Социализация личности ребенка в городской и сельской семье

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Социология
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

электронный научный журнал «apriori. cерия: гуманитарные науки»
www. apriori-journal. ru
№ 4 2015
УДК 316. 614
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ
Мустаева Флюра Альтафовна
д-р социол. наук Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск
author@apriori-journal. ru
Аннотация. Выделяются и обосновываются особенности социализации личности ребенка в городской и сельской семье. Теоретические положения подтверждаются результатами социологических исследований.
Ключевые слова: социализация личности ребенка- городская семья- сельская семья- воспитание в семье.
SOCIALIZATION OF A CHILD IN CITY AND RURAL FAMILIES
Mustaeva Flura Al'-tafovna
doctor of sociology Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk
Abstract. Peculiarities of socialization of a child in city and rural families are allocated and emphasized. Theoretical settlements are proved by results of sociological researches.
Key words: socialization of a child- a city family- a rural family- up-bringing of a child in a family.
Усложнение процесса социализации личности ребенка в современных перманентно меняющихся социально-экономических условиях актуализирует проблему факторов социализации, основным из которых традиционно является семья.
Объектом исследования являются городская и сельская семья, предметом — социализация личности ребенка в семье. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании особенностей социализации личности ребенка в городской и сельской семье, определяемых особенностями семейного уклада и образа жизни семьи в зависимости от типа поселения. Достижению данной цели способствовали такие методы, как анализ литературных источников, анализ документов, опросный метод (анкетные опросы, проведенные автором), а также использование результатов социологических исследований других ученых, подвергнутых автором статьи вторичному анализу.
Семья как основной фактор социализации личности ребенка — это тот социальный институт, где с раннего детства начинается приобщение индивида к конкретным нормам, правилам совместной жизнедеятельности людей, приобретается опыт общения, позволяющий ему стать полноценным членом определенной общности. Школа и другие учебные заведения, трудовые коллективы, различные общественные группы, в которых функционирует впоследствии взрослый человек, только продолжают тот процесс развития культурных навыков, который начинает формироваться в семье. Каждая общность, в которой оказывается человек, вынуждена учитывать культуру своих членов, основы которой были заложены в семье. Эта культура частично может быть преобразована в процессе взаимодействия личности с разными общностями, но не может быть полностью изменена, ибо она выступает неким фундаментом, на основе которого происходит наращивание культурных знаний и умений, полученных в семье, в течение всей жизни индивида.
Данная точка зрения позволяет выявить основные противоречия социализации личности. Во-первых, это противоречие между содержанием конкретных норм и требований, предъявляемых социумом к личности, и уровнем природной предрасположенности ребенка к их усвоению. Во-вторых, между готовностью родителей к выявлению и умелому использованию заданных природой склонностей ребенка и формированием в процессе социализации навыков самоопределения у подрастающего человека.
Эта проблема исследуется, в частности, А. В. Меренковым [1], который отмечает важность в условиях постоянного изменения содержания норм культуры трудовой, нравственной, эстетической деятельности научить детей самостоятельно и обоснованно выбирать ценности культуры, обеспечивающие максимальное раскрытие их индивидуальных задатков в общественно полезном труде. Поэтому социализация в современных условиях связана с решением задач становления и развития в семье навыков самоопределения у каждого ребенка. Семья должна заложить ту основу системы самоопределения личности, которая позволит ей в течение всей жизни совершенствовать умение самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы самореализации и самоутверждения во всех видах жизнедеятельности.
Еще на одну особенность современного процесса социализации обращает внимание Д. И. Фельдштейн [2, с. 7]. Если несколько десятилетий назад ребенок развивался главным образом в условиях малого социума — семьи, класса, ближайшего окружения, дворовых компаний, детской организации и всегда при четкой привязанности к конкретному взрослому субъекту, то в современных условиях он поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного и младшего школьного возрастов находится в огромном развернутом социальном, в том числе знаниевом, пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей из телевизора, перекрывая знания, по-
3
лучаемые от родителей, педагогов, и открывая бесконечное число разного рода форм отношений, связей, действий.
Эта важная особенность современного процесса социализации, вызванная изменением социокультурных условий развития и функционирования семьи, когда влияние телевидения и интернета на формирующуюся личность оказывается порой более сильным, чем воспитательное воздействие родителей, естественным образом порождает противоречие между примером семейных отношений, содержанием требований, предъявляемых ребенку со стороны близких людей, и теми образцами поведения, с которыми он знакомится через интернет и телевидение. Соответственно, перед растущим человеком встает выбор: следовать примеру близких родственников или тому, который демонстрируют интернет и СМИ. В связи с этим и сама семья оказывается в ситуации самоопределения содержания той культуры, к которой следует приобщать ребенка. Родители вынуждены выбирать влияющие на социализацию личности ребенка разные варианты решения проблем материального обеспечения семьи, организации досуга, отдыха, образования детей с учетом своих финансовых возможностей, престижных установок и места своего жительства.
Так как значительное влияние на социализацию личности ребенка оказывает тип поселения, в котором проживает семья, а основными типами поселения в России, как известно, являются город и село, то кратко охарактеризуем особенности семейного образа жизни городской и сельской семьи и особенности социализации проживающих в них детей.
Для города как типа поселения характерны концентрация большого числа людей и высокая плотность населения на ограниченной территории. Как отмечает М. Вебер [3, с. 309], город — это большое поселение. С социологической точки зрения, этот признак характеризует город как поселение в тесно соприкасающихся друг с другом домах, которое
настолько велико, что в нем отсутствует специфическое для общества
4
соседей личное знакомство друг с другом- разнообразие деятельности жителей как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах- дифференцированная социально-профессиональная и этническая структура населения, его профессиональная и социальная мобильность. Эти особенности городского поселения естественным образом сказываются на семейном укладе и, соответственно, социализации детей. Образ жизни городской семьи отличается большим разнообразием жизненных укладов, потребностей, вкусов, привычек. Традиции, обычаи в городской семье играют значительно меньшую роль, чем в сельской.
За единицу времени человек в городе получает большой объем впечатлений и различного рода информации. В воспитательном плане это очень ценно: большой объем информации способствует повышению кругозора городских детей, являясь важным социализирующим фактором. Носителями информации в городе являются не только средства массовой информации, образовательные учреждения, но и учреждения культуры, архитектура, планировка, транспорт, реклама, поток людей и т. д.
На социализацию значительное влияние оказывает городской образ жизни. Его основными характеристиками, влияющими на семейный образ жизни, являются: уменьшение экономического значения семьи и, одновременно, увеличение ее субъективной значимости для человека- преобладание кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении, высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях- неустойчивость социального статуса горожанина и повышение его социальной мобильности- слабые соседские связи- многообразие культурных стереотипов, ценностных ориентаций и стилей жизни- ослабление влияния традиций в регулировании поведения человека, слабый социальный контроль.
Городские семьи, по сравнению с сельскими, обладают большими возможностями в сфере образования детей, полноценного досуга и отдыха, приобщения к культурным ценностям. Это подтвердилось в ходе
5
нашего социологического исследования [4, с. 145−146]: так, проблема ограниченных возможностей дать детям хорошее образование оказалась актуальной для 15,2% городских респондентов и 20,3% сельских жителей. В семьях крупного города больше возможностей выбора как среднего, так и высшего учебного заведения для своих детей, выбора кружков по интересам и спортивных секций. В сельских поселениях такого выбора нет совсем.
Для сельского поселения характерны преимущественно малая плотность населения и небольшое число жителей- отсутствие, как правило, разнообразия видов трудовой и досуговой деятельности- плохо развитое общественное обслуживание- почти полное отсутствие учреждений культуры, что не может не влиять на развитие подрастающего поколения, на социализацию детского населения.
На сельской семье, а следовательно, и социализации детей сказывается то сложное положение, в котором находятся современные сельские поселения. Как отмечает Е. М. Черняк [5, с. 8], постсоветские реформы вызвали заметное ухудшение социально-экономического положения большинства сельских семей. Снизились все показатели сельскохозяйственного производства. Рыночная реорганизация коллективных хозяйств — бывших колхозов и совхозов — закончилась для большинства из них фактическим банкротством, а колхозно-совхозная собственность была разрушена.
Современное село становится эпицентром деприваций и пространственной изоляции сельских семей, не имеющих возможности выехать в более благополучный регион, радикально изменить ситуацию в материальном обеспечении семьи. Результаты исследований, проведенных в Иркутской области [6, с. 69], свидетельствуют о том, что в качестве первопричины кризиса сельской семьи выступает падение доходов большей части сельского населения и резкое увеличение числа малоимущих семей в сельских поселениях.
Трансформация социальной структуры села привела к структурным и функциональным изменениям в семейной сфере, выразившимся в том, что уменьшился средний размер сельской семьи: она стала мало-детной, а количество детей в семье, как известно, также является важным социализирующим фактором.
Вместе с тем, следует отметить, что сельские поселения, как показали наши и другие исследования, остаются эффективным фактором трудовой социализации, поскольку в них достаточно силен социальный контроль жизнедеятельности человека со стороны его окружения, относительно стабилен состав жителей, слабее по сравнению с городом социально-профессиональная и культурная дифференциация, теснее родственные и соседские связи. Особенности трудовой социализации сельских детей связаны со спецификой сельского труда, выражающейся: в подчиненности труда ритмам и циклам природы, неравномерности трудовой занятости в течении года- более тяжелым, чем в городе, условиям труда- трудоемкости работы в домашнем и подсобном хозяйствах- малых возможностях для трудовой мобильности жителей.
Поэтому уровень ориентации подрастающего поколения на трудовую деятельность в интересах семьи в сельской местности выше, так как дети с раннего детства приучаются к совместной с родителями и другими родственниками работе по хозяйству. По данным наших исследований [4, с. 151], 87% опрошенных отметили, что дети уже с 5−6 лет активно участвуют в работе на приусадебном участке, ухаживают за скотом. Отрадно также отметить, что 93% сельских детей постоянно общаются с соседями, в то время как в городе очень слабы соседские связи.
В современных городских семьях слабо развита внутрисемейная бытовая деятельность. Это проявляется в том, что многие виды деятельности теряют домашнюю специфику, в результате чего снижается доля совместной деятельности членов семьи. Сама организация городской жизни не требует постоянного развития трудовых навыков не толь-
7
ко у детей, но часто и у взрослых членов семьи. Поэтому увеличивается опасность того, что в процессе социализации у детей не возникнет ориентации на необходимость обоснованного самоопределения для обеспечения материального благополучия близких им людей. Выросшие дети, возможно, будут руководствоваться только личными интересами при выборе места работы, уровня заработка, не учитывая при этом интересов семьи. В городских семьях чаще встречаются примеры того, что выросшие дети не работают, занятые поиском такой работы, которая бы устроила их. Выросшие в сельских семьях чаще соглашаются на любую работу, чтобы содержать и себя, и своих близких.
Трудовая социализация детей непосредственно связана с распределением обязанностей в семье, как трудовых, так и воспитательных. Согласно результатам нашего исследования [7], большая часть домашних обязанностей, в процессе которых реализуется социализирующая и воспитательная функции семьи, в частности, осуществляется трудовое, нравственное, эстетическое развитие ребенка, выполняется женщиной. В городской семье даже работой на приусадебном участке заняты почти в равной степени оба супруга. Получается, что далеко не во всех семьях мужчина задает установку на активную помощь матери в ее делах, показывает детям пример заботы о женщине. В этом кроется одна из причин низкой готовности молодежи к созданию своей семьи, сохранению ее на основе умелой заботы супругов друг о друге.
В сельской семье мужчина в большей степени, чем женщина, ремонтирует бытовую технику, ухаживает за домашним скотом. Но в отличие от городской, в сельской семье у женщин значительно выше процент занятости различными видами домашней работы по большинству показателей (воспитание детей, работа на приусадебном участке, приготовление пищи). Отметим также, что сельские дети больше заняты трудом, в частности на приусадебном участке (38,5%), чем городские (20,5%). А труд об-
ладает огромным воспитательным потенциалом, и сельские дети с детства приобщаются к труду.
Что касается воспитания детей, то и в сельской, и в городской семье женщина также в большей степени, чем мужчина, задействована в реализации воспитательной функции. Полученные нами данные подтверждаются результатами других социологических исследований.
Таким образом, являясь важнейшим социализирующим фактором, современная семья обладает огромным потенциалом, реализация которого в значительной степени определяется типом поселения, влияющим на жизнедеятельность семьи: городская и сельская семьи характеризуются определенными особенностями социализации своих детей, учет этих особенностей необходим в социальной и социально-педагогической работе с семьей.
Список использованных источников
1. Меренков А. В. Человек: взаимосвязь природного и социокультурного. Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2007. 280 с.
2. Фельдштейн Д. И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования // Семья в России. 2009. № 2. С. 4−13.
3. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 704 с.
4. Мустаева Ф. А. Самоопределение семьи в условиях трансформации российского общества: дис. … д-ра социол. наук. Екатеринбург, 2012. 318 с.
5. Черняк Е. М. Трансформация семьи в XXI веке // Семья в России. 2008. № 4. С. 4−10.
6. Хижаева Т. М. Кризис современной сельской семьи и некоторые подходы к его решению // Отечественный журнал социальной работы. 2007. № 3. С. 66−70.
7. Мустаева Ф. А. Распределение обязанностей в семье как педагогическая проблема // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сб. науч. тр. по матер. VII Междунар. науч. -практ. конф. (31 января 2015 г.) в 10 ч. / под общ. ред. М. Г. Петровой. Белгород, 2015. Ч. X. С. 94−98.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой