Образовательные услуги на региональных рынках труда

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Экономические науки
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

УДК [377: 332. 14](470. 621) ББК 74. 57 З-15
Задорожная Людмила Ивановна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента и региональной экономики Майкопского государственного технологического университета-
Ягумова Наталья Владимировна, соискатель Майкопского государственного технологического университета, главный государственный налоговый инспектор МИФНС России № 1 по РА, е-mail: net. g81@mail. ru.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ ТРУДА
(рецензирована)
В статье анализируется проблемы регионального рынка труда, сбалансированность спроса и предложения образовательных услуг на рынке труда. В ходе исследования выделены основные проблемы начального, среднего и высшего профессионального высшего образования на региональном уровне, обозначены пути их решения. Отражена динамика трудоустройства выпускников средних, специальных, и высших профессиональных учебных заведений.
Ключевые слова: регион, региональный рынок труда, сбалансированность спроса и предложения образовательных услуг на региональном рынке труда.
Zadorozhnaya Lyudmila Ivanovna, Doctor of Economics, professor, head of the Department of Management and Regional Economy, Maikop State Technological University-
Yagumova Natalia Vladimirovna, applicant of Maikop State Technological University, the main state tax inspector of IIFTS of Russia № 1 in RA, e-mail: net. g81 @ mail. ru.
EDUCATIONAL SERVICES AT THE REGIONAL LABOR MARKETS
(reviewed)
The article analyzes the problems of regional labor market, balance of supply and demand of educational services in the labor market. The study identified the main problems of primary, secondary and higher vocational education at the regional level, the ways of solving them. The dynamics of employment of graduates of secondary, special and higher vocational schools has been reflected.
Keywords: region, regional labor market, balance of supply and demand of educational services at the regional labor market.
Социально-экономическое развитие страны и каждого из ее регионов в решающей степени зависит от уровня квалификации кадров. Качество рабочей силы, ее оптимальное распределение и использование стали центральной проблемой рынка труда. Структурные преобразования экономики обострили проблему соответствия уровня квалификации граждан, ищущих работу, требованиям работодателей и привели к дисбалансу между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.
Целенаправленная подготовка квалифицированной рабочей силы имеет первостепенное значение для развития региональной экономики, поскольку профессионально-квалифи-кационный уровень работников, соответствующий стандартам современного рынка товаров и услуг, прямо влияет на инвестиционную привлекательность региона, на способность производить конкурентоспособную продукцию. Можно говорить о следующих аспектах формирования кадрового потенциала региона:
— Подготовка кадров в системе профессионального обучения — начального, среднего и высшего, главные критериальные показатели здесь: качество подготовки, востребованность и эффективная занятость выпускников.
— Обучение безработных и незанятых граждан, здесь важны: реальность в ожиданиях обучающихся и трудоустройство по полученной специальности.
— Обучение занятых. На рынке труда все большее место занимают те, кто имеет занятие, но в то же
время в силу разных причин подыскивает другую или дополнительную работу, а также находящиеся под угрозой увольнения. Основные результаты здесь: сокращение структурной безработицы за счет
профессиональной переподготовки «морально устаревших» специалистов по заказам работодателей и получение конкурентоспособных профессий работниками, занятыми неполный рабочий день, рабочую неделю, рискующих быть уволенными.
Для постиндустриального общества характерно, что не менее 30% взрослого населения имеет высшее образование, именно поэтому современное общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного профессионального образования.
В Республике Адыгея высшее профессиональное образование остается востребованной формой подготовки специалистов. В настоящее время здесь ведут образовательную деятельность два учреждения высшего профессионального образования и 8 филиалов вузов. Всего по программам высшего профессионального образования обучается более 20 тыс. студентов или 22,8% от всех учащихся Адыгеи. Выпуск специалистов из учреждений высшего профессионального образования Республики Адыгея ежегодно составляет около 3 тыс. человек. В общем выпуске преобладают специалисты в области экономики, юриспруденции, управления. В то же время анализ динамики потребности в специалистах с высшим образованием показал, что республика в основном нуждается в подготовке кадров по таким отраслям, как здравоохранение, металлургия, машиностроение и металлообработка, информатика и вычислительная техника. Это означает, что не достигнуто сбалансированности между потребностями отраслей народнохозяйственного комплекса Адыгеи и специальностями подготовки выпускников ВУЗов, что негативно сказывается на процессах формирования трудовых отношений и способствует росту безработицы среди молодежи. В целях правовой и социальной защиты выпускников в ВУЗах используется контрактная форма трудоустройства выпускников, поддерживается связь с Управлением государственной службы занятости Республики Адыгея.
Представляется необходимым совершенствовать методы прогнозирования потребности в квалифицированных кадрах в Республике Адыгея и определять на этой основе подходы к формированию государственного заказа учреждениям профессионального образования всех уровней. Очевидно, что для обеспечения экономического роста региона должна быть создана единая система оценки перспективной потребности в высококвалифицированных кадрах с государственным заказом на подготовку специалистов для стратегически важных и отраслеобразующих предприятий. С этой целью разработана и функционирует «Комплексная программа подготовки кадров для Республики Адыгея на 2009−2015 годы».
Анализ рынка труда и мониторинг сбалансированности спроса и предложения на потребительском рынке и услуг позволяют сделать следующие выводы:
1) В структуре потребностей кадров по профессиям и специальностям проявляется тенденция не только некоторого количественного снижения потребностей в кадрах, но и определенная смена приоритетов, так все более определенной будет потребность в работниках повышенного профессионального уровня.
2) Вследствие воздействия демографических факторов, более ощутимым будет уменьшение численности выпускников.
3) В ближайшие годы не удастся снизить уровень несбалансированности спроса и предложения на рынке труда и решить проблему дефицита квалифицированных кадров.
Для повышения степени сбалансированности спроса и предложения квалифицированных кадров на рынке труда, по нашему мнению, необходимо предусмотреть:
— реализацию регионального заказа на подготовку кадров по наиболее востребованным и перспективным на рынке труда республики профессиям и специальностям-
— осуществление более активного социального партнерства за счет подключения работодателей и их ассоциаций к процессу подготовки кадров для своего производства-
— расширение внутрифирменных форм профессиональной подготовки и переподготовки кадров-
— использование ресурсов других источников пополнения рабочих кадров (взрослое население, мигранты, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, уволенные из рядов Российской армии).
Система среднего профессионального образования Республики Адыгея включает в себя 6 государственных средних специальных учебных заведений, которые ведут обучение студентов по 48 специальностям. Исследование показало, что выпускники 2011 г. трудоустроены на 82%. Анализ функционирования и развития сферы среднего профессионального образования позволил выявить следующие проблемы:
• отсутствие механизма и практики соучредительства средних специальных учебных заведений-
• слабое развитие социального партнерства средних специальных учебных заведений с работодателями-
• отсутствие современной учебно-материальной базы, особенно по техническим специальностям.
Исследование рынка труда Республики Адыгея показало, что учреждения начального и среднего
профессионального образования осуществляют подготовку квалифицированных рабочих и специалистов для предприятий и организаций всех отраслей экономики, играют важную роль в стабилизации экономического развития республики, а также выполняют существенную социальную функцию, обеспечивая возможность молодежи получить доступное и бесплатное профессиональное образование.
Система начального профессионального образования Республики Адыгея, несмотря на серьезные финансово-экономические трудности, сохранила свой потенциал и обеспечивает квалифицированными рабочими кадрами предприятия и организации всех форм собственности во всех сферах экономики. В настоящее время в начальных профессиональных училищах республики около 4 тысяч учащихся получают специальность по 68 различным направлениям. Среди них наиболее распространенные: специальности сельскохозяйственного, технического, строительного профиля, общественного питания, торговли, производства пищевой продукции. С
целью повышения эффективности использования образовательных ресурсов, обеспечения подготовки и выпуска квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях начального профессионального образования Министерством образования, учреждениями начального профессионального образования республики заключено около трех сот договоров с работодателями, предусматривающих ежегодную подготовку более двух тысяч квалифицированных рабочих по различным специальностям.
Выпускники данных учреждений востребованы практически на 100%, что свидетельствует о достаточно высокой потребности в рабочих на рынке труда. Так, по данным Управления государственной службы занятости населения Республики Адыгея в первом квартале 2012 г. из поступивших вакансий 85,3% приходилось на долю рабочих профессий. В то же время следует отметить, что потребность республиканского рынка труда в выпускниках удовлетворяется только на 38%. Анализ показал, что основными причинам этого являются:
• утечка кадров за пределы республики из-за низкой заработной платы в регионе, нерешенности жилищного вопроса для молодёжи, близости более высокооплачиваемых рабочих мест на строительстве олимпийских объектов в г. Сочи-
• низкая престижность рабочих специальностей-
• недостаточное финансирование учреждений на укрепление учебно-материальной базы-
• низкая заработная плата педагогов и, прежде всего, мастеров производственного обучения-
• отсутствие механизма привлечения средств работодателей как соучредителей средних специальных учебных заведений.
Оказание образовательных услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан представляет собой одно из важнейших направлений деятельности органов службы занятости. Ежегодно на основе конкурсного отбора формируется учебно-производственная база из образовательных учреждений, и по итогам открытого конкурса центрами занятости населения республики заключаются государственные контракты с победителями. Так, в 2010 г. на основе конкурсного отбора для организации профессионального обучения безработных граждан была сформирована учебнопроизводственная база из 15 образовательных учреждений и прошли обучение около 4 тыс. безработных граждан (программный показатель выполнен на 156%). Профессиональное обучение безработных граждан осуществлялось по 73 специальностям. Трудоустроено после обучения на временные и постоянные рабочие места 84,5% от числа закончивших обучение.
Оказание образовательных услуг в области предпринимательской деятельности, организации собственного дела, индивидуальной трудовой деятельности приобрело в работе органов службы занятости особую актуальность в период осложнения ситуации на рынке труда, вызванного последствиями мирового финансового и экономического кризиса. В 2010 года государственные услуги по содействию безработным гражданам в самозанятости и малом предпринимательстве получили более 2,5 тыс. безработных граждан. В настоящее время сформировался комплекс из 25-ти самостоятельных образовательных структур, которые реализуют программы в области дополнительного образования для школьников и взрослых, а также с участием учебных заведений партнеров из других регионов в области высшего и среднего профессионального образования.
Таким образом, можно констатировать, что образовательные услуги на региональных рынках труда осуществляются в разных формах и разными субъектами и определяющей задачей остается достижение сбалансированности спроса со стороны работодателей и предложения со стороны образовательных учреждений.
Литература:
1. Мордовин С. К. Управление человеческими ресурсами / С. К. Мордовин. — М.: ИНФРА-М, 2009.
2. Основы управления персоналом / под ред. Б. М. Генкина. — М.: Высшая школа, 2010.
3. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности / Г. Эмерсон. — М., 2010.
References:
1. Mordovni S.K. Human Resource Management. M.: INFRA-M, 2009.
2. Foundations of Personnel Management / B.M. Genkin. — M.: High School, 2010.
3. Emerson G. Twelve principles of productivity. — M., 2010.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой