — РС», 2006. — 112 с.
6. Казарин, Ю. В. Филологический анализ поэтического текста [Текст]: учебник для вузов. / Ю. В. Казарин — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 432 с.
7. Козаренко, В. А. © 2002, Mnemonikon Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники. Mnemonikon Сайт, Mnemonikon http: // mnemotexnika. Narod. ru /.
8. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — 4-е изд. — М.: Школьная пресса, 2004. — 512 с.
9. Подласый, И. П. Педагогика [Текст]: учебник. М.: Высшее образование, 2006. — 540 с.
10. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2-е изд. испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
11. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. — Мн.: «Современное слово», 2001. — 928 с.
12. Философский словарь [Текст]/ Под общ. ред. проф., докт. философ. наук Ярещенко А. П. — Ростов н / Д: Феникс, 2004. — 560 с.
13. Холшевников, В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение[Текст]: пособие для студентов филологических факультетов./ В. Е. Холшевников./ Изд. 2-е, переработанное. Изд-во Ленинградского ун-та, 1972. — 168 с.
14. Зуев Д. Д. О некоторых проблемах создания школьных учебников [Текст]/ Д. Д. Зуев/ Советская педагогика. — 1979. — № 3 — с. 20−26.
15. Зуев Д. Д. Проблемы активизации дидактических функций современного учебника [Текст]/ Д. Д. Зуев// Сов. пед. — 1981. — № 8. — с. 70−77.
УДК 375. 4
Гайкова Оксана Викторовна
Соискатель кафедры педагогики Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, varvic47@mail. ru, Новосибирск
ИЗУЧЕНИЕ ДИСКУССИОННЫХ ВОПРОСОВ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Gajkova Oksana Viktorovna
The competitor of chair ofpedagogics of Novosibirsk institute of improvement ofprofessional skill and retraining of educators, varvic47@mail. ru, Novosibirsk
STUDYING OF DEBATABLE QUESTIONS OF THE HISTORICAL SCIENCE AT PROFILE SCHOOL
Дискуссионные вопросы исторической науки — это важнейший элемент содержания современного исторического образования. Авторы Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории академики РАО Э. Д. Днепров и В. Д. Шадриков требуют от учащихся «знать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории», «уметь участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения», «определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять ее, исходя из их исторической обусловленности» [3, с. 5].
Поэтому сегодня учителю истории необходимо овладеть теоретической информацией по дискуссионным вопросам исторических событий и явлений и профессионально осуществлять эффективное управление процессом их изучения, который состоит из четырёх взаимосвязанных компонентов, «образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями»: целевого компонента (цели и задачи изучения) — содержательного компонента (содержание учебного материала) — операционно-деятельностного компонента (методы, формы и средства обучения) компонента. результативного компонента (измерители, результаты, рефлексия) [4, с. 159].
Целенаправленность процесса изучения дискуссионных вопросов исторической науки определяется его образовательными, развивающими и воспитательными целями.
248

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой