Синергетический подход к управлению учебной деятельностью в вербальных проблемных средах

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Народное образование. Педагогика
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЕ X
УДК 004. 9- 007. 51
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВЕРБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СРЕДАХ
П. П. Дьячука канд. физ. -мат. наук, профессор
Д. А. Логинова, аспирант
С. А. Карабалыкова, инженер-программист
аКрасноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярск, РФ
Цель: разработка динамической информационной системы управления учебной деятельностью, обеспечивающей повышение эффективности научения решению вербальных задач на основе синергетического подхода. Методы: автоматизация сбора, обработки и анализа информации об учебной деятельности в вербальных проблемных средах- поддержка принятия решений обучающихся методами актиограмм, коррекции или отмены («ликвидации») неправильных действий- самосогласованное регулирование петель обратной связи, инициирующее последовательность устойчивых и неустойчивых состояний обучающегося. Результаты: разработан синергетический подход к управлению учебной деятельностью, позволяющий создавать неустойчивые состояния обучающихся, которые приводят к самоорганизации учебной деятельности и генерации информации. Сформулирована задача управления процессом эволюции развития учебной деятельности и приведено ее решение в виде двухконтурной системы взаимодействующих петель обратной связи оперативного и стратегического управления. Рассмотрены управляющие воздействия вербальной проблемной среды в виде корректора и ликвидатора неправильных действий, позволяющие обучающемуся независимо от количества совершенных ошибок получать правильные тексты диктантов. Предложен метод актиограмм, который графически отображает деятельность обучающегося в режиме реального времени и позволяет выявить ее индивидуальные особенности. Практическая значимость: предложенная двухконтурная система управления учебной деятельностью в вербальных проблемных средах позволяет повысить эффективность учебной деятельности вследствие увеличения ее продуктивной составляющей- обеспечить достижение оперативных целей учебной деятельности, состоящих в написании безошибочного текста диктанта независимо от уровня подготовки обучающихся- расширить диагностические возможности обучающей системы и обеспечить индивидуализацию обучения.
Ключевые слова — информация, принципы синергетики, стратегические и оперативные цели, актиограмма, гомео-стаз, бинарное взаимодействие, учебная деятельность, неустойчивость, самоорганизация, уровни самостоятельности.
Введение
В основу современного подхода к созданию компьютерных обучающих систем (КОС) заложено представление об адаптации обучающей системы к обучаемому. При этом обучаемый рассматривается как сложный объект, управление которым основано на итеративном процессе построения модели обучаемого и выработке соответствующих управляющих воздействий. Данные для построения модели обучаемого КОС [1] получает в режиме реального времени из записи информации о учебной деятельности обучаемого. Причем модель обучаемого в процессе обучения изменяется, так что его психофизиологический портрет становится все более и более полным и точным. Это позволяет индивидуализировать процесс обучения и обеспечить устойчивость и стабильность развития обучающегося.
Научение в процессуальном аспекте [2] необходимо рассматривать как эволюционный процесс, который наряду с устойчивыми, стабильными периодами развития содержит синергетические эффекты — бифуркации — неустойчивые состояния обучающегося. Неустойчивость является необходимым условием для генерации информации, и, как следствие этого, в процессе обучения
происходит самоорганизация учебной деятельности обучающихся [4]. На важность учета самоорганизации учебной деятельности обучающихся и, соответственно, увеличения продуктивной составляющей обучения указано в работах, посвященных проблемам разработки компьютерных обучающих систем [1, 5]. Создание КОС на основе принципов синергетики позволит использовать неустойчивые состояния обучающихся для организации продуктивной деятельности. В настоящей работе реализуется синергетический подход к управлению учебной деятельностью, в котором эволюция развития обучающегося реализует как устойчивую, так и неустойчивую фазы развития.
Синергетические принципы
Фазе стабильного функционирования обучающегося отвечают два принципа: 1) гомеостатич-ности и 2) иерархичности. Устойчивая или стабильная фаза развития, наиболее протяженная во времени, регулируется гомеостатическими механизмами. Гомеостаз — это поддержание программы функционирования системы обучения в некоторых рамках, позволяющих ей следовать к своей цели. При этом от цели-эталона-идеала обучаемый получает корректирующие сигналы,
содействующие обучающемуся в достижении целей обучения. В адаптивных компьютерных обучающих системах эта корректировка осуществляется в процессе создания модели обучаемого и соответствующей адаптации обучающей системы к индивидуальным характеристикам обучаемого [1, 5]. Корректировка модели обучаемого осуществляется за счет отрицательных обратных связей, подавляющих любое отклонение в поведении обучаемого.
Второй принцип фазы стабильного функционирования обучаемой системы соответствует иерархичности структуры системы действий обучающегося. Например, в иерархии структур деятельности самому нижнему уровню отвечает структура учебных действий, реализованных методом проб и ошибок. Этой структуре отвечают последовательность действий — проб, и если действия-пробы правильные, то, вероятнее всего, следующие действия будут те же самые. Если совершенные действия неправильные (ошибки), то следующие действия, скорее всего, будут другими действиями-пробами. Следующая в иерархии структур системы действий будет структура, отвечающая последовательностям действий одинакового типа (структура выборочных действий, определяющих достижение промежуточных целей). Важным свойством иерархичности структур системы действий является невозможность полной редукции, сведения свойств структур более сложных иерархических уровней к языку более простых уровней системы.
Фаза трансформации (самоорганизации) учебной деятельности, обновления системы действий обучающегося характеризуется принципами становления, включающими нелинейность, неустойчивость, незамкнутость, динамическую иерархичность (эмерджетность), наблюдаемость [3, 6]. В процессе трансформации обучающийся входит в креативную, хаотическую фазу в соответствии с принципами самоорганизации (становления).
Хаотическая фаза обусловлена неустойчивым состоянием обучающегося, имеющим внутренний характер. Неустойчивость состояния обучающегося можно инициировать, изменяя условия его учебной деятельности, например: а) вводя ограничения ресурсов (времени или объема работ) — б) изменяя постановку задач и их сложность- в) изменяя соотношение между внешней и внутренней информацией- г) увеличивая неопределенность параметров проблемной среды и т. п.
Согласно работе [3], условиями генерации информации обучающимся являются:
1) наличие тезауруса или базовых знаний о предметной области или проблемной среде-
2) необходимость перевода информации с языка одной семиотической системы знаков на язык другой семиотической системы знаков-
3) неустойчивость состояний обучающихся, обусловленная необходимостью поиска решения задач или проблем в условиях неопределенности проблемных сред.
Вербальная проблемная среда «Диктант»
Проблемная среда — это совокупность условий, выполнение которых необходимо и достаточно для поиска обучающимися решения задач или проблем [7]. Условия включают:
1) пространство состояний задачи, состоящее из объектов и поля деятельности-
2) функцию ближайшего преемника, отображенную на интерфейсе множеством кнопок действий или операций, позволяющих переходить из одного состояния задачи в другое-
3) датчики полубинарного (информационного) взаимодействия проблемной среды с обучающимся: «расстояние до цели», актиограммы, уровни самостоятельности-
4) механизмы бинарного взаимодействия проблемной среды с обучающимся — корректор и ликвидатор неправильных действий.
Неопределенность проблемной среды задается множеством факторов, включая случайность параметров задач, случайный характер взаимодействий проблемной среды и обучающихся, сложность задачи, недостаточность тезауруса или внешних информационных подкреплений и т. п.
Интерфейс вербальной проблемной среды «Диктант» (рис. 1) содержит: меню выбора диктанта 1- поле ввода диктанта 2- индикатор уровня самостоятельности 3- кнопки управления аудио-диктантом 4- поле набранного диктанта 5, актио-грамму или траекторию деятельности обучающегося и управляющего устройства 6.
В меню выбора диктанта открывается стандартное окно открытия файла Windows. Диктант должен быть в текстовом формате txt и не содер-
¦ Рис. 1. Интерфейс вербальной проблемной среды «Диктант»
И ОБРАЗОВАНИЕ
жать ошибок, двойных пробелов между словами или знаками препинания. Преподаватель может самостоятельно создавать базу нужных ему диктантов.
Учебная деятельность обучающегося в вербальной проблемной среде «Диктант» построена следующим образом: обучающийся (испытуемый) прослушивает звуковой фрагмент диктанта и производит действие А, записывая его в поле ввода. Действие A сложное и представляет собой фрагмент текста от пробела до следующего пробела. При нажатии на «пробел» содержимое поля ввода фрагмента текста сверяется с текстом диктанта. Если набранный фрагмент текста не совпадает с образцом, то управляющее устройство либо исправляет ошибку в фрагменте текста и переводит его в поле набираемого диктанта, либо через «ликвидатор» стирает фрагмент с ошибкой из поля ввода, и обучающийся обязан повторить его ввод.
Запомненные во внешней памяти данные о деятельности системы обучения обрабатываются и представляются в интерфейсе в виде актиограмм. Актиограмма — график деятельности человека + управляющего устройства (actio — действие) [7]. В актиограмме (рис. 2) отображены действия испытуемого и управляющего устройства:
А — обучающийся выполнил действие (набрал слово), и оно оказалось верным, поэтому было переведено в поле текста диктанта-
В — обучающийся выполнил действие (набрал слово) и сделал ошибку, управляющее устройство удалило (ликвидировало) слово из поля ввода и ожидает повторного набора этого же слова-
С — обучающийся выполнил действие, и оно оказалось неправильным. Управляющее устройство удаляет слово с ошибкой из поля ввода, а затем вставляет в поле ввода исправленное слово.
Н
(c)
В
¦ Рис. 2. Актиограмма деятельности автоматической системы управления (ось I задает номер действий обучающегося и системы управления, ось Н — результат деятельности обучающегося и системы управления)
Для перевода исправленного слова в текст диктанта обучающийся должен нажать клавишу «пробел».
Длинная горизонтальная линия на поле ак-тиограммы (см. рис. 1) показывает окончание диктанта. Когда актиограмма коснется этой линии, диктант закончится. Актиограмма позволяет обучающемуся прогнозировать деятельность в будущем, анализировать ее в прошлом и оценивать в настоящем. По завершении диктанта система вычисляет уровень самостоятельности по 10-балльной шкале, и обучающийся снова пишет диктант. Диктант считается пройденным только в том случае, если испытуемый 2 раза подряд «заработает» 10-й уровень.
Двухконтурная система управления учебной деятельностью
В процессе итеративного научения можно выделить оперативную и стратегическую цели. Оперативная цель состоит в решении текущей задачи. Это краткосрочная цель, при достижении которой можно принять допущение постоянства проблемной среды и ее взаимодействия с обучающимся. В нашем случае оперативной целью является написание диктанта в условиях заданной интенсивности взаимодействия проблемной среды и обучающегося. Интенсивность обратной связи между проблемной средой и обучающимся характеризует уровень самостоятельности учебной деятельности. В предлагаемой компьютерной системе управления учебной деятельностью таких уровней 10. На первом уровне суммарный коэффициент обратной связи [8] равен 1, т. е. прямая и обратная связь функционируют непрерывно в режиме реального времени. По мере научения потребность обучающихся в управляющих воздействиях уменьшается. Поэтому суммарный коэффициент обратной связи уменьшается до нуля по достижении полной самостоятельности или автономности деятельности обучающегося [8]. Таким образом, стратегической целью учебной деятельности обучающегося является достижение 10-го уровня. На рис. 3 оперативное управление

X (US, t)
Объект управления
V (Xi, р, t)
Ij
Адаптер (устройство оперативного управления)
Uo (P, P
Us, (t)
Бифуркатор (устройство стратегического управления)
, V, t)
¦ Рис. 3. Общая схема системы управления учебной деятельностью
С
учебной деятельностью реализуется адаптером в малой петле обратной связи регулирования текущего задания. Контур оперативного управления включает адаптер, который выполняет функцию слежения за рассогласованием между текущим и целевым состояниями решения задачи и обеспечивает стабильное функционирование обучающей системы, которое выражается в тексте диктанта, написанного без ошибок автоматической системой управления (АСУ), включающей в себя обучающегося и управляющий центр.
Это достигается за счет бинарного взаимодействия проблемной среды с обучающимся, которое состоит в активных действиях адаптера по отмене (ликвидации) или коррекции (исправлению) ошибок.
Контур стратегического управления формирует режим функционирования контура оперативного управления, который задается относительной частотой подключения корректора, уменьшающейся с увеличением относительной доли правильных действий и увеличивающейся с уменьшением относительной доли правильных действий. Ликвидатор и актиограф подключены постоянно.
Следуя работе [8], задачу двухконтурного управления учебной деятельностью обучающегося в проблемной среде можно представить в виде
Я (П*, и1)
• Ш1П Ш1П
и*еЕщ П{еЕц. щ
и*, П!
П*
где Еи — множество допустимых структур системы действий иV- Ец. ц — множество допустимых параметров и., соответствующих структуре, определяемой и^, П* - оптимальная структура действий- и** - оптимальные параметры этой структуры.
Управляющие воздействия и представлены в виде и = & lt-и8, иА& gt-. Стратегическое управление и8 является мягким управлением и носит мо-тивационный характер. Оно дает информацию о значении уровня самостоятельности действий обучающегося. Функция уровня самостоятельности П учебной деятельности обучающегося при. -м выполнении задания определяется результатами деятельности обучающегося при выполнении I — 1-го задания:
к1 =1_ н (Р-_1) пРи Р-_1 & gt- 0,5 1_ = 0 при р--1 & lt- 0,5,
где н11 =_Р11°ё2 Р_ _(1_ Р-_1)1оё2(1- Р-_1) — информационная энтропия действий обучающегося- р?-1 — относительная частота правильных действий при. — 1-м выполнении задания по написанию текста.
Величина 1?-1 изменяется от 0 до 1. На экране дисплея значение 1?-1 (см. рис. 1) отображается датчиками 10 уровней самостоятельности деятельности обучающегося. Номер датчика П1 $, показывающего уровень самостоятельности при. -м написании диктанта, определяется выражением
иЬ = 1+шт (10/- _1),
где и8 = 1, 2, 3, …, 9, 10.
При и8 = 1 INT (I) = 0 этот уровень соответствует р & lt- 0,5- при и8 = 10 р. ^ 1. Номер датчика П изменяется только по завершении очередного периода учебной деятельности обучающегося.
Оперативные управляющие взаимодействия проблемных сред с обучающимися ^ включают, как уже говорилось, активные действия управляющего устройства. К ним относятся действия коррекции (исправления) и действия ликвидации (отмены) неправильных действий. В предлагаемой модели оперативного управления вначале принимается решение о подключении корректора. Если событие «подключение корректора» произошло, то неправильное действие исправляется, а если событие «подключение корректора» не произошло, то неправильное действие отменяется ликвидатором. При этом обучающемуся предлагается вновь выполнить это действие. Вся деятельность системы управления, включая действия обучающегося и управляющего устройства, отображается на интерфейсе актиограммой (см. рис. 1).
Для научения самым эффективным является режим случайных подключений корректора. Вероятность подключения корректора при выполнении. -го задания зависит от результатов деятельности обучающегося при выполнении. — 1-го задания и определяется формулами: при и8 = 1
Р. (корректор подключен) = 1- при и8 & gt- 1
Р. (корректор подключен) = 1, если р?-1 & lt- q & lt- 1-
Р. (корректор не подключен) = 0, если 0 & lt- q & lt-рг-^.
Здесь q — случайное число, сгенерированное в интервале от 0 до 1.
По мере научения р. стремится к 1 и, соответственно, вероятность подключения корректора стремится к нулю. Управляющие воздействия иА представляют собой случайные события в случае корректора и опосредованно случайные для ликвидатора. Ликвидатор подключен с вероятностью
Р. (ликвидатор подключен) = 1, если 0 & lt- q & lt-р?-^,
где q — случайное число, сгенерированное в интервале от 0 до 1.
Экспериментальная часть
В эксперименте по написанию диктанта участвовали 49 студентов Института математики, физики и информатики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. Каждый испытуемый должен был научиться писать достаточно сложный текст диктанта без ошибок.
Все действия испытуемого и управляющего центра записываются в файл протокола. Формализованная и сохраненная информация об учебной деятельности обучающегося и деятельности управляющего центра позволяет проводить анализ деятельности обучающихся при помощи специально разработанной компьютерной программы обработки протоколов деятельности.
Во время написания диктанта испытуемые ориентируются по актиограмме деятельности, которая дает обучающемуся информацию о том, как осуществлялась деятельность в прошлом и осуществляется в настоящем. Помимо этого, обучающийся может получить информацию о расстоянии до цели. Когда диктант будет выполнен, график деятельности системы автоматического управления дойдет до горизонтальной черты, показывающей окончание диктанта. В ходе эксперимента были выявлены люди с разным уровнем обучаемости. На рис. 4, а, б представлены актио-граммы деятельности АСУ для обучающегося с низким уровнем обучаемости.
График функции уровней самостоятельности испытуемого с низкой обучаемостью представлен на рис. 5, а. Из графика видно, что при написании диктанта обучающийся за 12 попыток всего лишь однажды добрался до 10-го уровня (выполнил диктант без ошибок). В итоге, на 13-й попытке он отказался от продолжения. Отсюда можно сделать вывод, что испытуемый плохо запоминает и не анализирует свои ошибки.
Но, не смотря на это, обучающийся обладает огромным терпением и усидчивостью, потому как написал диктант 12 раз, хотя подавляющее большинство испытуемых отказывались от продолжения уже на 6-й попытке. На рис. 6, а, б представлены актиограммы деятельности испы-
а) И
¦ Рис. 4. Актиограммы деятельности АСУ для обучающегося с низким уровнем обучаемости в начале (а) и в конце (б) обучения
а)
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
598 1002 1610 2175 2734 3468 t
б)
130
251
349
t
¦ Рис. 5. График функции уровней самостоятельности обучающегося с низким (а) и высоким (б) уровнем обучаемости в зависимости от времени
а) H
¦ Рис. 6. Актиограммы деятельности АСУ для обучающегося с высоким уровнем обучаемости в начале (а) и в конце (б) обучения
туемого, который справился с заданием с третьей попытки.
Это говорит именно о высоком уровне обучаемости (см. рис. 5, а), а не о изначально отличных знаниях русского языка, так как на первой попытке было допущено много ошибок, однако на второй и третьей ошибок уже не было. При этом затрачено было около 6 мин.
Переход обучающегося с 1-го уровня самостоятельности на 9-й уровень приводит к изменению условий его работы, так как корректор практически не подключен. Несмотря на успешную учебную деятельность, внешние проявления которой мы наблюдаем, неустойчивость состояния обучающегося может отражаться на его внутренней
умственной деятельности. Это состояние может быть зафиксировано методом кожно-гальваниче-ской реакции [1].
Заключение
Процессуальный аспект научения реализуется в условиях изменяющейся случайным образом интенсивности бинарного взаимодействия проблемной среды и обучающегося. Увеличение или уменьшение неопределенности проблемной среды инициирует изменение состояния обучающегося, переводя его, соответственно, либо в неустойчивое, либо в устойчивое состояние. Неустойчивость или состояние бифуркации побуждает обучающегося либо продуцировать новую информацию и переходить в устойчивое состояние деятельности с более совершенным механизмом саморегуляции деятельности, либо возвращаться в устойчивое состояние с прежним механизмом саморегуляции деятельности.
Актиограммы позволяют исследовать динамику самоорганизации деятельности человека
Литература
1. Юрков Н. К. Интеллектуальные компьютерные обучающие системы. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2010. — 304 с.
2. Новиков Д. А. Закономерности итеративного научения / Институт проблем управления РАН. — М., 1998. — 77 с.
3. Чернявский Д. С. Синергетика и информатика. Динамическая теория информации. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. — 300 с.
4. Дьячук П. П., Суровцев В. М. Учебная деятельность как информационный процесс развития обучающегося // Информатика и образование. 2008. № 1. С. 123−124.
5. Володина Д. Н., Сарафанов А. В., Суковатый А. Г. Методические и технологические аспекты разра-
в процессе научения решению задач и диагностировать потенциал его саморазвития. По мере работы система создает протокол, в котором представлены все действия испытуемого и управляющего устройства, а также затраченное время на совершение этих действий. Обрабатывая эти протоколы, можно сделать вывод об уровне обучаемости человека, о внимательности, типе его мышления.
Практическая значимость предлагаемой системы управления учебной деятельностью по написанию диктантов заключается в том, что она позволяет повысить эффективность обучения письменной речи, а также помогает в решении проблемы функциональной неграмотности обучаемых, реализуя через свободное проявление индивидуальности обучаемого продуктивную составляющую учебной деятельности.
Работа выполнена при поддержке проекта № 06/12 «Инновационный человек» гранта «Программа стратегического развития КГПУ им. В. П. Астафьева».
ботки мультимедийных электронных образовательных ресурсов // Информационно-управляющие системы. 2011. № 1(50). С. 79−86.
6. Буданов В. Г. Синергетическая парадигма. Синергетика образования. — М.: Прогресс — Традиция, 2007. С. 174−211.
7. Дьячук П. П., Шадрин И. В., Кудрявцев В. С. Метод актиограмм в управлении и диагностике деятельности человека // Системный анализ и информационные технологии: тр. 5-й Междунар. конф., Красноярск, 19−25 сентября 2013 г. Красноярск, 2013. С. 121−129.
8. Дьячук П. П., Дроздова Л. Н., Шадрин И. В. Система автоматического управления учебной деятельностью и ее диагностики // Информационно-управляющие системы. 2010. № 5. С. 63−69.
UDC 004. 9- 007. 51
Synergetic Approach to Management of Educational Activity in Verbal Problem Environments
D'-jachuk P. P. a, PhD, Sc., Phys. -Math., Professor, ppdyachuk@rambler. ru Loginov D. A. a, Post-Graduate Student, mdphoenix@mail. ru Karabalykov S. A. a, Programmer Engineer, kaseal77@mail. ru
aV. P. Astafyev Krasnoyarsk State Pedagogical University, 7, Perensona St., 660 049, Krasnoyarsk, Russian Federation
Purpose: Development of a dynamic information system of educational activity management providing an increasing efficiency of learning to solve verbal tasks on the basis of synergetic approach. Methods: Automation of collecting, processing and analyzing information on educational activity in problematic verbal environments, support of decision-making by students using actiogram methods, correction or cancellation (& quot-elimination"-) of wrong actions, self-coordinated regulation of feedback loops initiating a sequence

of steady and unstable states of students. Results: There has been developed a synergetic approach to management of educational activity allowing to create unstable states of students which lead to self-organization of educational activity and information generation. There has been formulated a task of management of evolution process of educational activity development and there has been given its solution in the form of a double-circuit system of interacting feedback loops of operational and strategic management. There have been considered managing impacts of the problematic verbal environment in the form of a proofreader and a liquidator of wrong actions allowing a student to receive correct texts of dictations regardless an amount of mistakes being made. There has been proposed a method of actiograms which graphically displays activity of a student in real time and allows to reveal his/her individual specific features. Practical relevance: The proposed double-circuit management system of educational activity in problematic verbal environments allows to increase efficiency of educational activity due to growth of its productive component- to provide achievement of operational purposes of educational activity consisting of writing of a faultless dictation text regardless a training level of students- to expand diagnostic opportunities of an educational system, and to ensure individualization of training.
Keywords — Information, Principles of Synergetics, Strategic and Operational Objectives, Actiogram, Homeostasis, Binary Interaction, Educational Activity, Instability, Self-Organization, Independence Levels.
References
1. Iurkov N. K. Intellektual'-nye komp'-iuternye obuchaiushchie sistemy [Intellectual Computer Training Systems]. Penza, PGU Publ., 2010. 304 p. (In Russian).
2. Novikov D. A. Zakonomernosti iterativnogo naucheniia [Regularities of Iterative Learning]. Moscow, Institut problem upravleniia RAN Publ., 1998. 77 p. (In Russian).
3. Chernavskii D. S. Sinergetika i informatika. Dinamiches-kaia teoriia informatsii. [Sinergetika and Informatics. Dynamic Theory of Information]. Moscow, Knizhnyi dom LIBROKOM Publ., 2004. 300 p. (In Russian).
4. D'-iachuk P. P., Surovtsev V. M. Educational Activity as Information Development Being Trained. Informatika i obra-zovanie, 2008, no. 1, pp. 123−124 (In Russian).
5. Volodina D. N., Sarafanov A. V., Sukovatyi A. G. Methodical and Technological Aspects of Development of Multimedia Electronic Educational Resources. Informatsionno-
upravliaiushchie sistemy, 2011, no. 1(50), pp. 79−86 (In Russian).
6. Budanov V. G. Sinergeticheskaia paradigma. Sinergetika obrazovaniia [Sinergetic Paradigm. Education synerget-rics]. Moscow, Progress — Traditsiia Publ., 2007, pp. 174 211 (In Russian).
7. D'-iachuk P. P., Shadrin I. B., Kudriavtsev V. S. Metod Ac-tiogramm in Management and Diagnostics of Activity of the Person. Trudy 5 Mezhdunarodnoi konferentsii & quot-Sistem-nyi analiz i informatsionnye tekhnologii& quot- [Proc. 5th Int. Conf. & quot-System Analysis and Information Technologies& quot-]. Krasnoyarsk, 2013, pp. 121−129 (In Russian).
8. D'-iachuk P. P., Drozdova L. N., Shadrin I. V. Sistema of Automatic Control of Educational Activity and its Diagnosticsi. Informatsionno-upravliaiushchie sistemy, 2010, no. 5, pp. 63−69 (In Russian).
ПАМЯТКА ДЛЯ АВТОРОВ
Поступающие в редакцию статьи проходят обязательное рецензирование.
При наличии положительной рецензии статья рассматривается редакционной коллегией. Принятая в печать статья направляется автору для согласования редакторских правок. После согласования автор представляет в редакцию окончательный вариант текста статьи.
Процедуры согласования текста статьи могут осуществляться как непосредственно в редакции, так и по е-таП (ius. spb@gmail. com).
При отклонении статьи редакция представляет автору мотивированное заключение и рецензию, при необходимости доработать статью — рецензию. Рукописи не возвращаются.
Редакция журнала напоминает, что ответственность за достоверность и точность рекламных материалов несут рекламодатели.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой