Федерации в новое и новейшее время

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Государство и право
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Введение

На политической карте мира федерации составляют лишь одну восьмую часть из почти 200 государств. В то же время интерес, проявляемый к истории и развитию федеративной формы внутригосударственного устройства, несоизмерим с числом стран, ее избравших. К одному из наиболее часто упоминаемых преимуществ федеративного устройства государства относится его способность к изменениям, требуемым временем, и наличие целого ряда вариантов построения федерации. В этой связи нахождение единой модели федеративного устройства, которую можно было бы применить во всех федеративных государствах, представляется нереальным. Современный федерализм в том виде, в каком он представлен в ряде стран Европы, Америки, Азии и других континентов, является плодом длительного развития, результатом осуществления метода проб и ошибок.

В России также процесс формирования федерации продолжается, поскольку до сих пор неясно, какое разделение полномочий между центром и субъектами является оптимальным, будет ли федерация симметричной или ассиметричной.

Цель курсовой работы — анализ истории возникновения и развития федераций в новое и новейшее время в мире.

Задачи:

1. Дать общее понятие федерации, охарактеризовать их положение на современной карте мира.

2. Разделить существующие федерации на группы и характеризовать их особенности.

При написании курсовой работы были использованы учебные пособия и публикации по конституционному праву зарубежных стран и некоторые публикации по федерализму.

1. Федеративные государства на современной карте мира

Федеративное государство (федерация) — (от позднелат. Foederatio — союз, объединение) форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.

В настоящее время существует около 200 суверенных государств, и только 25 из них являются федерациями. Но какую роль занимают они в современном мире? На этот вопрос можно ответить однозначно — их значение для современного общества неоценимо.

Большинство федераций — крупные и средние государства, в которых в совокупности проживает около трети населения Земли. Из этих двадцати трех государств 1 является всемирным банковским центром (Швейцария), 4 входят в «большую восьмерку» (США, Россия, Канада, Германия), 6 имеют высокий уровень экономического развития (РФ, Австралия, Австрия, Бельгия, Малайзия, ОАЭ). Однако есть и отсталые государства, где промышленность развита крайне слабо (Нигерия) или ее вообще нет (Коморские Острова).

Федеративные государства имеются на всех континентах и, как правило, занимают там лидирующие позиции.

В 2011 г. в мире насчитывалось 25 федерации, что составляло 12% от общего числа независимых государств мира (в 1901 г. — 10%). Европа, Азия и Америка на рубеже XX и XXI веков остаются регионами наибольшего распространения федерализма (по 6 федераций). В Азии располагаются две экзотические федерации монархий — ОАЭ и Малайзия. Наконец, 4 — в Африке, 2 — в Австралии и Океании.

Таблица 1. Страны с федеративным административно-территориальным устройством

Европа

6

Австрийская Республика, Королевство Бельгия, Российская Федерация, ФРГ, Швейцарская Конфедерация, Босния и Герцеговина

Азия

6

Республика Индия, Федерация Малайзия, Союз Мьянма, ОАЭ, Исламская Республика Пакистан, Республика Ирак

Африка

4

Федеративная Исламская Республика Коморские острова, Федеративная Республика Нигерия, Эфиопия, Танзания

Америка

7

Федеративная Республика Бразилия, Боливарианская Республика Венесуэла, Канада, Мексиканские Соединенные Штаты, США, Аргентинская Республика, Федерация Сент-Кристофер и Невис

Австралия и Океания

2

Австралия, Федеративные Штаты Микронезии

При этом целый ряд федераций, существовавших в прошлом, оказались нежизнеспособными и распались.

Таблица 2. Федерации, существовавшие в прошлом

регион

государство

годы

Европа

Республика соединенных провинций

1581−1795

Федеративная Республика Испания

1873--1874

Союз Советских Социалистических Республик

1922--1991

Социалистическая Федеративная Республика Югославия

1945--1992

Чехословацкая Социалистическая Республика

1968--1992

Союзная Республика Югославия

1992--2003

Азия

Федеративные Малайские Штаты

1896--1946

Малайский Союз

1946--1948

Федерация Малайзия

1948--1963

Соединённые Штаты Индонезии

1949--1950

Федерация Южной Аравии

1962--1967

Африка

Французская Западная Африка

1904--1958

Французская Экваториальная Африка

1910--1960

Соединённое Королевство Ливия

1951--1963

Федерация Родезии и Ньясаленда

1953--1963

Объединённая Арабская Республика

1958--1971

Малийская Федерация

1959--1960

Федеративная Республика Камерун

1961--1972

Уганда

1962--1967

Южно-Африканская республика

1907−1994

Америка

Великая Колумбия

1819−1831

Соединённые Провинции Центральной Америки

1823--1838

Конфедеративные Штаты Америки

1861--1865

Новая Гранада

1855--1886

Вест-Индская Федерация

1958--1962

Сравнение показывает, что на сегодняшний день распавшихся федераций больше, чем существующих, а больше всех с такой формой государственного устройства неудачно экспериментировали страны Африки и Азии.

Некоторые специалисты считают, что можно выделить несколько типов федераций, характерных специфическими траекториями развития. На 25 «конституционных» федераций набирается не менее чем 7 типов.

«Западноевропейский» тип: Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария — старые западноевропейские демократии, связанные (Бельгия, Швейцария) или не связанные с национальной структурой расселения, с длительными традициями самоуправления или независимой государственности составных частей, устойчивым соотношением между политической и этнической идентичностью.

«Североамериканский» тип: США, Канада, Австралия — старые англоязычные «переселенческие» федерации, созданные «снизу» в ходе строительства либеральной демократии, мало связанные с этническими и иными социальными различиями, с устойчивой политической идентичностью, высокой децентрализацией государственной власти.

«Латиноамериканский» тип: Мексика, Аргентина, Венесуэла, Бразилия — старые «переселенческие» федерации, созданные «сверху» в результате распада испанской и португальской империй из частей их колоний, не связанные с этническими различиями, асимметричные, с большим числом субъектов и высокой централизацией государственной власти, сочетающейся с развитыми институтами самоуправления в субъектах. Многочисленность регионов и асимметричность федерации — создание новых полноправных субъектов из территорий или путем деления «старых» штатов, особенно в районах нового освоения — традиционно использовались в латиноамериканских странах как клапаны для регулирования внутрифедеральных отношений и социальной напряженности.

«Островной» тип: Федеративные Штаты Микронезии, Сент-Китс и Невис, Коморские острова — молодые островные федерации, созданные в результате распада колониальных империй, асимметричные и слабо интегрированные.

«Афро-азиатский» тип: Индия, Малайзия, ОАЭ, ранее ЮАР — молодые, но устойчивые централизованные федерации, созданные «сверху» на базе компромисса между элитами существовавших прежде федеральных государств и/или национальными элитами регионов, ставших субъектами федерации, высоко асимметричные, с сильными различиями в потенциале регионов, как правило, с сохранением существенных элементов авторитарного правления в центре и на местах.

«Нигерийский» тип: Нигерия, Пакистан, Эфиопия, Мьянма — молодые высокоцентрализованные федерации с неустойчивыми авторитарными режимами, возникшие в результате деколонизации, в которых принципы федеративного устройства использованы центральными властями («сверху) как средство сохранения единства разнородных в этническом, социальном и экономическом отношении регионов, асимметричные, со слабыми и формальными институтами самоуправления на местах, узаконенным частым вмешательством центра в дела регионов, вплоть до коренной перекройки границ между ними

«Посткоммунистический» тип: Российская Федерация, ранее Югославия — страны, которым федерация досталась в наследство от коммунистического режима, причем реформирование затруднено целым рядом институциональных проблем.

2. Федерации до XX века

2.1 Конфедерации как предшественники федерации

Политологи отмечают, что внешняя угроза часто заставляет небольшие территории объединяться сначала во временные союзы государств — конфедерации, которые со временем трансформируются в единое государство — федерацию. Исторически самыми первыми конфедерациями Европы были Швейцарская (1291 год) и Республика соединенных провинций (1581 год).

Швейцарская конфедерация — старейшая из существующих ныне федераций. Она возникла в самом конце 13 века.

Австрийские правители Габсбурги стремились окончательно подчинить лесные области Швейцарии, что заставило отдельные кантоны объединиться в военный союз для защиты своей независимости. В 1291 г. лесные кантоны Швиц, Ури и Унтервальден заключили «вечный союз» и начали освободительную войну против Габсбургов (народная традиция связывала начало восстания с убийством швейцарским крестьянином Вильгельмом Теллем габсбургского фогта Геслера). В 1315 г. в битве при Моргартене швейцарцы разгромили рыцарское войско Габсбургов и завоевали независимость, которую должны были признать германские императоры. Формально Швейцарский союз оставался в составе «Священной Римской империи» и подчинялся «имперскому фогту», но на деле он представлял суверенное государство. Неоднократные попытки Габсбургов вернуть Швейцарию под свою власть кончались поражением. Союз расширился и окреп. К нему присоединились города Люцерн (1332 г.), Цюрих (1351 г.), Берн (1353 г.). К концу XIV в. Швейцарский союз насчитывал уже восемь земель и городов.

В начале XVI в. в состав Швейцарской конфедерации входило 13 кантонов и несколько союзных земель с населением около 850 тыс. человек. Каждый кантон обладал полной автономией. Общие дела конфедерации решались на союзных собраниях. Военные силы составлялись из ополчений отдельных кантонов. По уровню социально-экономического развития и характеру политического устройства отдельные группы кантонов весьма различались. С 1291 по 1848 год Швейцария была в большей степени конфедерацией, лишь с 1848 года она приобретает облик именно федерации.

До 1848 года, когда Швейцария, по сути, превратилась в современное федеративное государство, она представляла собой рыхлый союз суверенных кантонов, сотрудничество между которыми в разные периоды истории то углублялось, то ослаблялось. Несмотря на то, что официальное название страны — Швейцарская Конфедерация, Швейцария является федеративным государством, т. е. образованием суверенных кантонов с единым федеральным центром). Федеративное устройство и конституция Швейцарии были закреплены в конституциях 1848, 1874 и 1999 годов.

Сейчас в состав Швейцарии входят 26 кантонов. В некоторых кантонах только немецкоязычные, некоторые — франкоязычные и один кантон, Тичино, — италоязычный. Также есть и двуязычные кантоны, а в кантоне Граубюнден говорят на трех язык, включая ретороманский. Кантоны Ури, Швиц и Унтервальден стоят у истоков образования Швейцарского государства. Именно эти три кантона в 1291 году заключили «Союз трех кантонов». С тех пор, к этому союзу присоединялись другие кантоны. Самый молодой кантон — кантон Юра, отделивший в 1979 году. Три швейцарских кантона разделены на полукантоны. Это кантоны Унтервальден (Обвальден и Нидервальден), Базель (Базель сельский и Базель городской) и Аппенцель (Аппенцель Ауссерроден и Аппенцель Инннерроден).

Республика Соединённых провинций, также известна как Голландская республика (официальное полное название Республика Семи Объединённых Нижних Земель, нидерл. Republiek der Zeven Verenigde Nederlanden) -- западноевропейское государство, образовавшееся в результате победы Нидерландской буржуазной революции XVI века. Существовала с 1581 по 1795 годы. Территория Республики была чуть меньше современного Королевства Нидерландов.

Республика являлась конфедерацией семи провинций (Голландия, Зеландия, Утрехт, Гронинген, Гельдерн, Оверэйсел, Фрисландия), и Генеральных земель, управляемых напрямую федеральными Генеральными Штатами.

Конфедерация была основана в 1579 году так называемой Утрехтской унией, юридически утвердившей существование новой республики. В 1581 году был опубликован Акт о клятвенном отречении, который провозгласил, что король Испании не исполнял своих обязанностей в Нидерландах и поэтому больше не считается законным королем. Окончательно независимость Республики была признана в соответствии с Вестфальским миром 1648 года

С ростом влияния провинции Голландии на политику республики Соединенных провинций появилось другое название -- «Голландская республика».

Политическое устройство Республики Соединенных Провинций было весьма прогрессивным для того времени: города и сельские общины пользовались правом самоуправления, провинции обладали широкой автономией. Высшим органом власти являлись Генеральные штаты с представителями от штатов отдельных провинций. Существовавший наряду с ними Государственный совет в XVII веке утратил свое значение. Других централизованных общегосударственных органов власти долгое время не существовало. Фактическое руководство исполнительной властью в Республике на протяжении большей части ее истории принадлежало статхаудерам из дома Оранских-Нассау, как правило являвшихся также главнокомандующими вооруженных сил республики. Противоборство унитарной монархической силы в лице статхаудеров и республиканской системы, которую представлял пенсионарий Голландии, существовало на протяжении 17--18 веков.

В 1795 году, в ходе Войны Первой коалиции войска Французской республики под командованием Пишегрю оккупировали территорию Республики Соединенных провинций, положив фактический конец ее существованию.

Современные Нидерланды — унитарное государство.

2.2 США — образец для подражания

Как и Швейцария, США первоначально существовали в форме конфедерации (1776 — 1791). Так, в Декларации независимости 1776 г. провозглашалось первоначальное создание «свободных и независимых штатов», и что в таком качестве «они приобретают полное право объявлять войну, заключать мир, вступать в союзы, вести торговлю и совершать все то, на что имеет право всякое независимое государство». Анализ причин последующей федерализации дает основания выделить сходные со Швейцарией процессы: внешнеполитический фактор вновь становится важной побудительной силой при консолидации составных частей в сильном едином государстве. В условиях продолжающейся войны между Великобританией и ее бывшими североамериканскими колониями возрастает потребность в более высокой степени коллективной безопасности штатов, образовании и содержании единой армии, проведении общей финансовой и налоговой политики. Что и законодательно закрепляется в конституционных актах.

Конституция США 1787 г., вступившая в силу в 1791 г., четко расставила все на свои места, официально закрепив федеративный статус нового государства, его федеральную правотворческую и правоприменительную систему, включая принцип верховенства федерального права: «Эта Конституция и законы Соединенных Штатов, которые будут издаваться во исполнение ее, равно как и все трактаты, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, должны считаться верховным законом страны, а судьи в каждом Штате должны подчиняться этому закону, хотя бы некоторые постановления в конституции или в законах какого-либо штата и находились в противоречии с ним». Американские штаты также выразили согласие не только с тем, чтобы федеральное правительство издавало для них законы, но и с тем, чтобы оно само приводило эти законы в исполнение11 Бойко Ю. П. Конфедеративные истоки федерализма // История государства и права. 2008. N 22. С. 3.

США — классический образец договорной федерации, когда страна возникла как результат договора между 13 штатами, свергшими в совместной борьбе британское колониальное владычество. В дальнейшем они присоединяли тем или иным образом новые территории и формировали их как штаты (так возникли, например, Луизиана, Техас), а также преобразовывали в штаты отдельные колонии (например, Гавайские острова).

Начав с 13 штатов, США к настоящему времени состоят из 50. Первоначально на флаге присутствуют (в виде звезд) тринадцать штатов — основателей: Нью-Йорк, Массачусетс, Род-Айленд, Коннектикут, Делавэр, Мэриленд, Нью-Хэмпшир, Пенсильвания, Вирджиния, Южная Каролина, Джорджия, Нью-Джерси, Северная Каролина. Последним 50 штатом в 1960 году стали Гавайи. Референдум на острове Пуэрто-Рико не привел к появлению 51 штата.

2.3 Из британских колоний — в федерацию

федерация государство западноевропейский латиноамериканский

Ряд британских колоний при получении независимости трансформировал свою форму государственного устройства в федерацию. Первыми так поступили Канада и Австралия, первые британские доминионы.

Таким образом, это — старые англоязычные «переселенческие» федерации. Созданные «снизу» в ходе строительства либеральной демократии. Мало связанные с этническими и иными социальными различиями (Австралия), Канада — учет национального принципа (франкоязычный Квебек, англоязычные провинции и туземные северные территории). С устойчивой политической идентичностью и высокой децентрализацией государственной власти

Канада. До 1867 Британская Северная Америка была объединением шести независимых колоний: Новая Шотландия, Нью-Брансуик, Соединённая Канада (по существу включавшая южные части Квебека и Онтарио), Ньюфаундленд, Остров Принца Эдуарда и Британская Колумбия. В начале Конфедерацию учредили лишь первые три колонии из вышеперечисленных, другие присоединились к ней впоследствии, и в 1949 последним присоединившимся стал Ньюфаундленд.

В настоящее время Канада является федеративным государством, состоящим из 10 провинций и 3 территорий. Провинция с преобладающим франкоговорящим населением -- Квебек, остальные -- преимущественно англоязычные провинции, также называемые «английская Канада» в сравнении с франкоязычным Квебеком. Будучи одной из девяти преимущественно англоязычных провинций, Нью-Брансуик является единственной официально двуязычной канадской провинцией. Территория Юкон официально двуязычна (английский и французский), а Северо-Западные территории и территория Нунавут признают 11 и 4 официальных языка соответственно (среди которых также присутствуют английский и французский).

Австралия. С получением британскими колониями в Австралии самостоятельности 1 января 1901 была образована Австралийская федерация на правах доминиона. Сейчас Австралия состоит из шести штатов, двух материковых территорий и других более мелких территорий. Штатами являются Виктория, Западная Австралия, Квинсленд, Новый Южный Уэльс, Тасмания и Южная Австралия. Двумя главными материковыми территориями являются Северная территория и Территория федеральной столицы. Статус территорий во многом аналогичен статусу штатов, за исключением того, что федеральный парламент может отменить любое решение парламента территории, в то время как по отношению к штатам федеральное законодательство имеет верховенство над законодательством штатов только в тех случаях, которые указаны в параграфе 51 Конституции. Все остальные вопросы остаются в ведении штата, например, здравоохранение, образование, правопорядок, общественный транспорт, дороги, судоустройство и местное самоуправление.

Каждый штат и материковая территория имеет свой законодательный орган: однопалатный в Северной территории, Территории федеральной столицы и Квинсленде и двухпалатный в остальных штатах.

3. Группы федераций

3.1 Западноевропейские федерации

Это старые западноевропейские демократии. Национальный признак (Бельгия, Швейцария), не связанные с национальной структурой населения (Германия, Австрия). С длительными традициями самоуправления или независимой государственности составных частей, устойчивым соотношением между политической и этнической идентичностью.

Германская федерация создавалась на основе предыдущих конфедеративных объединений немецкоязычных земель и прошла долгий путь от Священной Римской империи немецкой нации, Германского Союза (1815 — 1866 гг.) и Северо-Германского Союза (1867 — 1871 гг.) к Германской империи, Веймарской республике и Федеративной Республике Германии. Она, по сути, положила начало новой реальности в Европе — созданию на федеративных началах национального государства, в котором доминируют титульная нация, общая культура и язык.

Государственное устройство Германии никаких национальных оснований под собой не имеет, поскольку за некоторыми исключениями население 16 земель не составляет однородной общности, объединенной историческими узами землячества. Границы распространения немецких диалектов очень редко совпадают с границами земель. Уже поэтому федерализм в Германии не может быть объяснен с этнической точки зрения. Этнических различий, которыми определяются или определялись федеративные структуры в многонациональных федерациях, практически не существует11 Бойко Ю. П. Конфедеративные истоки федерализма // История государства и права. 2008. N 22. С. 4.

Первоначально (1949--1952) Федеративная Республика состояла сначала из 11 земель, позднее после объединения в 1952 году Бадена, Вюртемберг-Бадена и Вюртемберг-Гогенцоллерна в единую землю Баден-Вюртемберг их число составило 9 и после возвращения Саара в состав ФРГ и до объединения Германии состояла из 10 земель, которые были образованы в оккупационных зонах США, Великобритании и Франции.

Западный Берлин согласно четырёхстороннему соглашению был особым политическим образованием и не являлся землёй ФРГ.

В советской оккупационной зоне, на территории будущей ГДР, были также образованы пять земель, которые, однако, в 1952 году были преобразованы в 14 округов. После первых свободных выборов 18 марта 1990 года было принято решение восстановить прежние земли на территории ГДР вместо округов, практически в тех же границах, что были до 1952 года.

3 октября 1990 г. произошло присоединение новых земель Германской Демократической Республики Бранденбург, Мекленбург -- Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт и Тюрингия к Федеративной Республике. Одновременно восточная часть Берлина объединилась с западной и образовала 16-ю землю.

Австрийская структура государственного управления состоит из федерального центра (Bund), субъектов федерации — земель (Lдnder) и муниципальных образований. 1 октября 1920 была принята Конституция республики, предусматривавшая федеративное устройство государства. Но в 1929 в неё были внесены изменения, приведшие вскоре к авторитарному управлению.

В настоящее время страна делится на девять федеральных земель и 2. 359 муниципалитетов (пятнадцать из которых обладают особым правовым статусом).

Таблица 3. Федеральные земли Австрии

Земля

Площадь (тыс. км2)

Население (тыс. чел., 2000)

Столица

Бургенланд

3996

280 350

Айзенштадт

Каринтия

9 536

560 753

Клагенфурт

Нижняя Австрия

19 178

1 588 545

Санкт-Пёльтен

Верхняя Австрия

11 982

1 405 986

Линц

Зальцбург

7 154

529 085

Зальцбург

Штирия

16 392

1 203 986

Грац

Тироль

12 648

698 472

Инсбрук

Форарльберг

2 601

364 611

Брегенц

Вена

415

1 660 534

Вена

Большая степень своеобразия у «молодой» Бельгийской федерации. В ответ на требования фламандцев после 1960 года прошли четыре волны пересмотра конституции, что позволило постепенно осуществить децентрализацию государства, превратив его в федеративное (формально с 1 января 1989 года). Особенности федеративного устройства Бельгии заключаются в параллельном функционировании двух видов субъектов федерации — регионов и сообществ. Бельгия -- федеративное государство, иногда называемое двойной федерацией, так как Бельгия делится на три региона (Фландрию, Валлонию, Брюссель) и три культурных сообщества (французское, фламандское и германоязычное).

Каждый регион и каждое языковое сообщество имеет свой парламент и своё правительство, однако по обоюдному согласию парламент и правительство Фламандского региона и Нидерландскоязычного сообщества были объединены. Таким образом в Бельгии имеется шесть правительств и шесть парламентов. Федеральное правительство отвечает за координацию действий остальных пяти правительств, а также за вопросы общегосударственной важности, как то: оборона, иностранные дела, общегосударственная экономическая и монетарная политика, пенсии, здравоохранение.

3.2 Латиноамериканские федерации

Это старые «переселенческие» федерации, созданные «сверху» в результате распада испанской и португальской империй, не связанные с этническими различиями, асимметричные (несоразмерные), с большим числом субъектов и высокой централизацией государственной власти, сочетающейся с развитыми институтами самоуправления в регионах.

Первой попыткой формирования нового государства изначально на федеративных началах следует рассматривать Великую Колумбию (1819 — 1831 гг.), созданную руководителем освободительной войны испанских колоний в Новом Свете Симоном Боливаром в целях воплощения его идеи Соединенных Штатов Южной Америки. Федеративная Республика Великая Колумбия должна была стать этапом становления единого латиноамериканского государства в период, когда еще не все бывшие испанские вице-королевства были освобождены от колониальной зависимости. В федеральной конституции предусматривался высокий уровень централизации управления страной, что обусловливалось сложностью военно-политической обстановки того времени. Однако, получив возможность возглавить «собственные» суверенные государства, большинство латиноамериканских политиков не поддержало идею монодержавы, и федерация развалилась после отставки Боливара с поста ее президента Бойко Ю. П. Конфедеративные истоки федерализма // История государства и права. 2008. N 22. С. 4.

Более жизнеспособными оказались федерации:

Бразилия. Традиция существования федеративной формы государства в Бразилии ведет свое начало лишь с 1890 г., когда в Учредительном собрании при выработке Конституции, вступившей в силу в следующем году, обсуждался этот вопрос. Федеративная модель политико-территориального устройства создавалась под влиянием примера США, хотя в то время внимание учредителей привлекали и некоторые аспекты швейцарского федерализма. Отличие от США состояло лишь в том, что последние объединили в составе федерации существовавшие до того штаты, которые все были республиками, тогда как Бразилия преобразовывалась в федерацию из унитарной монархии.

В территориальном отношении страна непосредственно разделена на 26 штатов, федеральный округ, в котором находится столица страны -- город Бразилиа (с 1960 г.), а также на три федеральные территории, подчиняющиеся центральной власти. С принятием Конституции 1988 г. территориальная структура была несколько реорганизована, в частности прежние федеральные территории Рорайма и Амапа обрели статус штатов. Наиболее многонаселенный штат -- Сан-Паулу (более 34 млн.).

В отличие от США субъектами бразильской федерации являются не только штаты, но и федеральный округ11 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4. Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун. -- Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА * М), 2001, с. 125.

Аргентина — 23 провинции и автономный столичный округ,

Мексика — 31 штат и 1 федеральный округ,

Венесуэла — 23 штата и 1 федеральный округ.

3.3 Афро-азиатские федерации

Молодые, но устойчивые централизованные федерации, созданные «сверху», высокоасимметричные, с сильными различиями в потенциале режимов, и сохранением элементов авторитарного правления в центре и на местах.

Индия. Процесс становления современной индийской федерации состоял из двух основных этапов. Конституция Индии первоначально сохранила складывавшееся еще в колониальный период федеративное устройство национального государства в форме союза различных по своему положению штатов, лишенных государственного суверенитета.

В 1950 году, когда была создана Республика Индия и принята новая конституция, были образованы 29 штатов, разделённых на три типа: A, B, C. Штаты разных типов различались по способу устройства государственной власти.

Штаты типа A (Ассам, Западная Бенгалия, Бихар, Бомбей, Мадхья — Прадеш, Мадрас, Орисса, Пенджаб и Уттар-Прадеш) -- обладали собственными выборными парламентами, самостоятельно формировавшими органы управления штатов.

Штаты типа B (Хайдарабад, Саураштра, Майсур, Траванкор-Кочин, Мадхья-Бхарат, Виндхья-Прадеш, Союз штатов Патиалы и Восточного Пенджаба, а также Раджастхан) -- управлялись раджпрамукхами, своего рода номинальными монархами.

Штаты типа C (Дели, Кутх, Химачал-Прадеш, Биласпур, Кург, Бхопал, Манипур, Аджмер и Трипура) -- властные полномочия осуществляли назначенные центральной властью комиссары.

Джамму и Кашмир были объявлены особыми территориями.

В 1953 году был образован новый штат типа A -- Андхра (выделившийся из Мадраса), в 1954 году штат Биласпур был включён в состав штата Химачал-Прадеш, а в 1956 году к Индии были присоединены земли Французской Индии в качестве особой территории, получившей название Пондишерри (одна из французских колоний, Чандернагор, вошла в состав Индии ещё в 1950 году, позднее, в 1954 году, она была включена в состав Западной Бенгалии).

Организованные на такой основе субъекты федерации, несмотря на укрупнение и определенные изменения границ, оставались в основном искусственными образованиями, какими они были созданы еще в колониальные времена англичанами.

1 ноября 1956 года в Республике Индия был принят Закон о реорганизации штатов, реформировавший административное устройство страны. Система штатов различных типов была ликвидирована, а вместо них были образованы штаты и союзные территории. Границы штатов были изменены таким образом, чтобы максимально совпадать с существующими этническо — языковыми границами.

Вместо 28 старых многоязычных штатов было создано 14 новых, из которых в 10 был соблюден монолингвистический принцип, а в четырех остальных -- применен принцип билингвизма (использования в штате двух языков). Шесть административно-территориальных подразделений получили статус союзных территорий.

Особенностью новой системы субъектов федерации явилось наличие нескольких хиндиязычных штатов. Были ликвидированы деление штатов на группы и различия в их политическом, правовом, административном и экономическом положении в союзе. Политико-территориальное деление пришло в большее соответствие с национальными, социально-экономическими и культурными потребностями регионов страны.

Комиссия по реорганизации штатов сформулировала следующие основания, в соответствии с которыми проводилась реорганизация: сохранение и укрепление единства и безопасности страны, создание однородных в языковом и культурном отношении штатов с учетом финансовой и административной целесообразности, а также возможность успешной разработки общенационального плана. Внесенные в Конституцию 7-й поправкой изменения привели одновременно к дальнейшей централизации Индийского Союза и концентрации власти в руках федеральных органов.

Реорганизация штатов 1956 г., ставшая решающим событием в объединении страны на национально-лингвистической основе, покончила с существованием княжеств, представлявших собой серьезное препятствие на пути Индии к прогрессу, ликвидировала институт феодальных князей -- раджпрамукхов и ряд других пережитков феодализма, дала новый стимул развитию производительных сил страны. Политико-административные границы были установлены в основном в соответствии с национальным составом населения, создали лучшие возможности для применения широкой областной автономии и демократического местного самоуправления. Дальнейшее развитие состава Союза основывалось на системе, установленной 7-й поправкой к Конституции.

В 1960 г. возникли новые многоязычные штаты Гуджарат и Махараштра, в 1962 г. -- штат Нагаленд, в 1966 г. -- штаты Пенджаб и Хариана, в 1970--1971 гг. -- штаты Мегхалайя, Химачал-Прадеш, Манипур и Трипура, а в 1975 г. -- штат Сикким. Это увеличение числа штатов происходило как за счет выделения лингвистических единиц из уже существовавших штатов (Гуджарат и Махараштра -- из штата Бомбей), так и путем преобразования союзных территорий в самостоятельные штаты (Манипур, Трипура). Кроме того, полноправными штатами стали «автономный штат» Мегхалайя и «ассоциированный» штат Сикким. Иногда весьма малонаселенные территории получали статус штата в результате вооруженной борьбы соответствующего населения (например, Нагаленд).

Некоторые изменения на карте индийской федерации произошли в результате присоединения в 1961--1962 гг. к Индийскому Союзу бывших португальских и французских колоний в качестве союзных территорий (Дадра и Нагархавели, Гоа, Даман и Диу, а также Пондичерри). К уже имевшимся шести союзным территориям в ходе развития федерации прибавились еще три: Чандигарх, Мизорам, Аруначал-Прадеш. Две последних в 1986 г. перешли в разряд штатов. Союзная территория Гоа стала штатом в 1987 г. К настоящему времени союзных территорий осталось 7, а число штатов увеличилось до 25.

Свыше 30 раз Конституция изменялась с целью упорядочения федеративного устройства путем создания и укрепления лингвистических штатов, союзных территорий, присоединения к Индии освободившихся колоний и уточнения границ. Процесс этот, судя по всему, не завершен11 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4. Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун. -- Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА * М), 2001, с. 228−229.

Малайзия представляет собой выборную федеративную конституционную монархию, которая состоит из 13 государств (штатов) и трёх федеральных территорий. 11 штатов и две федеральные территории расположены на Малаккском полуострове, а 2 штата (Сабах и Саравак) -- на острове Калимантан и одна федеральная территория (Лабуан) -- у его северо-западного побережья.

Девять штатов являются монархиями, из них семь -- султанатами во главе с султанами. Правитель штата Негри-Сембилан носит традиционный малайский титул янг дипертуан бесар, правитель штата Перлис носит титул раджа. В монархиях главой исполнительной власти является главный министр (ментери бесар). Каждый правитель является также религиозным главой своего штата. Остальные 4 штата являются губернаторствами. Во главе их стоят губернаторы, назначаемые центральным правительством. Главой исполнительной власти является тоже главный министр, называемый по-малайски кетуа ментери. Федеральные территории управляются непосредственно центральным правительством.

Каждые пять лет девять монархов выбирают из своей среды Верховного правителя (короля), по-малайски янг ди-пертуан агонг, и его заместителя (вице-короля), как правило, из соображений старшинства или длительности правления. Верховный правитель и султаны выполняют, главным образом, представительские функции, но все законы и вносимые в конституцию поправки подлежат их утверждению. Основные же функции управления выполняют парламент и премьер-министр.

Объединённые Арабские Эмираты -- с момента получения независимости 1971 год — федеративное государство, состоящее из семи эмиратов. Первоначально шесть из семи эмиратов Договорного Омана объявили о создании федерации под названием Объединенные Арабские Эмираты. Седьмой эмират, Рас-эль-Хайма, присоединился к ней в 1972 году. ОАЭ является примером того, как конфедерация трансформируется в федерацию.

Каждый эмират представляет собой микро — государство с абсолютной монархией. Ключевым моментом в административном устройстве ОАЭ является право каждого эмирата распоряжаться запасами углеводородов на своей территории -- фактически в соответствии с запасами нефти распределяется влияние тех или иных эмиратов в определении общей политики страны. Так, в крупнейшем и наиболее богатом из эмиратов, Абу-Даби, расположена столица -- город Абу-Даби, и эмир Абу-Даби является одновременно президентом Объдиненных Арабских Эмиратов. Эмир Дубая является главой правительства.

Таблица 4. Эмираты ОАЭ

Эмират

Площадь, кмІ

Население, чел.

Абу-Даби

67 340

1 465 431

Аджман

259

260 492

Дубай

3885

1 229 330

Рас-эль-Хайма

1683

191 753

Умм-эль-Кайвайн

777

59 098

Эль-Фуджайра

1166

118 933

Шарджа

2590

656 941

До 1994 года ЮАР была федерацией и делилась на 4 провинции: Капскую, Наталь, Оранжевое свободное государство и Трансвааль. Сейчас ЮАР является унитарным государством и состоит из 9 провинций.

3.4 Нигерийский тип федерации

Это молодые, высокоцентрализованные федерации с неустойчивыми авторитарными режимами, возникшие в результате деколонизации. Созданные «сверху», как средство сохранения единства разнородных в этническом, социальном и экономическом отношениях регионов. Асимметричные, со слабыми институтами самоуправления на местах.

Территория Нигерии разделена на 36 штатов и одну федеральную столичную территорию.

После получения независимости в 1960 году Нигерия состояла из трёх областей, сформированных по этно-религиозному принципу: Северной (центр -- Кадуна, основное население -- хауса), Западной (центр -- Ибадан, основное население -- йоруба) и Восточной (центр -- Энугу, основные народы -- игбо, эдо (бини) и ибибио). В 1963 году из двух провинций Западной области была образована Среднезападная область.

В 1967 году области были расформированы и заменены 12 штатами, напрямую подчинёнными федеральному правительству (только бывшая Среднезападная область избежала дробления). В 1976 году были образованы ещё 9 штатов, а также федеральная столичная территория (ныне Абуджа). В 1987 году были образованы 2 новых штата, в 1991 году -- 9, в 1996 году -- 6.

Как пишут политологи, в Нигерии пытаются создать территориальную, а не этническую федерацию, состоящую из примерно одинаковых штатов, и проводить политику равного распределения постов и центральном правительстве, чтобы избежать гегемонии какой-либо этнической, региональной или племенной группы. Но региональная напряженность неизменно следовала этническим водоразделам, что уже трижды вызывало коренную перекройку границ штатов. Нигерийские власти хотят использовать плюсы федерализма, избежав его минусов. Даже конституция определяет нигерийскую федерацию как «высокоцентрализованную». Список компетенций федеральной власти включает более 60 пунктов. Штаты не имеют собственного гражданства, своей конституции, не могут выступать в качестве субъектов международного права, не обладают правом выхода из федерации. Их исключительная компетенция — уголовное, гражданское и процессуальное законодательство, тогда как к совместной компетенции федерального центра и штатов относятся вопросы экономического развития, сбор налогов и распределение доходов, энергетика, высшее образование.

Пакистан -- федеративная республика, состоящая из 4 провинций (Пенджаб, Синд, Хайбер-Пахтунхва (ранее Северо-Западная пограничная провинция) и Белуджистан). Помимо провинций в состав Пакистана также входят Федерально управляемые племенные территории и регионы Гилгит-Балтистан и Свободный Кашмир (последний де-юре признается Пакистаном независимым государством, но фактически является его частью), оспариваемые Индией.

Сюда же с 1947 года входит Бирма (ныне Мьянма). Независимость республики Бирманский Союз была провозглашена 4 января 1948. По конституции, принятой Учредительным собранием 24 сентября 1947 года, Бирма становилось федеративной республикой, в которой четырем национальным меньшинствам (шанам, качинам, кая и каренам) гарантировался автономный статус в виде союзных государств, а чинам предоставлялась возможность создания особой области. Право выхода из союза признавалось за Шанским государством и Каренни.

Сейчас государственный строй Мьянмы — федеративная республика, состоящая из 7 округов и 7 национальных государств (штатов): Чин, Качин, Ракхайн, Кая, Карен, Шан, Мон. Названия штатов соответствуют титульным народам.

3.5 Островные федерации

Это молодые островные федерации, созданные в ходе распада колониальных империй, асимметричные (отсутствие или нарушение симметрии) и слабоинтегрированные.

Союз Коморских островов — с 1975 года независимое федеративное государство, состоящее из 3 островов: Нгазиджа (Гранд-Комор), Нджуани (Анжуан) и Мвали (Мохели).

Федерация Сент-Китс и Невис (Федерация Сент-Кристофер и Невис) -- государство в восточной части Карибского моря, состоящее из двух островов -- Сент-Китса и Невиса. Площадь страны -- 261 кмІ. Население -- 50 тыс. человек (2010). Столица Бастер расположена на острове Сент-Китс. Это самое маленькое государство западного полушария, как по площади, так и по численности населения. С 19 сентября 1983 года -- независимое государство Федерация Сент-Китс и Невис.

В 1998 году был проведён референдум по вопросу выхода острова Невис из состава федерации и образовании на нём независимого государства. «За» проголосовало 62% избирателей, однако решение не было принято, так как для положительного решения по закону «за» должны проголосовать не менее 2/3 избирателей.

Федеративные Штаты Микронезии -- государство в Океании, расположенное на Каролинских островах, к северу от берегов Новой Гвинеи. Формально независимая с 3 ноября 1986 года (конституция 1979 года), страна остаётся тесно связанной с США (статус «свободной ассоциации с США») и сильно зависит от американской экономической помощи. Каждый из четырех штатов состоят из одного или более «высоких островов», как правило, вулканического происхождения, и все, кроме Косраэ включают в себя многочисленные атоллы. Штат Чуук -- общая площадь составляет 49,2 квадратных километров и включает в себя семь основных групп островов. Штат Понпеи занимает площадь в 133,4 квадратных километров из которых 130 приходится на остров Понпеи, крупнейший в ФШМ. Штат Яп состоит из 4 больших островов, семь малых островов и 134 атоллов, с общей земельной площадью 45,6 квадратных километров. Штат Косраэ один высокий остров площадью 42,3 квадратных километров.

4. Молодые федерации

На протяжении последних 20 лет целый ряд стран попытался выйти из тяжелого военно-политического кризиса, сменив форму государственного устройства.

Одной из первых так поступила Босния и Герцеговина. Чтобы сохранить искусственную конструкцию, созданную еще Броз Тито, и принудить 3 воевавших друг с другом народа — сербов, хорватов и мусульман — жить в одной стране, был создан один из самых сложных федеративных механизмов.

По конституции Югославии 1946 года Босния и Герцеговина была одной из шести республик страны. Согласно действующей в настоящее время конституции, содержащейся в Приложении 4 Дейтонского мирного соглашения, достигнутого в США 21 ноября 1995 и подписанного в Париже 14 декабря 1995 (Парижский мирный договор по БиГ), демократическое государство Босния и Герцеговина состоит из двух образований — Федерации Боснии и Герцеговины (мусульманско-хорватской) и Республики Сербской (РС). Каждое из этих образований имеет своего президента, парламент и правительство. Органы власти на федеральном уровне включают Президиум, Парламентскую ассамблею и Совет министров.

Высший федеральный законодательный орган — Парламентская ассамблея, или Скупщина БиГ. Она состоит из двух палат: Палаты народов (15 депутатов: 5 мусульман и 5 хорватов от Федерации БиГ, 5 сербов — от Республики Сербской, избирающихся парламентами двух образований) и Палаты представителей (42 депутата, избирающихся прямым голосованием: 14 мусульман и 14 хорватов от Федерации БиГ, 14 сербов от Республики Сербской). Срок полномочий парламента ограничен двумя годами. Право голоса имеют все граждане, достигшие 18-летнего возраста, а работающие — 16 лет.

Высший орган исполнительной власти — коллегиальный Президиум БиГ. В состав Президиума входят три избираемых населением президента: босниец и хорват от Федерации Босния и Герцеговина и серб от Республики Сербской. Ротация председательствующих в Президиуме БиГ со сроком полномочий 4 года происходит каждые 8 месяцев.

Законодательная власть в Федерации Боснии и Герцеговины принадлежит федеративному парламенту, состоящему из двух палат, которые избираются всеобщим голосованием на 2 года (в будущем — на 4 года). Палата представителей включает 140 депутатов, Палата народов — 74 депутата (боснийцы — 30, хорваты — 30, представители остальных национальностей — 14).

К высшим исполнительным органам власти Федерации Босния и Герцеговина относятся институт президентства и кабинет министров. На пост президента избирают две кандидатуры — от боснийцев и от хорватов. Один из них становится вице-президентом. Ежегодно происходит ротация президента и вице-президента. Палата народов избирает одного хорвата и одного боснийца на должности премьер-министра и вице-премьера Федерации, которые в течение 4 лет попеременно исполняют обязанности премьера.

Конституционный суд состоит из 9 членов: 4 из них избираются Палатой представителей Федерации Боснии и Герцеговины, 2 — Народной скупщиной Республики Сербской, а 3 члена-небоснийца назначаются председателем Европейского суда по правам человека после консультаций с Президиумом БиГ. Конституционный суд рассматривает обращения по установлению конституционности законов, принимаемых на государственном уровне, и апелляции, направляемые из основных территориальных образований. Каждое из этих образований имеет Верховный суд и суды более низких инстанций (в Федерации Боснии и Герцеговины — 10 кантональных судов и муниципальные суды; в Республике Сербской — 5 муниципальных судов).

Эфиопия — с 23 августа 1995 г. государство получило название Федеративная Демократическая Республика Эфиопия. Вместо прежних традиционных провинций было создано восемь неравных по размеру штатов, сформированных на национальной основе: Тигре, Амхара, Оромо, Сомали, Афар, Гамбела, Бенишангул-Гумуз и Региональный штат южных наций, народов и народностей (РШЮННН) к юго-западу от Аддис-Абебы. В Федеративную республику, кроме 9 килилов (штатов), образованных по этническому делению, входят еще 2 самоуправляемых города (Аддис-Абеба и Дыре-Дауа).

Самая молодая федерация мира — Ирак. По конституции 2005 года, Ирак -- федеративная парламентская республика, основанная на консенсусе трёх основных этно-религиозных общин иракского народа: арабов-шиитов, арабов-суннитов и курдов.

Курды, шииты и сунниты — равноправные субъекты политического процесса внутри Ирака и на международной арене. То, в какой степени участники этого процесса решат ограничить свои права и делегировать часть своих суверенных полномочий федеративному правительству, — это предмет федеративного договора, который народам Ирака еще предстоит выработать, поскольку федеративная природа нынешнего Ирака еще далеко не до конца и не вполне последовательно признана в Конституции Ирака.

5. Российская Федерация — федерация с самым сложным составом

Россия -- государство с очень сложным федеративным устройством. В составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта федерации, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Ряд специалистов выделяет особую группу федеративных государств — посткоммунистическую. Этим странам досталось в наследство такое государственное устройство, которое и неудачно, и трудно изменимо. До последнего времени в состав этой группы входила еще Союзная республика Югославия, ныне распавшаяся на Сербию и Черногорию.

Нужно отметить, что первоначально в составе РФ находилось 89 субъектов, но с 2005 года в ходе объединения регионов их число сократилось до 83. Однако по-прежнему число субъектов самое большое в мире (2-е место у США — 50 штатов).

Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналоги в истории и современном мире. Он не сводится ни к национально — государственному устройству (что отличало советскую модель), ни к территориальному (свойственному многим странам). Попытки копировать опыт США, Германии и других государств не имели успеха, потому что расходились с российскими реалиями и противоречили интересам развития страны. Ассиметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила сложный состав и прошлое страны. В этой связи ссылки на международный опыт, примеры других государств, а тем более аргументы в пользу использования зарубежного опыта, — очень условно. Как правило, они используются российскими политиками и учеными для подкрепления идеологической позиции. Например, «развитие принципов федерализма, является укреплением принципов демократии». В международной практике, однако, происходит наоборот. Часто слабая федерация распадается на несколько отдельных государств.

Поскольку почти три четверти субъектов Федерации не обладают статусом государства в составе РФ, а 32 субъекта образованы по этническому признаку, Россия, провозгласившая федеративное устройство, оправданно сохраняет немало конструкций, присущих унитарному государству. При этом важно подчеркнуть, что в мире более типичны случаи, когда при формировании федерации субъекты объединяются, создают центр и передают ему часть своих полномочий. В России согласно Конституции полномочия передаются сверху вниз, от центра — субъектам, самостоятельность которых неравномерно увеличивается. Причем предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Федерации и ее субъектов разграничиваются Конституцией, Федеральным и иными договорами. «Иные договоры» так и остались бы гипотетической возможностью, не востребованной практикой, — как это и происходит в других федерациях, если бы в отношениях центра с отдельными субъектами Федерации не возникли серьезные проблемы.

На протяжении 1991−2011 годов федерация претерпела значительные метаморфозы. До 1999 года субъекты федерации во всех растущих размерах «выбивали» из Москвы особые права и привилегии (республики — больше, области и края — меньше). Ряд субъектов вообще провозгласил себя субъектами международного права (Татарстан, Башкортостан, Саха-Якутия), одна республика — Чечня — провозгласила себя независимым государством — Ичкерией. С 2000 года начался обратный процесс. Москва последовательно отнимает у субъектов федерации их права и привилегии. Так, скоро исчезнет наименование должности «президент» относительно к республикам в составе РФ. При этом Россия возвращается к ситуации РСФСР — формально федерация, фактически унитарное государство с постоянно растущей централизацией (т.н. вертикаль власти).

Заключение

Федеративное государство (федерация) — форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.

В 2011 г. в мире насчитывалось 25 федерации, что составляло 12% от общего числа независимых государств мира. Европа, Азия и Америка на рубеже XX и XXI веков остаются регионами наибольшего распространения федерализма (по 6 федераций). В Азии располагаются две экзотические федерации монархий — ОАЭ и Малайзия. Наконец, 4 — в Африке, 2 — в Австралии и Океании.

Обычно выделяют 7 типов федераций.

1. Западноевропейский тип: Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария;

2. Североамериканский тип: США, Канада, Австралия;

3. Латиноамериканский тип: Мексика, Аргентина, Венесуэла, Бразилия;

4. Островной тип: Федеративные Штаты Микронезии, Сент-Китс и Невис, Коморские острова;

5. Афро-азиатский тип: Индия, Малайзия, ОАЭ;

6. Нигерийский тип: Нигерия, Пакистан, Эфиопия, Мьянма;

7. Посткоммунистический тип: Российская Федерация.

История показывает, что федерация как форма государственного устройства имеет свои достоинства и недостатки — в одних странах эта форма существует уже второе столетие (Швейцария, США), в других не продержалась и года (например, Индонезия).

На сегодняшний день самой молодой федерацией является Ирак, но формирование федеративных институтов в нем только начинается.

Список использованной литературы

Википедия

Бойко Ю. П. Конфедеративные истоки федерализма // История государства и права. 2008. N 22. С. 2−4.

Козырина А. Н. Административное право зарубежных стран. Москва, СПАРК, 1996, 229 с.

Конституционное (государственное право) зарубежных стран. В 4 т. Тома 1−2. Часть общая: Учебник / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун — 3-е изд., обновл. и дораб.- М.: Издательство БЕК, 2000. — 784 с.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4. Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун. -- Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА * М), 2001. -- 656 с.

Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. -- М.: Норма, 2004. -- 832 с.

Макошев А. П. Политическая география и геополитика: Учебное пособие. — Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2005. — 125 с.

Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. 14-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2008. 520 с.

Подберезкин А. Международный опыт и особенности российского федерализма // http: //www. nasled. ru/strukture/index. htm

Федерализм. Энциклопедия. Москва 2000.

Энциклопедия стран мира. М.: Экономика, 2004.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой