Семейный фактор в процессе социализации подростков

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Психология
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

УДК 159. 923. 5
СЕМЕЙНЫЙ ФАКТОР В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
О 2010
М. А. Бахтавер, докторант кафедры гендера и прикладной психологии
Бакинский государственный университет, Баку (Азербайджан)
Ключевые слова: личность подростка- методика воспитания- семейное воспитание.
Аннотация: исследования показывают, что семья оказывает значительное влияние на процесс социализации подростков. Сложность окружающего нас мира предопределяет и сложности в развитии молодых людей, в зависимости от региона, уровня жизни, обычаев и обрядов. Имеются соблазны в виде курения табака, употребления наркотиков, спиртных напитков, беспорядочных половых связей, другие деяния, создающие угрозу для физического и психического здоровья молодых людей. Понятна сдерживающая роль здесь семьи, которая ослабевает, если она конфликтная.
ВВЕДЕНИЕ
Конфликтные и бесконфликтные семьи не могут в одинаковой степени оказывать влияние на процесс социализации детей. В относительно благополучной семье дети больше стремятся к знаниям, стремятся заняться полезным трудом. В таких семьях дети более точно, ясно осознают свои жизненные позиции, определяют отношение к другим людям. В семьях, где отношения имеют напряженный характер, у детей быстрее формируются трудовые навыки, быстро формируется характер, структура характерных черт бывает более прочной.
С точки зрения семейного воспитания детей указанные особенности и стали предметом исследования в данной статье (на примере сравнительного анализа семей городов Баку и Тебриза).
Многие аспекты семейного воспитания, связанные с семейными факторами, были предметом исследования ведущих специалистов мира (в том числе способы семейного воспитания, виды семейного лидерства в методике воспитания, к примеру, умеренный, строгий, деспотический, демократический), разработана типология характеров детей, родителей, условия их формирования, в том числе условия проживания,
уровень образования родителей, общественное положение их и т. д.). Это прежде всего Z. Freyd, Hampson S.E. (1991), Qoldberg L.R. (1991), Veykfild J.F. (1996), § ifer E.S. (1959), Pervin L.A., Con P.O. (1997), Levis C. (1982), Baumrid D. (1971), Hind R.A. (1986), Helfer L. E (1982), Gold§ teyn M.J. (1980), Gould D. (1080), Erikson E.H. (1980, 1982), Eyzenberg N.G. (1995), Koleman, J.C. (1980), Berzonsky, M.D., Macek, P. Nurmi, J.E. (2003), Baxman, J.G. (1970), Sallivan, H.S. (1953), Stil, B. (1980), Hoffman, M.L. (1975), Konger, J.J., (1977), Dollinger, S.M. (1995), Bell, R.Q. ,&- Haper, L. V (1977), Akkerman, W. (1990) и другие знаменитые психологи.
Несмотря на такое многообразие исследований, охватывающих без малого полтора столетия, усложнение социальных связей и отношений отражается на процессе семейного воспитания, на личностном становлении человека. В этом смысле сравнительный анализ влияния семейных отношений на воспитание детей и подростков в регионе, в частности, в Баку и Тебризе, имеет большое значение с точки зрения поиска путей формирования современной личности, которая может умело приспособиться к требованиям современной цивилизации.
20
Вектор науки ТГУ № 2(2), 2010
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Нами были рассмотрены основные показатели формирования личности подростков, обучающихся в школах Баку и Тебриза, причем главным субъектом воспитания нами были определены родители. Как влияет социальное положение родителей, их статус, а также их положение в семейной структуре взаимоотношений на формирование психологических качеств личности детей подросткового возраста? Итоги проведенного исследования были подведены с помощью дескриптивной и дифференциальной статистики, а основные показатели факторов с целью обеспечения репрезентативности исследования вычислялись также с привлечением средневзвешенной, среднеквадратичного отклонения, х2 и др. Среди опрошенных подростков 57. 3% составили мальчики, 42. 7% - девочки. Родители по уровню образования распределялись следующим образом:
Отметим также, что 91,8% женщин — домохозяйки, 2,8% работают в частном секторе, 5,3% же трудятся в госсекторе. 47,6% отцов работают в частном секторе, 22,1% - в госсекторе, 3% - безработные, 8,85% - рабочие, 8,2% - пенсионеры. Часть опрошенных не ответили на указанный вопрос.
При вопросе о доходах в семье 13% ответили, что их мало, 83,2%- - средне и 3,8% -указали на высокий уровень доходов. 87,5% учеников проживали в съемных или приватизированных квартирах, 9,7% - снимали квартиру, 2,8% же указали другие варианты.
Через анализ вопросников, составленных на основе известных методик Айзенка, выяснилось, что 0,7% родителей используют методику свободного, демократичного воспитания, 5% - авторитарные методы, а 94,3% - методики логически выдержанного воспитания. У мальчиков эти показатели соответственно составили 2,6%, 12,7% и 84,7%.
Было выявлено также, что 41. 8% девочек имеют в своем характере экстравертность, 43,3% - нейротизм,
0,7% - психотизм. У ребят эти показатели составили соответственно 47,1%, 33,9%, 3,2%.
По итогам исследования мы определили, что имеется непосредственная связь между методиками воспитания родителей и типологией характеристик подростков. Было выявлено, что в семьях, где воспитание детей имеет демократические начала, 50% детей имеет в характере начала нейротизма, 33,3% же — психотизма. У родителей, проводящих в семье авторитарные мето-
ды воспитания, 41,9% детей являются экстравертами, 38,7% -нейротиками. Там, где воспитание определено на основе логического начала — 46,1% детей — экстра-
верты, 37,5% - нейротики, 1,7% - имеют в характере начала психотизма. Согласно формуле Kay Skoer, х2 = 31. 96 и его уровень значимости составили 0. 00. Имеется прямая связь между методиками воспитания родителей и характером детей. Согласно формуле V-Kramer, V = 0. 22. В семьях со свободными подходами в воспитании преобладают черты нейротизма, в авторитарных же семьях — экстравертные черты.
Другой вывод, к которому мы пришли, это то, что между методами воспитания родителей в отношении своих детей и типами характера родителей же есть также непосредственная связь.
Здесь также было определено, что согласно формуле Kay Skoer, х2 = 45,4t и уровень его доверительности составил 0. 00. По формуле V Kramer, V = 0. 22. Таким образом, у эксцентричных родителей больше применяется логически взвешенная методика воспитания, родители же с чертами характера, больше осно-
ванных на нейротизме и психотизме, больше используется авторитарных методик.
Нас также интересовал вопрос о соответствии методик воспитания уровню образования родителей, в том числе отцов. Было определено, что чем выше образование отца, тем менее жесткие методы применяются им при воспитании детей. Здесь, согласно формуле Kay Skoer, х2 = 98,08 и его доверительный интервал составил 0. 00 (вычислен Kramer V, равный 0. 388).
Уровень образования матерей также положительно сказывался на воспитании их детей, в соответствии с формулой Kay Skoer, х2 = 6,3 р его доверительный интервал составил 0. 05. Соответственно на характере воспитания, вернее, на его крене в сторону демократичности отражается и участие женщин в общественнополезном труде, уровень жизни в семье, т. е. материальный достаток.
Что же касается связи между типологией характеров подростков и уровнем доходов семьи, то мы по итогам исследований пришли к следующим выводам: экстравертный тип личности свойственен всем подросткам примерно в равной степени независимо от уровня доходов семьи. Однако другие типы личности имеют здесь определенную связь. Было выявлено, что х2 = 10. 23 и доверительный интервал здесь равен 0. 115. Это подтверждает выдвинутую нами версию о том, что имеется зависимость между указанными двумя характеристиками — уровнем жизни в семье и формированием определенных черт характера у подростков.
Для контрольной проверки в качестве зависимых переменных были взяты методики воспитания, которым отдают предпочтение родители, и в качестве неза-
Уровень Не Начальное Неполн. средн. среднее высшее Нет в живых
образования учился образование образование образование образование
отец 7,8% 29,2% 15,5% 31,4% 14,3% 1,9%
мать 25,6% 33,3% 15,1% 22,2% 1,3% 0,6%
Canonical correlation % cumulative % of variance Eigen value Function
0. 262 54.4 54.4 0. 073 1
Вектор науки ТГУ. № 2(2), 2010
21
Wilks Lambda
sig df Chi-square Wilks’lambda Test of function
0. 04 22 34. 841 0. 878 1
висимых — уровень образования, возраст и характер профессиональной деятельности родителей, экономическое положение семьи, местожительство, а также характеристики подростков (характер, темперамент, пол). Зависимость между указанными группами факторов составила 0, 26. Соответственно формуле Wilks Lambada, V=87 и P=0. 00. Это подтверждает надежность интегральных показателей контрольной проверки.
ВЫВОДЫ
Таким образом, уровень образования родителей, род их деятельности, месторасположение и обстановка, уровень жизни отражается на вырабатываемых методиках воспитания, с другой стороны, здесь следует учесть пол и характер ребенка, его природные задатки.
Мы считаем, что для улучшения положения дел в рассматриваемой сфере необходимо соединить усилия школьной администрации, родителей и общественности. Для этого необходимо улучшить контакты родителей со школой, разнообразить внешкольные формы работы. Одной из эффективных форм работы является, как подтвердила практика, организация разнообразных шоу на телеканалах о школьной жизни, о семейном воспитании, которые должны быть поучительными, воспитательными и развлекательными одновременно.
Необходимо, на наш взгляд, создать серию научнопопулярных изданий, как продолжающихся (к примеру, журналов), так и единовременно изданных, для просвещения родителей и всех заинтересованных лиц в указанном отношении.
Отметим, что фактор образования как в Баку, так и Тебризе проявил одинаковую роль в воспитании детей: чем выше образование родителей, тем легче идет процесс социализации в семье. Отсюда — необходимость повышения образовательного уровня населения в целом в обеих странах. Отметим также, что исследованы проблемы взаимоотношений детей и родителей.
Вне нашего внимания остались такие проблемы, как взаимоотношения между братьями и сестрами, внутрисемейные отношения в целом, численность детей в семье, которые также отражаются на подготовке подростков к жизни. Это — предмет дальнейших исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ackerman Nathan W. The Strength of Family Therapy: Selected Papers / Eds. D. Block, R. Simon- Ackerman Institute for Family Therapy. -N.Y.: Brunner / Mazel, publishers, 1982. — Ch. 24: The Role of the Family in the Emergence of Child Disorders. — P. 201 — 216.
2. Bachman, J.G. O’Malley, P.M. & amp- Johnston (1978) J. Adolescence of adulthood: change and stability in the lives of young men. Ann Arbor, Mic: Institute for social research, university of Michigan (1965).
3. Baumrind, D. the development of instrumental competence through so civilization. A.D. pick (Ed, (1973) Minnesota symposia on child psychology (vol. 7). Minneapolis: university of Minnesota press.
4. Conger, J.J., & amp- Peterson, Adolescence. (1984) and youth: psychological Development in a changing word (3rded.). New York: Harper & amp- Row.
THE FAMILY FACTOR IN THE COURSE OF SOCIALIZATION OF TEENAGERS
© 2010
M.A. Bahtaver, doctoral candidate of the chair & quot-Gender and applied psychology& quot-
Baku State University, Baku (Azerbaijan)
Keywords: adolescent personality and methodology of education- family upbringing.
Annotation: researches show that the family makes considerable impact on process of socialization of teenagers. Complexity of the world surrounding us predetermines also complexities in development of young men, depending on region, a standard of living, customs and ceremonies. There are temptations in the form of smoking of tobacco, the use of drugs, spirits, chaotic sexual communications, other acts creating threat for physical and mental health of young men. The constraining role here families which weakens, if it disputed is clear.
22
Вектор науки ТГУ № 2(2), 2010

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой