Реактивность кардиореспираторной системы студенток на нагрузки игрового характера

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Биология
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

X х с
РЕАКТИВНОСТЬ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙСИСТЕМЫ СТУДЕНТОК НА НАГРУЗКИ ИГРОВОГО
ХАРАКТЕРА
Хорьяков В. А., Мосенз В. А., Романенко Л. П., Романенко В. А.
Г орловский госу дарственныйпедагогический институт иностранных языков Донецкий национальный технический университет Донецкий национальный университет
Аннотация. В статье раскрывается роль механизмов дыхания и кровообращения в обеспечении адекватного уровня функционированиякислороднотранспортнойсистемы студентокв процессе занятий баскетболом Тренировочные нагрузки учебного занятия по баскетболу реализуются в диапазоне 40−46% максимального потребления кислорода и обеспечиваются сбалансированной активацией механизмов кардиореспираторной системы. Это позволяет существенно интенсифицировать тренировочный процесс с целью расширения функциональных возможностей аппарата дыхания и кровообращения студенток Ключевые слова: минутный объем крови и дыхания, потребление кислорода
Анотація. Хор’яков В. А., Мосенз В. А., Романенко Л. П., Романенко В. О. Реактивність кардіореспіраторної системи студенток на навантаження ігрового характеру. У статі розкривається значення механізмів дихання і кровообігу в забезпеченні достатнього рівня функціонування кисневотранспортної системи студентоку процесі занять баскетболом Тренувальні навантаження навчального заняття з- баскетболу реалізуються в діапазоні 40−46% максимального споживання кисню й забезпечуються збалансованою активацією механізмів кардиорес-пираторної системи. Це дозволяє істотно інтенсифікувати тренувальний процес із метою розширення функціональних можливостей апарата подиху й кровообігу студенток Ключеві слова: хвилинний об'-єм крові і дихання, споживання кисню.
Annotation. Choryakov V.A., Mosenz V.A., Romanenko L.P., Romanenko V.A. The reactivity of the oxygen transporting system in students to playing loading. In the article the significance of the respiration and the blood circulation in the ample oxygen transporting system functioning through the basketball training is uncovered. Training loads of educational occupation on basketball will be realized over the range 40−46% of a maximum oxygen uptake and ensured with the balanced activation of mechanisms cardio-respiratory systems. It allows to intensify essentially training process with the purpose of dilating functionalities of a means of respiration and a circulation студенток Key word: reactivity, cardio-respiratory system, oxygen intake.
Введение
У правление психофизиологическим состоянием человека посредством мышечных нагрузок различной модальности, мощности и длительности предполагает изучение особенностей реакции организма на эти нагрузки [1−3].
Анализ последних исследований и публикаций свидетельствует о том, что при определенном их количестве [1−3] вопросы реактивности кислороднотранспортнойсистемы организма конкретных социальных и половозрастных групп на нагрузки в режиме смешанного энергообеспечения освещаются недостаточно.
Работа выполнена по плану НИР Донецкого национального университета
Формулирование цели работы
Цель исследований заключалась в изучении особенностей реакции кардиореспираторной системы студенток на тренировочное занятие по баскетболу.
Материал и методы исследований
Для достижения цели исследований обследовали 128 студенток гуманитарного ВУЗа в возрасте 18,0±0,28 года. У них до, после и в процессе тренировочного занятия по баскетболу с помощью спирографа & quot-Метатест-1"- регистрировали показатели легочной вентиляции (ЧД, ДО, МОД) и потребления кислорода (VO2). Параметры кровообращения определяли с помощью сфигмамонометра японского производства На основании эмпирических данных рассчитывали пульсовое давление (ПД), ударный объем сердца (УОС) и минутный объем крови (МОК).
ПД = СД — ДД УОС = 100 + 0,5 ПД — 0,6ДД — 0,6 В МОК = УОС X ЧСС
где СД — систолическое давление, мм. рт. ст.- ДД — диастолическое давление, мм. рт. ст.- В — возраст, лет.
Об эффективности механизмов транспорта и утилизации кислорода судили по значениям кислородного пульса и коэффициенту использования кислорода (КиО2).
Фактический материал обрабатывали по стандартной программе & quot-Statistika"- с определением математического ожидания (х), средней ошибки (m), стандартного отклонения ©, коэффициента асимметрии (As) и эксцесса (Ex). С учетом этих характеристик было установлено, что изучаемая нами выборка приближается к закону нормального распределения. Следовательно, представленный в исследованиях массив переменных является частью генеральной совокупности [3].
Результаты исследований и их обсуждение
Анализ переменных, характеризующих функциональное состояние механизмов потребления, транспорта и утилизации кислорода тканями, свидетельствуют о том, что у обследованных нами студентокв состоянии
покоя существенно повышен уровень метаболизма. При массе тела (56,3 ± 0,35 кг), соответствующей биологической норме [1, 3], потребление кислорода в процентах от МПК у них в 2−2,5 раза выше в сравнении с группами идентичного возраста и пола [4]. Повышенный энергообмен обеспечивается за счет интенсификации деятельности механизмов сердечно-сосудистойи дыхательной систем. Минутный объем крови превышает физиологические нормы на 37,5% и поддерживается на этом уровне за счет увеличенной (17,1%) частоты сердечных сокращений при несколько меньшем (11,2%) приросте ударного объема сердца и пониженных (7,8%) значениях систолическогодавления.
Идентичные сдвиги физиологических констант характерны и для респираторной функции Повышенный (28,9%) уровень легочной вентиляции обеспечивается неадекватным увеличением (41,6%) частоты дыханий при несколько меньшем (24,6%) приросте дыхательного объема. Подобные трансформации свидетельствуют о существенном напряжении механизмов кислороднотранспортнойсистемы у студенток, а следовательно и пониженных резервных возможностях систем дыхания и кровообращения Низкий уровень этих возможностей, характерный для нетренированных людей (табл. 1), усугубляетсястрессовой ситуацией исследований, что приводит к еще большему напряжению механизмов кардиореспираторнойсистемы [5, 6].
Таблица 1
Изменение показателей кислороднотранспортной системы организма студенток в процессе занятий по бас-
кетболу (х ± т)
Показатели Исходные значения В процессе тренировочного занятия, мин Восстановление, мин
30'- 60'- 9 О 10'-
Пульс, уд/мин 82,0±2,12 149,0±2,1 155,0±5,2 159,0±2,79 101,0±3,39
Систолическое давление, мм рт. ст. 106,0±2,79 130,3±4,05 127,1±4,03 125,0±3,97 108,3±3,97
Диастолическое давление, мм рт. ст. 66,3±1,32 62,7±1,63 62,6±2,60 64,0±2,06 63,3±2,02
У дарный объем сердца, мл 66,7±1,68 82,7±1,03 80,6±3,09 79,26±1,07 71,2±2,25
Минутный объем крови, л 5,5±0,26 12,4±0,63 12,6±0,70 12,6±0,69 7,2±0,34
Чд, цикл/мин 17,0±1,5 27,0±1,1 28,0±1,83 31,0±1,39 19,0±1,87
До, мл 623±59,4 1212±105 1132±76,0 1078±92,8 620±33,3
МОД, л 10,3±1,03 31,4±3,2 30,3±2,34 32,0±3,49 10,6±0,73
У02, мл/мин 317±13,9 842±96,2 958±20,8 888±21,2 302±30,9
Кислородный пульс, мл/уд 3,9±0,21 5,8±0,69 6,1±0,18 5,7±0,18 3,1±0,40
КИО2, мл 37,6±4,36 26,2±2,06 31,5±2,90 31,5±2,80 29,3±2,22
У02 от МПК, % 15,5±0,86 39,9±2,2 46,0±2,03 42,3±3,84 14,8±1,70
Переход организма студентокиз базального состояния к специфическим нагрузкам баскетбола на уровне 39,9−46,0 максимального потребления кислорода (МПК) сопровождается достаточно сбалансированной активацией механизмов кислороднотранспортнойсистемы (табл. 1).
В частности существенное (125,5%) увеличение минутного объема крови обеспечивается адекватным приростом (81,7%) частоты пульса и ударного объема сердца (24,0%) при незначительном (22,9%) повышении систолического и некотором (5,4%) снижении диастолическогодавления. Подобную реакцию аппарата кровообращения на нагрузку принято считать нормотонической [2]. Оптимальная реакция характерна и для второй составляющей кардиореспираторнойсистемы — аппарата дыхания.
Увеличенное (165,6%) потребление кислорода на 30 мин занятии обеспечивается значительным (204,9%) приростом минутного дыхания за счет большего (94,5%) долевого участия дыхательного объема при меньшем (58,8%) приросте частоты дыхания. Одновременно следует заметить, что при повышенных (48,7%) значениях кислородного пульса отмечается снижение (30,3%) величины КиО2. Следовательно, утилизация кислорода тканями отстает от его транспорта [1]. Рассогласование в работе этих механизмов исчезает к 60 мин занятия, т. е. к моменту окончательного врабатывания организма. С этого момента обе составляющие кислороднотранспорт ной системы работают относительно стабильно и согласованно Признаки внутри- и межсистемного разрегулирования отсутствуют (табл. 1).
Период реституции характеризуется стабилизацией кислородного гомеостаза, снижением функциональных показателей дыхательной системы при некотором (23,2%) недовосстановлении ЧСС и минутного объема крови (30,9%).
Асинхронность восстановления этих вегетативных функций связана с различиями в их инерционности по параметрам включения/выключения в мышечную деятельность. У становленные закономерности трансформации функционального состояния кислороднотранспортнойсистемы у студентокв процессе учебного занятия по баскетболу позволяет сформулировать определенные выводы.
Выводы
Тренировочные нагрузки учебного занятия по баскетболу реализуются в диапазоне 40−46% максималь-
ного потребления кислорода и обеспечиваются сбалансированной активацией механизмов кардиореспиратор-ной системы. Это позволяет существенно интенсифицировать тренировочный процесс с целью расширения функциональных возможностей аппарата дыхания и кровообращения студенток
Перспективы дальнейших исследований сопряжены с изучением особенностей реакции кардиореспира-торной системы различных социальных, возрастных и профессиональных групп на нагрузки игрового характера различной мощности, длительности и модальности.
Литература
1. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология — К.: Здоров’я, 1998. — 244 с.
2. Романенко В. А. Психофизиологические детерминанты управления физическим состоянием студентов // Мат. научн-практ. конф. вузов Донецкой области. — Донецк, 1999. — С.7.
3. Романенко В. А. Диагностика двигательных способностей Учеб. пособ., Донецк: ДонНУ, 2005. — 290 с.
4. Сальников В. А. Спортивная деятельность и способности // Теор. и практ. физич. культ: — 1998. — № 8. -
С. 24−28.
5. Хрущев В. Л. Здоровье человека на Севере. — Новый Уренгой 1994. — 508 с.
6. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья: методические аспекты. — Новосибирск, 1989. — 205 с.
Поступила в редакцию 24. 01. 2008 г.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой