"Служилые татары" в Русском государстве XVI начала XVIII вв. : понятийно-методологический аспект

Тип работы:
Реферат
Предмет:
История. Исторические науки
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. № 2(24)
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 930: 94(47) (512. 145) & quot-15/17"-
& quot-СЛУЖИЛЫЕ ТАТАРЫ" В РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ XVI — НАЧАЛА XVIII ВВ.: ПОНЯТИЙНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
© Р. Г. Галлям, Р. В. Кадыров
В статье рассматриваются понятийно-методологические основы анализа служилых татар как социальной категории населения Русского государства эпохи позднего средневековья.
Ключевые слова: татары, служилые татары, этносословные группы.
Исследование темы истории формирования этносословных групп служилых татар в Русском государстве XVI — начала XVIII веков требует глубокого анализа сущности и понятия & quot-служилых татар& quot-. В средневековье формирование термина хронологически охватило несколько веков: от макроэтнонима & quot-татары"- до термина & quot-служилые татары& quot- [1: 16−30, 44−60].
К сожалению, в Российском законодательстве указа о юридическом оформлении групп служилых татар не сохранилось. Впервые этот термин в источниках употребляется в 1552 году в переписке царя Ивана IV с ногайскими князьями [2: 49]. По мнению А. Л. Хорошкевича, термин & quot-служилые татары& quot-, без указания на сословие, впервые появился в 1520-е годы [3: 306]. Ранее в источниках служилые люди из татар в основном именуются & quot-казаками"- или & quot-татарами"- того или иного сюзерена. Однако задолго до этого в содержании различных документов мы сталкиваемся с тем, что татары несли службу русским князьям, за что получали & quot-кормления"- и оклады.
Термин & quot-татары"- в Золотой Орде содержал социальную нагрузку. Под ним понимались представители военно-служилой знати кочевых, прежде всего тюрко-кипчакских племен, покоренные монголами и перешедшие к ним на службу. На Руси значение слова & quot-татары"- имело несколько иной, обобщенный смысл. Лишь с конца XIII века новое монгольское государство в русских источниках стало именоваться & quot-Орда"-. До этого преимущественно упоминаются & quot-татары"- [4: 39−49- 5: 152−153- 6: 43−44, 63−67, 107, 111−122]. Например, в самом начальном периоде существования Золотой Орды летописец в Лаврентьевской летописи по отношению к ней употребляет все тот же этнический термин: русские князья ездят & quot-в татары к Батыеви& quot- и возвращаются & quot-ис татар& quot- [7: 470]. Тем же понятием оперируют Троицкая и Симеоновская летописи [8: 334- 9: 470].
В. Н. Татищев и Н. М. Карамзин считали, что название & quot-татары"- применялось по отношению к населению Золотой Орды потому, что большая часть монгольского войска состояла из татар.
Н. М. Карамзин также отмечал, что & quot-ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей& quot- [10: 172- 11: 59]. Ю. Кла-прот, изучая данный вопрос, сделал вывод, что название & quot-татары"-, так же как и название & quot-монголы"-, принадлежат & quot-одному и тому же народному племени& quot- [12: 310−311]. Таким образом, этноним & quot-татары"- содержал не чисто этнический, а этносоциальный смысл.
Высшие должности на завоеванных территориях занимали татары. Об этом говорит Никоновская летопись: & quot-Батый посажал татар власте-лями по всем городам русским& quot- [13: 162]. Также было устроено чиновничество разного уровня -темники, тысячники, сотники, десятники [14: 474−475- 15: 535- 16: 48].
В работах западноевропейских путешественников Рубрука и Плано Карпини по отношению к населению Золотой Орды также фигурирует название & quot-татары"- [17: 270- 14: 169−181]. Страна же, населяемая ими, обозначалась в средневековых картах & quot-Тартарией"-. Проникновению этнонима & quot-татары"- в Европу, его распространению способствовали и хорошо налаженные в средневековье торговые связи с Востоком. Возможно, купцы были основными информаторами европейского населения о появлении на исторической арене новой грозной опасности — & quot-татар"-. После же распада Золотой Орды этноним & quot-татары"- автоматически перешел на население новых государственных образований на ее территории (иногда с соответствующими географическими уточнениями -& quot-казанские"-, & quot-астраханские"- и т. д.).
Большую роль в покорении новых земель, междоусобных конфликтах и системе охраны государства в Золотой Орде также играли казаки. По своему статусу казаки в Золотой Орде были
служилыми людьми, так как они нанимались на службу за определенную плату или возможность дележа военной добычи. По-видимому, как военно-служилая категория, они изначально сложились из представителей местных племен По-донья — Приазовья. Эти военные подразделения использовались как легковооруженная конница для охраны границ. Казаки составляли основу войска и в постзолотоордынских татарских ханствах. Они в источниках эпохи позднего средневековья часто скрываются под понятием & quot-татары"-. В XV веке в связи с ослаблением Золотой Орды и началом централизации Московского государства в пределы Руси ушло большое количество казаков [1: 10]. В дальнейшем этот процесс продолжился. Многие из казаков обосновались на территории Мещеры, составив впоследствии этносословную группу служилых татар [18: 90 125].
Таким образом, в Улусе Джучи была развита система служилой знати, носившей социально престижный статус & quot-татары"-. По сути дела, на них строился, держался и развивался государственный организм. Они имели высокий статус, различные титулы, соответственно своей должности и обязанностям в государстве.
Позже этносословные группы служилых татар стали формироваться в Московском государстве и Мещерском крае. Этому способствовали определенные исторические условия и социально-политические обстоятельства — ослабление мощи Золотой Орды, усиление Московского государства, а также создание социально-правовых условий для переходящих на русскую службу.
В науке нет общепринятого термина для обозначения трансформации общества под воздействием внешних факторов, таких как нашествие, военная угроза или культурное влияние более могущественных соседей. Поскольку речь идет о синтезе новых порядков и старых традиций, то назовем этот процесс процессом этносоциального синтеза. Рассмотрение данного вопроса без изучения положения служилых людей в Московском государстве весьма затруднительно.
В целом, служилые люди в Московском государстве в XVI веке делились на две большие категории — служилые люди & quot-по отечеству& quot- (служба в основном передавалась от отца к сыну) и служилые люди & quot-по прибору& quot- (набирались из представителей податных сословий, лично свободных). Служилые люди & quot-по отечеству& quot- относились к привилегированным сословиям, владели землей (на вотчинном или поместном праве) и крестьянами. За службу получали денежное или поместное жалование, титулы и другие вознаграждения. Служилые люди & quot-по прибору& quot- фор-
мировались в ходе военных реформ середины
XVI века и правительственной колонизации южных, юго-восточных, восточных рубежей Русского государства- за службу получали жалование (денежное, натуральное и в форме земельного надела на поместном праве).
Особое место в этой системе занимали служилые татары. Что касается мещерских служилых татар, то одна группа историков (С.Б. Се-нюткин, А. Л. Станиславский, А. М. Орлов и др.) приравнивают их к & quot-казакам"-. А. М. Орлов считает, что & quot-по традиции служилые татары назывались казаками городовыми, выезжими& quot-. Он также дополняет, что & quot-современные татарские селения Нижегородского края сформировались как казачьи общины& quot-, а & quot-простые татары у русских назывались казаками& quot-. Исследователь диффе-ренцирирует новокрещен, мурз и татарских князей в один разряд войска, а городовых казаков -в другой [19: 127]. Собственно говоря, городовые казаки (они же — & quot-татары"-) — это те казаки, которые наряду с дворянами, боярскими детьми, татарскими князьями, мурзами включались в состав городового (уездного) отряда или полка, наделялись поместными землями с обязанностями быть готовыми к походу, по первому требованию являться на службу на своем содержании, со своим оружием и лошадьми. Остальные татары-помещики подразделяются на две категории: & quot-помещики по четвертному праву& quot- и & quot-владельцы отдельных нетатарских селений& quot-.
Татары-помещики & quot-по четвертному праву& quot- (по праву владения и пользования земельными угодьями) — это категория служилых татар, которые наделялись поместьями на усадах, в основном с татарским населением. Их поместья была невелики. Составляли примерно 15−20 четв. (четверть — 0,525 га). При этом надо отметить, что не все татары-помещики обеспечивались крестьянами [19: 127].
По мнению А. М. Орлова, отличие служилых татар от других служилых людей, а именно от детей боярских, в том, что служилые татары & quot-вели хозяйство на общих началах& quot-, & quot-сочетая многотрудную службу с хозяйственными делами& quot- [19: 129]. С. Б. Сенюткин же считает, что служилые татары близки по положению к мелкопоместным провинциальным дворянам [20: 48]. Однако так же, как и А. М. Орлов, исследователь полагает, что служилые татары жили & quot-общинами"- [11: 44].
В целом же & quot-служилые татары& quot- - это особая группа служилых людей, несших военную, дипломатическую и иную службу государству на определенных условиях. Если их основу в Мещерском крае составили золотоордынские выходцы и их потомки, то в Среднем Поволжье эта
Р.Г. ГАЛЛЯМ, Р.В. КАДЫРОВ
социальная категория в основе своей состояла из людей, поверстанных в служилое сословие & quot-по прибору& quot-.
В этой связи интересно сопоставление статуса служилых татар Мещеры с их собратьями из Казанского уезда. Анализ писцовой книги Казанского уезда 1602−1603 гг. позволяет сделать вывод, что среди служилых татар, в числе которых были князья и мурзы, наблюдалась значительная имущественная дифференциация. Некоторые из татарских князей и мурз владели вотчинами, имели дворовых людей и крепостных земледельцев из числа татарского, русского населения и военнопленных. Их пашенные угодья могли составлять более 1000 четв. Основная же масса служилых татар вообще не имела крепостных. Примерно 60% служилых татар составляли группу с низшими поместными окладами менее 25 четв. пашни. Она состояла в основном из бывших ясачных людей, которые получали в поместье общинные земли ясачников. Служилые люди & quot-по прибору& quot- чаще испомещались в селениях вместе с ясачными [20: 78−79].
В числе служилых татар Среднего Поволжья выделяется группа служилых новокрещен. Казанские служилые новокрещены — это категория служилых татар Казанского края, принявших крещение за счет предоставления определенных социально-правовых льгот. К концу XVI — нач.
XVII веков они составляли около 40% служилых татар Казанского уезда [20: 79]. Обеспеченность их вотчин и поместий различными угодьями примерно была такой же, как и у некрещенных их собратьев.
Анализ источников показывает, что в число & quot- служилых татар& quot- помимо этнических татар могли войти и представители феодальной элиты некоторых других народностей Среднего Поволжья и Приуралья. В частности, среди служилых татар Казанского уезда начала XVII века упоминается & quot-башкирский"- князь Темиген Муралеев. Правда, в отношении самого князя термин & quot-служилый татарин& quot- в источнике не употребляется, но относительно селения, в котором Темиген имел поместье, говорится, что & quot-деревня Чойдырева за служилыми татары в поместье& quot- [21: 63]. В другом случае среди служилых татар числится & quot-череми-син"- (мариец) Тохтамыш [21: 51]. Следовательно, понятие & quot-служилый татарин& quot- кроме этнических татар включал и некоторое число представителей феодальной элиты других народностей Среднего Поволжья. Тем не менее с достаточной степенью достоверности можно утверждать, что социальное и этническое содержания понятия в основном и целом совпадают.
А. И. Ногманов, изучивший русские законодательные акты XVI—XVIII вв.еков, касающиеся татар, полагает, что служилые татары получили права, сходные с правами русского служилого класса, и на основании одинаковых с дворянами и детьми боярскими условий наделялись поместьями и вотчинами, жаловались & quot-бортными ухо-жиями& quot- и & quot-бобровыми гонами& quot-, владели перевозами, кабаками. Также он обратил внимание на & quot- значительное сходство указов, регулирующих правовое положение татарского служилого сословия, с актами, касающимися & quot-иноземцев"-, состоящих на русской службе& quot- [22: 27−31].
Таким образом, относительно средневековья понятие & quot-служилые татары& quot- представляет довольно устойчивый этносоциальный термин. В основной своей массе это этнические татары, находящиеся на службе у русских князей и у Русского государства, других восточноевропейских стран. Хронологически этносословные группы служилых татар были сформированы в середине XVI века, накануне завоевания Казанского ханства, но процесс их формирования начался еще в XV веке, система же и порядок службы во многом заимствован у Золотой Орды.
В Русском государстве этносословные группы служилых татар составляли особую категорию. В целом, под этим определением подразумевались выходцы с Востока. Прежде всего, оно обозначало служилых людей тюрко-татарского происхождения, служивших удельным русским князьям и Русскому государству. В широком понимании понятие не имело четкого конфессионального и этнического разграничения, однако в основной своей массе подразумеваются люди мусульманского вероисповедания, а именно этнические татары.
1. Каримуллин А. Г. Татары: этнос и этноним. — Казань: Татар. кн. изд-во, 1988. — 188 с.
2. Памятники Древней Русской Вивлиофики. -СПб.: Изд-во Н. Новикова, 1795. — Ч. Х — 165 с.
3. Хорошкевич А. Л. Русь и Крым: от союза к противостоянию. Конец ХV — начало ХУ1 вв. — М.: Наука, 2000. — 310 с.
4. Григорьев А. П. Время написания & quot-ярлыка"- Ахмата // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. — Л.: Лениград. гос. ун-т, 1987. — ВыпХ — С. 38−47.
5. Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII — XIV вв. — М.: Наука, 1985. — 220 с.
6. Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. — М.: Моск. гос. ун-т, 1973. — 180 с.
7. Полн. собр. русских летописей. — М.: Языки русской культуры, 2001. — Т. 1: Лаврентьевская летопись. — 496 с.
8. Приселков М. Д. Троицкая летопись. — М.- Л.: АН СССР, 1950. — 365 с.
9. Полн. собр. русских летописей. — М.: Знак, 2007.
— Т. 18: Симеоновская летопись.- 328 с.
10. Карамзин Н. М. История государства Российского.
— М.: Издание А. С. Суворина, 1889. — Кн.2. -239 с.
11. Сенюткин С. Б. История татар Нижегородского Поволжья с последней трети XVI до начала XX вв. — Н. Новгород: ННГУ, 2001. — 416 с.
12. Клапрот Ю. Что такое татары? // Северный архив. — СПб., 1823. — № 2. — С. 310−311.
13. Полн. собр. русских летописей. — М.: Языки русской культуры, 2000. — Т. 10: Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. — 248 с.
14. Плано Карпини. История монгалов, именуемых нами татарами // Из глубины столетий. — Казань:
Татар. кн. изд-во, 2004. — С. 169−181.
15. Ostrowsky D. The Mongol origins of Moscovite Political Institutions // Slavic Review. — 1990. — Vol. 49.
— № 4. — Р. 535.
TATAR SERVICE PEOPLE IN THE RUSSIAN STATE OF THE 16th — THE BEGINNINGS OF THE 18th CENTURY: CONCEPTUAL AND METHODOLOGICAL ASPECT
R.G. Galljam, R.V. Kadirov
The authors of the article examine conceptual and methodological aspect bases for the analysis of the Tatar service people as a social category of the population of the Russian state in the period of the late Middle Ages.
Key words: Tatars, Tatar service people, ethnic class groups.
Галлям Рашид Габдельфартович — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела средневековой истории института истории им. Ш. Марджани А Н РТ.
E-mail: R. gallam@mail. ru
Кадыров Рамиль Васильевич — соискатель кафедры истории Татарстана и татарского народа Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.
E-mail: Kind2002@mail. ru
16. Алексеев Ю. Г. У кормила Российского государства. — СПб.: Санкт-Петербург. гос. ун-т, 1998. -348 с.
17. Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны / пер. А. И. Малеина. — М.: Географгиз, 1957. — 270 с.
18. Гордеев А. А. Золотая Орда и зарождение казачества. — М.: Страстной бульвар, 1992. — 224 с.
19. Орлов А. М. Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы. — Н. Новгород: ННГУ, 2001. — 156 с.
20. Галлямов Р. Ф. После падения Казани: Этносоциальная история Предкамья (вторая половина XVI — начало XVIII вв.). — Казань: Татар. кн. изд-во,
2001. — 143 с.
21. Писцовая книга Казанского уезда 1602−1603 гг. -Казань: Казан. гос. ун-т, 1978. — 204 с.
22. Ногманов А. И. Татары Среднего Поволжья и При-уралья в российском законодательстве второй половины Х'-^-Х'-УШ вв. — Казань: Казан. гос. ун-т,
2002. — 190 с.
Поступила в редакцию 18. 05. 2011

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой