Синергетическая парадигма деструктивного профессиогенеза

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Психология
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

УДК 159. 929:159. 947. 3:616. 895−057
СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ДЕСТРУКТИВНОГО ПРОФЕССИОГЕНЕЗА
© 2009 г. П. И. Сидоров, Ю. К. Родыгина
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
Постоянно растущие во всем мире насилие и деструктивность, захватывающие и профессиональные сферы жизнедеятельности, привлекли в последнее время внимание специалистов и широкой общественности к теоретическому исследованию сущности и причин этих явлений. Тем более что профессиональная деформация личности не только причиняет ущерб здоровью самой личности, но и доставляет моральные страдания другим членам общества, а также чревата большими материальными потерями.
Профессия накладывает отпечаток на личность человека, постепенно меняет его поведение в целом. При этом особенности профессиональной деятельности не всегда помогают человеку развиваться, нередко они способствуют его деградации, причем не только как специалиста, но и как личности. Постепенно происходят изменения структуры личности — появляется неадекватная самооценка, по-иному оценивается своя социальная роль и социальная значимость других людей. В связи с этим обстоятельством претерпевают изменения в сторону примитивизации и профессионально важные качества, что способно приводить к малоэффективному и даже социально опасному профессиональному функционированию.
Профессиональная деформация личности возможна и очевидно наблюдается у представителей большинства профессий, функционирующих по схеме «человек — человек» (врачи, педагоги, сотрудники милиции, военнослужащие, чиновники и др.). Речь идет о деформациях мотивационной сферы, когнитивных схем, динамических стереотипов личности.
Целью нашего исследования является обоснование синергетической концепции деструктивного профессиогенеза.
В качестве нового методологического инструмента изучения профессиональной деятельности можно воспользоваться синергетикой. Синергетика — междисциплинарное научное направление, изучающее развитие, самоорганизацию и согласованность действий подсистем в открытых системах (в том числе биологических, биопсихосоциальных).
Опираясь на синергетический характер познания, имеет смысл обратиться к структурной организации профессиогенеза — модели спирали, сходящейся в пространстве [2]. Она отражает процесс накопления, упорядочения и сжатия биологических, психологических и социальных составляющих профессиональной деятельности в соответствии с синергетическим подходом, который при этом сопровождается сокращением степеней свободы. Сходящаяся спираль — устойчивая структура профессиональных качеств индивидуума, суть которой в том, что на высоких иерархических уровнях она может быть передана минимумом психосоциальных особенностей, а на низких охватывает
В статье обосновывается синергетическая концепция деструктивного профессиогенеза, намечены основные составляющие деструктивного развития специалиста и профессионала. Синергетика допускает управление сложными процессами прогнозирования профессиональной деструкции и формирования личности профессионала. Произвольность поведения человека диктуется субъективными и объективными факторами, и определяется она не как простое суммирование этих факторов, а как системная детерминация, которая в итоге обеспечивает самоорганизацию человека. При этом главным фактором развития деформаций и деструкций профессиогенеза личности является сама профессиональная деятельность. Ключевые слова: синергетика, про-фессиогенез, биопсихосоциальная модель.
широким круг первоначально неупорядоченных, порой разнонаправленных параметров (биологических, психологических, социальных). Причем поведенческие приобретения в такую «сжимающуюся» систему возможны и на более высоких стадиях ее развития, но в этом случае они либо «вплетаются» в существующие связи, либо отбрасываются за пределы рассматриваемой системы. Если отбрасывание невозможно и полученные параметры поведения важны и неопровержимы для социума, то происходит качественный скачок, переход на новый уровень системной организации — возникает новая спиральная структура, «надстроенная» над сложившейся. Такая спираль отражает возрастание уровня профессиональной организации человека от витка к витку, что может происходить как постепенно, так и скачками.
Признаками синергетичности системы профес-сиогенеза являются: ее открытость, нелинейность и неравновесные, неустойчивые состояния вблизи равновесия.
1. Открытость системы предопределена ее незавершенностью (как в науке и обучении, так и в профессиональном становлении). Развитие личности профессионала происходит в поле внешней социальной информации. При этом у каждого индивидуума формируется своя система психофизиологических, психологических, социальных параметров, имеющая «оттенок» индивидуальности в выстроенных связях и отношениях.
Нелинейность системы обусловлена наличием большого числа подсистем — групп взаимосвязанных показателей и параметров, которые пронизывают всю структуру индивида, а также сложным многоуровневым комплексом связей между компонентами профессиональной организации человека. Именно нелинейность более всего затрудняет процесс прогнозирования профессионализации.
3. Неравновесные, неустойчивые состояния вблизи равновесия (сложившаяся личность профессионала)
приводят к изменению, перестраиванию системы. Возникают эти состояния на разных уровнях:
• при «внедрении» в существующую психосоциальную систему профессионала нового знания либо умения, не входящего в противоречие с имеющимися (т. е. знания и умения «достраиваются» и «синер-гетичность» проявляется только в процессуальной части усвоения) —
• при обнаружении фактов, в корне меняющих сложившиеся представления, противоречащие им по существу. Например, крушение идеалов, потеря веры в справедливость у сотрудника, наблюдающего противоправный инцидент. Это приводит к разрушению старого порядка и построению (если это по силам) нового. Процессуальная составляющая здесь также усложняется.
Таким образом, синергетика допускает управление сложными процессами прогнозирования профессиональной деструкции и формирования личности профессионала, при этом репрезентативная структура биопсихосоциальных характеристик человека (иерархическая система) может выступать в качестве основного параметра порядка управления процессом выполнения деятельности.
Преодоление кризисов профессионализации и разрешение связанных с ними внутриличностных конфликтов могут быть полезным стимулом для развития личности (конструктивное разрешение конфликта), или же способ разрешения и сам конфликт могут быть деструктивными [7]. При этом происходят выраженные изменения психических функций и самой личности под влиянием профессиональной деятельности. Е. И. Рогов [8] предлагает называть профессиональными деформациями личности такие ее изменения, которые проявляются в абсолютизации труда как единственно достойной формы активности, а также в возникновении жестких стереотипов, которые переносятся из трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен перестраивать свое поведение
Биопсихосоциальная модель профессиогенеза
Вектор онтогенеза Фрактал
Предиспозиции: семейный дизон 101енез Латентный: диатезы Инициальный: функциональные расстройства Ра звернутої! клинической картины Хронизации: формы и тины течении Исхода
Соматогенез Наследственная отягогцен-ность Нарушения нейропроцес- сов Соматоформ-ные дисфункции Соматнзиро- ванное расстройство П сихо соматическое заболевание Профпато- логия
Психогенез Неврозогенная семья Акцент уации личности Психопатиза-ция личности Личностная декомпенса- ция Девиантное поведение Психический дефект
Социогенез Дисгармоничная семья Нарушения социализации личности Снижение ФРУстрацион-ной толерантности Трудоголизм Профессио- нальная деформация Социальная дезадапта- ция
адекватно меняющимся условиям. Большинство психологов, изучавших проявления профессиональной деформации личности [1, 8], считают эти феномены негативными вариантами развития личности, отмечая при этом, что они порождены приспособлением субъекта труда к профессиональной деятельности и в ее рамках полезны, но эти приспособления оказываются неадекватными в других непрофессиональных сферах жизнедеятельности.
Применительно к сотрудникам правоохранительных органов профессиональная деформация представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. Иначе еще можно сказать, что у человека выработался стереотип поведения, вызванный особенностями его работы, который способен доставлять много хлопот ему и окружающим [9].
В биопсихосоциальной модели развитие деструктивного профессиогенеза можно представить в трех векторах (рисунок). «Поперечная» графическая развертка модели позволяет увидеть варианты глубины взаимопроникновения основных плоскостей развития профессионала и изменения центральной зоны, которая и образовывает экологию судьбы человека в профессии. Ядро, образованное при профессиональном старении личности, призвано, по всей вероятности, служить основой для канонизации индивидуального опыта и духовного наследия профессионала.
Синергетика описывает динамику качественных переходов в развитии диссипативных (т. е. открытых для обмена ресурсами со средой) систем. Наиболее близким синергетическому подходу, на наш взгляд, является анализ деструкций профессиогенеза личности как результата построения новых и реализации сложившихся функциональных систем, который представляет собой комплексы, имеющие собственное энергетическое и соматическое сопровождение.
Синергетическая модель деструктивного профес-сиогенеза представлена в трех плоскостях — векторах)
(таблица) и сводится к мультидисциплинарному и интегральному подходу в рассмотрении патогенеза профессиональных деструкций личности.
Социогенез предполагает развитие социальных ролей и отношений. В каком возрасте человек начинает формироваться как субъект труда? Если имеется в виду только труд профессиональный, то ответ будет определенным: тогда, когда в обществе данной страны принято включать детей в профессиональный труд. Если же иметь в виду труд в широком смысле и распространять это понятие также на труд общественно-полезный и труд по самообслуживанию, то правильный ответ в последнем случае — период дошкольного детства [4]. Внешние факторы социума имеют здесь определяющее влияние: во-первых, развивают у ребенка произвольность психических процессов, во-вторых, что, пожалуй, самое сложное в трудовом воспитании — формируют положительное эмоциональное отношение ребенка к труду как форме деятельности, в результате которой создается полезный для людей продукт. Позиция взрослых в этом смысле определяет потребностную составляющую будущего субъекта труда, в деструктивном плане пусковым механизмом развития личности в профессии является деструкция профессиогенеза у самого воспитателя. В связи с этим в качестве предиспозиции социогенеза деструктивного профессионального развития человека, на наш взгляд, выступает дисгармоничная семья. Одним из основных признаков такой семьи можно назвать наличие у кого-то из ее членов какого-то из типов зависимости, в том числе зависимости от работы. С позиции синергетики стремление человека к уклонению от устойчивых состояний отчетливо представлено именно в потребностно-мотивационной сфере психики, при этом крайним вариантом устойчивости системы является остановка или гибель любой системы [6]. Незначительные колебания устойчивости между позитивным и негативным развитием субъекта труда, по всей видимости, и определяют деструкцию профессиогенеза.
Динамический подход к изучению развития личности ориентирован на исследование закономерностей постоянного «движения» самой личности в пространстве своих качеств, своего возраста, меняющихся социальных норм, в ходе участия в общественных процессах. Закономерным процессом последующей фрактальной динамики является нарушение социализации личности, при этом в возрастном и профессиональном аспектах данный процесс совпадает с периодом выбора профессии и вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь [4].
Стереотипы осуществления профессиональных функций, действий, операций, с одной стороны, облегчают выполнение профессиональной деятельности, повышают ее определенность, несомненно прибавляя достоинства человеку, с другой стороны, являются в то же время основой формирования многих профессиональных деструкций личности [3]. С увеличением стажа работы и при часто повторяющихся отрицательных эмоциональных состояниях происходит снижение фрустрационной толерантности специалиста, человек уже не может отдаваться работе, как прежде, ощущает быстрое истощение после активной профессиональной деятельности, в какой-то мере это становится экономной профессиональной позицией, защитной личностной установкой.
Следующим фракталом социогенеза является трудоголизм. Трудоголизм проявляется в восприятии работы как единственного (или максимально значимого) средства самореализации, достижения признания, получения субъективного удовлетворения от жизни.
Указанные симптомы составляют основной каркас для возможностей последующей профессиональной деформации. Рассматривая профессиональные деформации в общем плане, Э. Ф. Зеер [3] отмечает, что длительное выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, а также снижению работоспособности.
Область явлений профессиональной деформации личности охватывает разные по своей природе феномены, и эти детерминированные профессиональной деятельностью явления, вероятно, следует отличать от невротического развития личности, а также от смешанных форм не всегда эффективного приспособления к труду, развивающегося в период выраженного снижения внутренних ресурсов работника под влиянием возраста, болезней.
Исходом социогенеза деструктивного развития профессионала является социальная дезадаптация, понимаемая как частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды.
Психогенез (см. таблицу) в его предиспозиции обусловлен влиянием длительного осуществления профессиональной деятельности, влиянием на своео-
бразие развития личности субъекта труда, важную роль здесь играют нарушения семейных взаимоотношений, так как основная часть социализации с момента рождения человека происходит в семье [10]. Именно неврозогенная семья является первым фракталом в формировании профессиональной деформации и ее исхода. В результате взаимодействия нарушенных семейных взаимоотношений и многолетнего выполнения одной и той же деятельности акцентуации личности профессионализируются, вплетаются в ткань индивидуального стиля деятельности и трансформируются в итоге в профессиональные деформации. Психопатизация личности, в «краевом» варианте, возникает под влиянием хронической психогенной травматизации, неблагоприятных социально-психологических факторов. Возникший патохарактерологический сдвиг нередко «отрывается» от первопричины, и начинается патологическое «саморазвитие» характера (психогенный повод исчезает, а патологические изменения личности продолжают нарастать). Личностная декомпенсация проявляется в выраженном нарушении социального функционирования, приводящем к серьезным конфликтам межличностного и внутриличностного характеров.
Девиантное поведение человека обозначается как система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением [5]. При этом возможным исходом данного процесса является психический дефект в легких формах негативных изменений, проявляющийся психической астенизацией, повышенной утомляемостью, явлениями раздражительной слабости, сужением круга интересов и постепенной нивелировкой индивидуальных характерологических свойств.
Соматогенез (см. таблицу) профессиональной деформации в начале ее формирования возможен при неблагоприятной наследственной отягощенности. При воздействии негативных факторов социальной среды и конституциональной предрасположенности организма в виде несбалансированности нейропроцессов возможна инициация сначала функциональных расстройств с развертыванием сомати-зированного расстройства, затем при увеличении напряженности факторов социального воздействия, а также длительности такого воздействия формируется морфологическое изменение, приводящее в дальнейшем к психосоматическому заболеванию. Исходом данного процесса является профпатология, вызванная психосоматическим заболеванием при всей многовариантности его развития.
Таким образом, нами намечены основные составляющие деструктивного развития специалиста и
профессионала. Синергетический подход позволяет искать переходы между духом и материей, которые совершаются в человеке. Произвольность поведения человека диктуется как субъективными, так и объективными факторами одновременно, и определяется она не как простое суммирование факторов, а как системная детерминация, которая в итоге обеспечивает самоорганизацию человека. При этом главным фактором развития деформаций и деструкций профес-сиогенеза личности является сама профессиональная деятельность. Каждая профессия обладает своим комплексом профессиональных деформаций.
Список литературы
1. Борисова С. Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты: автореф. дис. … канд. мед. наук / Борисова С. Е. — М. ,
1998. — 27 с.
2. Дьякова Е. А. Проблема обобщения знаний: синергетический аспект / Е. А. Дьякова // Инновации в образовании. — 2004. — № 2. — С. 136−138.
3. Зеер Э. Ф. Психологические детерминанты профессиональных деструкций: Психология профессий / Зеер Э. Ф.
— Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. -пед. ун-та, 1997.
4. Климов Е. А. Психология профессионала. Избранные психологические труды / Е. А. Климов. — М. — Воронеж,
1996. — 465 с.
5. Менделевич В. Д. Наркозависимость и коморбид-ные расстройства поведения / В. Д. Менделевич. — М.: Медпресс-информ, 2003. — 328 с.
6. Назаретян А. П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории (Синергетика — психология
— прогнозирование) / А. П. Назаретян. — 2-е изд. — М.: Мир, 2004. — 367 с.
7. Носкова О. Г. История психологии труда в России (1917- 1957): учеб. пособие / О. Г. Носкова. — М.: МГУ,
1997. — 304 с.
8. Рогов Е. И. К вопросу о профессиональной деформации личности / Е. И. Рогов // РПО: Ежегодник. — Т. 1. Вып. 2. Материалы Учредительного съезда РПО, 22−24 нояб. 1994 г., г. Москва. — М., 1995.
9. Столяренко А. М. Прикладная юридическая психология / А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТ, 2001. — 639 с.
10. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкас. — СПб.: Питер,
1999. — 656 с.
SYNERGIC PARADIGM OF DESTRUCTIVE PROFESSIOGENESIS
P. I. Sidorov, Yu. K. Rodygina
Northern State Medical University, Arkhangelsk
In the article, the synergic conception of destructive professiogenesis has been grounded, the main components of specialists'- and professionals'- destructive development have been traced. Synergetics admits management of complicated processes of professional destruction prediction and professional'-s personality formation. Human behavioral arbitrariness is governed by subjective and objective factors, and it is defined not as a simple sum of those factors, but as system determination that in the end secures human selforganization. The main factor of development of personality professiogenesis'- deformations and destructions is professional activity itself.
Key words: synergetics, professiogenesis, biopsychosocial model.
Контактная информация:
Сидоров Павел Иванович — профессор, академик РАМН, ректор Северного государственного медицинского университета, директор института ментальной экологии СГМУ.
Адрес: 163 000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51
Тел. (8182) 28−57−91
E-mail: info@nsmu. ru
Статья поступила 17. 11. 2008 г.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой