О проекте словаря лингвистической терминологии (к учебнику русского языка С. И. Львовой)

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Языкознание
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Лингви стика
Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2010, № 4 (2), с. 658−660
УДК 808. 2:801. 316. 4
О ПРОЕКТЕ СЛОВАРЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ (к учебнику русского языка С.И. Львовой)
© 2010 г. В.П. Панченко
Центр образования № 1485, Москва panchenkovp@rambler. ru
Поступила в редакцию 25. 03. 2010
Предлагается к рассмотрению проект краткого словаря лингвистических терминов, материалом для которого являются научные тексты лингвистической тематики разных жанров, представленные в учебниках С. И. Львовой.
Ключевые слова: русский язык, терминология,
лингводидактика.
Вопросы изучения научной речи в последние десятилетия находятся в центре внимания отечественных лингвистов, а стремление к упорядочению языка каждой отдельно взятой науки является характерной чертой «века минувшего и наступившего».
Владение метаязыком науки, являющееся важнейшей составляющей коммуникативной компетенции, предполагает прежде всего накопление терминологических знаний и умение правильно пользоваться термином, т. е. грамотно определять его, отграничивать его от смежных терминов, соотносить с языковыми фактами, вводить в специальный текст. Перечисленные навыки являются обязательной составляющей успешного изучения любого языка.
Особую значимость данное утверждение приобретает при изучении школьного курса русского языка, когда формируется основная лингвистическая база, необходимая для успешного акта коммуникации. Предметный тезаурус, вложенный в активную память школьников, способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, заинтересованному и вдумчивому отношению к родному слову.
Хорошо известно, что в существующих школьных учебниках русского языка до недавнего времени принцип научности реализовывался не в полном объеме: отмечается недостаточное количество научных понятий, необходимых для понимания фактов языка, противоречивое и непоследовательное представление теоретического материала.
Несколько лет назад в школу пришел принципиально новый учебник русского языка, учебник, в котором пересмотрены принципы и
предметный тезаурус, лексикография, идеография,
подходы к изложению теоретического и практического языкового материала. Речь идет об учебнике русского языка С. И. Львовой и В. В. Львова. Безусловным достоинством данного УМК являются его высокие научные основы. Тексты учебника С. И. Львовой «Русский язык» являются источником ценной базовой лингвистической информации, посредством которой ученик может аргументированно ответить на десятки и сотни «почему?» (почему так пишется, произносится, почему имеет такое значение, как оно формируется и т. д.). В этом случае лингвистические понятия, осознанные учеником, могут быть определены как ключ к открытию многих тайн родного языка.
Первым, особо важным этапом формирования лингвистической компетенции у школьников является изучение теоретического курса «Введение в лингвистику» с целью формирования активного предметного тезауруса. Подача материала (от теории) позволяет уже изначально подходить к решению языковых вопросов осознанно, с опорой на серьезную лингвистическую базу.
Результативность работы по формированию предметного тезауруса во многом определяется наличием терминологического словаря. Сегодняшняя школа располагает такими словарями. Это «Словарь-справочник Д. Э. Розенталя и М.А. Теленковой», «Краткий словарь лингвистических терминов», составленный группой авторитетных лингвистов (Н.В. Васильевой,
В. А. Виноградовым, А.О. Шахнаровичем). В аннотации четко обозначен адресат словаря: учащиеся филологического профиля (1500 терминов). Данные справочники обобщают лингвистическую информацию курса русского язы-
ка и адресованы уже подготовленной, ориентированной на изучение языков, аудитории.
Представляет интерес и «Школьный лингвистический словарь» А. В. Лемова. Словарь содержит определения, функционирующие в современных школьных учебниках (более 1000 словарных статей), и адресован учащимся средних и старших классов, абитуриентам, студентам нефилологических факультетов и всем, кто интересуется русским языком и проблемами языкознания.
Все перечисленные терминологические словари, равно как и предметные указатели к учебникам, построены по алфавитному принципу. Ученику пятого класса, не имеющему опыта работы со справочной литературой, еще достаточно трудно ориентироваться в общем потоке лингвистической терминологии. Как показывает практика, целесообразно формировать предметный тезаурус пошагово, от одного раздела лингвистики к другому. Так, в учебнике русского языка С. И. Львовой знакомство с основными базовыми терминами происходит в рамках изучения определенного раздела языкознания. Термины, ограниченные тематикой подраздела, и в словаре целесообразно систематизировать не по алфавиту, как это принято в существующих словарях, а в рамках определенного тематического блока. В этом случае главной единицей словаря является не термин, а тематический блок, соответствующий разделу языкознания. Такая, блочная, подача теоретического материала согласуется с представлением лингвистической информации в учебнике русского языка. Единообразие в представлении материала (в учебнике и в словаре) во многом облегчит работу и учителя, и ученика.
Материалом для нашего словаря служат научные тексты лингвистической тематики разных жанров, представленные в учебниках
С. И. Львовой (5−9 классы). Словарь содержит информацию по всем разделам курса русского языка и лингвистики (в данном случае названия и количество разделов, выделенных в словаре, соответствуют количеству и названию тематических блоков учебника С. И. Львовой, и прежде всего, раздела «Введение в лингвистику»).
Таким образом, самым крупным структурным подразделением является тематический блок терминов, соответствующий определенному разделу лингвистики (в словаре выделено 12 блоков), и основной единицей словаря является не отдельный термин, а терминологическая подсистема, выделяемая на родо-видовых основаниях. Такая организация словарного материала помогает школьнику усваивать термины как
обязательный элемент системы, постигать жесткую логику научного мышления.
Кроме того, в определенные терминологические блоки считаем целесообразным включить дополнительную терминологическую информацию. Так, например, раздел «Словообразование» представлен следующей системой терминов: словообразование как раздел лингвистики, исходное слово (исходная основа), способ словообразования, словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо. Совершенно очевидно, что при работе с производным словом необходимо оперировать еще несколькими существенными понятиями. Прежде всего это такие термины, как основа слова, производящая основа, производная основа, словообразовательные морфемы, словообразовательный разбор, словообразовательное значение, способ словообразования.
В таблице № 1 представлены термины раздела «Словообразование», необходимые и достаточные, на наш взгляд, для успешного решения вопросов словообразования (а значит, и вопросов орфографии, морфологии и др.).
Способ подачи материала
Большой объем словника для ученика пятого класса предполагает разные уровни коммуникативного усвоения терминов, что отражено в словаре — разной шрифтовой подачей термина. «Черным» (жирным) шрифтом выделен 1-й
Таблица 1
ТЕРМИНЫ
Учебник Дополнительные
русского языка (5 лингвистические
кл.) источники
• Словообразование • Словообразовательные,
• Словообразующие словоизменительные, осново-
морфемы образующие аффиксы
• Приставочный • Основа слова
способ словообразо- • Производящая основа
вания • Производная основа
• Суффиксальный • Словообразовательное зна-
способ словообразо- чение
вания • Словообразовательный тип
• Сложение (СТ)
• Сложные слова • Продуктивный и непродук-
• Словообразова- тивный СТ
тельная пара • Способ словообразования
• Словообразова- • Аббревиатура
тельная цепочка • Словообразовательный ана-
• Словообразова- лиз
тельное гнездо
• Словообразова-
тельная модель
уровень — уровень базовых понятий лингвистики и ее разделов. Соответствующие термины должны быть усвоены как обязательные и должны войти в активный словарь.
2-й уровень, выделенный курсивом, включает термины, не входящие в обязательный терминологический объем вводного лингвистического курса, но достаточно часто встречающиеся в современной научной и научно-популярной литературе по языкознанию. Таким образом, разная шрифтовая подача терминов помогает школьникам в формировании очень важного для них умения: отделять главное от второстепенного, актуальное от неактуального, сознательно формировать свой активный и пассивный лексикон.
На примере раздела «Словообразование» термины могут быть выстроены следующим образом:
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Структура (параметры) производного слова
• Производное слово
• Основа слова
• Производная основа
• Производящая основа
• Словообразовательные морфемы
• Формообразовательные морфемы
• Словообразовательное значение
• Словообразовательная пара
Классификационные единицы словообразования
• Словообразовательная цепочка
• Словообразовательное гнездо
• Словообразовательная модель
• Словообразовательный тип (СТ)
• Продуктивный и непродуктивный СТ
• Способ словообразования:
— суффиксальный способ
— приставочный
— приставочно-суффиксальный
— бессуффиксный
— сложение
— сложносуффиксальный
— аббревиатура
— обратное словообразование
Словообразовательный анализ (разбор)
Возвращаясь к практике создания учебного
словаря идеографического типа, назовем цели, которые мы перед собой ставим и которые, в свою очередь, определяют его особенности.
Первая цель — создать учебный словарь с элементами учебника. Задуманный словарь должен совмещать в себе черты идеографического, толкового, справочного словарей, а также содержать материал учебного характера, свойственный жанру учебника.
Вторая цель — представить словарный корпус как совокупность слов, объединенных определенной лингвистической темой.
Третья цель — разработать особую графическую форму словаря с ясной и четкой сигнальной системой, которая позволит сэкономить время поиска нужного термина, а значит, облегчит школьникам чтение научной лингвистической литературы на любом этапе изучения русского языка.
Четвертая цель — обеспечить преподавателя учебным материалом для эффективной работы в школьной аудитории. Словарь должен служить полезным помощником учителю для введения, закрепления и иллюстрации той или иной лингвистической темы.
Список литературы
1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е. М., 2010.
2. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных школ. М., 2009.
3. Лемов А. В. Школьный лингвистический словарь: Термины. Понятия. Комментарии. М., 2007.
ON THE DICTIONARY OF LINGUISTIC TERMINOLOGY (in the Russian language textbook by S.I. Lvova)
V.P. Panchenko
The draft of a short educational dictionary of linguistic terms is proposed. The material for the dictionary is drawn from the scientific texts on linguistic topics presented in S.I. Lvova'-s textbooks.
Keywords: the Russian language, terminology, subject thesaurus, lexicography, ideography, linguodidactics.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой