Управление государственной недвижимостью: Вопросы теории и практики

Тип работы:
Диссертация
Предмет:
Экономические науки
Страниц:
292
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Как показал уже более чем десятилетний опыт социально-экономических преобразований в России, формирования и развития рыночных отношений, управления недвижимостью и недвижимым имуществом государственного собственника, приватизационных процессов, активная позиция государственных структур, важная роль государственного регулирования реформ в складывающихся условиях необходимы и объективно нуждаются в качественном улучшении.

Значительные масштабы преобразований государственной и муниципальной собственности стали важнейшей составляющей проводимых рыночных реформ. Сформулированные цели государственного управления, предстоящее активное вовлечение городских и муниципальных земель в рыночный оборот, развитие нормативно-правовой базы приватизационных процессов и ряд других намечаемых мер, на первый взгляд, призваны оказать стимулирующее влияние на повышение эффективности управления государственной собственностью, развитие рынка недвижимости, рост инвестиционной активности. В то же время, анализ достигнутых результатов и складывающихся процессов в управлении государственной собственностью и развитии рынка недвижимости показывает, что эффективность управления государственной собственностью и дальнейших рыночных преобразований недостаточна и должна быть существенно улучшена. При этом следует подчеркнуть, что недвижимость государственного собственника составляет и будет в российских условиях достаточно долго составлять большую часть национального богатства и занимать значительную долю рынка недвижимости. Операции с государственной недвижимостью обеспечивают существенную и возрастающую часть бюджетных доходов всех уровней государственного управления. Вместе с тем, возможности роста доходных потоков бюджетов всех уровней от интенсификации пользования и распоряжения ресурсами государственной недвижимости не беспредельны и требуют тщательных обоснований, учета состояния рынка и ограничений бюджетных ассигнований по расходам на сохранность, содержание и развитие этих ресурсов. С другой стороны, на формирование действенной управленческой политики государственного собственника влияет специфика его положения в обществе: государство и его властные органы являются основными инициаторами развития нормативно-правовой базы, организационных и экономических механизмов управления недвижимостью и рыночных преобразований и, одновременно, исполнителями и контролерами названных процессов- эффективное управление государственной недвижимостью тесно связано с использованием возможностей рынка, на котором государственный собственник является крупнейшим и одновременно одним из конституционно равноправных участников — наряду с негосударственными структурами, частными физическими и юридическими лицами- при этом, как установлено Гражданским кодексом Российской Федерации, не допускаются злоупотребления доминирующим положением любого собственника на рынке.

В результате перед органами власти федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации объективно возникают все более сложные задачи формирования долгосрочных управленческих политик, тактически и оперативно обоснованного выбора решений относительно вверенной им в управление государственной недвижимости. Необходимо с помощью недвижимости как одного из основных ресурсов обеспечивать качественное исполнение социальных, властных и иных функций государственного управления в условиях реальных бюджетных ограничений и, одновременно, принимать решения по развитию рынка и преобразованиям земельно-имущественных отношений. Исходя из изложенного, в числе ведущих задач управления государственной недвижимостью сегодня можно выделить следующие: оптимизация структуры недвижимости, эффективное управление недвижимостью в условиях рынка, исходя из потребностей федерального и региональных бюджетов, вовлечение в оборот земельных ресурсов.

Таким образом, в развитии управления недвижимостью государственного собственника необходима комплексность, обеспечивающая, в том числе, взаимосвязи и согласованность следующих процессов: формирование таких механизмов управления недвижимостью, которые, опираясь на активное использование возможностей рынка, обеспечивали эффективное достижение целей государственного управления и, в свою очередь, открывали новые перспективы для развития рынка недвижимости и смежных с ним рынков (как, например, рынок управленческих услуг), разработка таких механизмов регулирования рынка недвижимости, которые, содействуя рыночным преобразованиям, в том числе, развитию земельного оборота, одновременно открывали возможности для более эффективного управления недвижимостью государственного собственника.

В результате логично утверждать, что проблема комплексного, согласованного развития механизмов управления государственной недвижимостью в условиях рыночных преобразований является актуальной и крупномасштабной народнохозяйственной проблемой. Ее успешное решение поможет, с одной стороны, поднять эффективность управления в рамках поставленных целей государственного управления. С другой стороны, ее решение поможет в развитии рынка, в свою очередь, необходимом для эффективного управления государственной недвижимостью.

Целью диссертационного исследования является научное обоснование и разработка комплексных механизмов эффективного управления недвижимостью государственного собственника в условиях рыночных преобразований.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие основные задачи:

— анализ и формирование системной структуры и связей регулирования земельно-имущественных отношений и механизмов эффективного управления недвижимостью государственного собственника,

— анализ и формирование системной структуры и связей регулирования земельно-имущественных отношений и механизмов регулирования рынка недвижимости,

— определение направлений согласованного развития нормативно-правовой базы имущественных отношений и механизмов регулирования рынка недвижимости и управления государственной недвижимостью, разработка методических аспектов механизмов управления недвижимостью и регулирования рынка недвижимости, разработка концептуальных основ эффективного управления недвижимостью государственного собственника,

— разработка практических предложений по реализации механизмов эффективного управления недвижимостью государственного собственника и их апробация в системе имущественных отношений Московской области.

В качестве объекта диссертационного исследования в работе определена система управления недвижимостью государственного собственника в условиях рыночных преобразований земельно-имущественных отношений. Предметом исследования являются экономические, организационные и нормативно-правовые механизмы управления государственной недвижимостью, обеспечивающие эффективность и согласованность управления недвижимостью и регулирования рынка.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили основы теории и практики государственного и муниципального управления, теории рыночной экономики и управления народным хозяйством в переходный период, гражданского права и управления земельно-имущественными отношениями, принципы и методы системного анализа и теории принятия решений, экономико-математического моделирования, идеи и методы построения деловых игр. В числе ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов, на чьи работы опирался автор: Д. Б. Аратский, С. Г. Беляев, М. И. Брагинский, П. Г. Грабовый, C.B. Грибовский, В. В. Григорьев, М. Б. Кислюк, М. В. Климович, В. И. Кошкин, В. Н. Лексин, И. В. Липсиц, С. Н. Максимов, А. Д. Некипелов, Е. С. Озеров, М. М. Прусак, Б. А. Райзберг, В. И. Ресин, Э. Н. Рудык, О. Н. Садиков, A.M. Смолкин, М. М. Соловьев, Е. И. Тарасевич, М. А. Федотова, Б. М. Штульберг, В. М. Шупыро, Л. И. Якобсон, В. Гибсон, Р. Гровер, Н. Кросби, П. Чемпнес, М. Эйвис.

Информационную основу диссертационного исследования составили статистические данные процессов приватизации и результатов управления недвижимостью государственного собственника федерального уровня и уровня субъектов Федерации, законодательная и нормативная база федерального и регионального уровней, а также статистические данные, отечественные и международные стандарты профессиональной деятельности применительно к рынкам недвижимости.

Использованную в процессе исследования и представленную в соответствующем разделе диссертации научно-методическую литературу, нормативные и иные источники информации тематически можно, А структурировать следующим образом: рыночное реформирование российской экономики и ее государственного сектора: [5, 18, 21, 22, 30, 32, 37, 45, 48, 64, 94, 95, 99−101, 108]- управление государственной и муниципальной собственностью, недвижимостью [1, 5, 9, 14, 16, 20, 22, 27, 30, 44, 52−55, 71, 81−83, 95]- материалы по законодательной базе регулирования земельно-имущественных отношений, рынка и управления недвижимостью: [7, 11, 20, 2426, 28,74, 77, 78,111]- вопросы регионального развития: [1, 8, 9, 14, 21, 22, 27, 34, 51, 55, 68, 72, % 73,82,89,92,93,107,113]- методология управления, кадры управления: [1, 15, 16, 19, 27, 29, 31, 32, 36,42,46, 50, 70, 75,76, 84−86, 90, 91, 98, 103, 104, 113]- операции с недвижимостью: [2−4, 10, 11, 16, 19, 20, 23, 35−37, 43, 79, 111]- оценка и стандарты профессиональной деятельности: [2, 13, 16, 17, 35, 38−41,49, 67, 69, 80, 87, 88, 91, 92, 96, 97,102, 105, 106, 110, 114, 115]- зарубежный опыт управления и рыночного регулирования: [6, 12, 14−17, 28, 29,41,43,44, 88, 89, 97, 103, 104, 106, 110−115].

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации теоретически обоснован и разработан комплекс механизмов эффективного управления государственной недвижимостью, обеспечивающий согласованность управления государственной собственностью и регулирования рынка недвижимости в условиях преобразования земельно-имущественных V отношений.

В диссертационной работе получены и изложены следующие основные результаты, характеризующие ее научную новизну и личный вклад автора:

— установлено, что регулирование и развитие земельно-имущественных отношений составляет системную основу формирования механизмов эффективного управления недвижимостью и государственного регулирования рынка, теоретически обосновано, что управление государственной ^ недвижимостью представляет собой единый комплекс правомочий (владения, пользования и распоряжения) и бремени ответственности государственного собственника, а регулирование рынка недвижимости — единый комплекс регулирования оборотоспособности, изъятий и ограничений оборотоспособности объектов недвижимости,

— разработан методический подход к управлению недвижимостью государственного собственника как к унифицированной системе воздействий на объекты, субъект, пространство и инфраструктуру управления недвижимостью,

— разработан методический подход к регулированию рынка недвижимости как к унифицированной системе воздействий на объекты, субъекты, пространство и инфраструктуру рынка,

— обоснованы актуальные направления развития механизмов управления недвижимостью государственного собственника, включая: организационные и экономические механизмы (такие, как государственный технический учет и инвентаризация объектов недвижимости, оценка и вовлечение в оборот объектов недвижимости, механизмы эффективной аренды, институт лицензирования и аккредитации профессиональных участников рынка, модели аукционных продаж и инвестиционных конкурсов, организационные структуры системы ипотечного кредитования и др.), нормативно-правовые механизмы (как нормативно-правовые акты для поддержки развития перечисленных выше организационно-экономических механизмов, законодательство по управлению государственной и муниципальной собственностью, налогообложению роста рыночной стоимости капитала и др.),

— разработана матричная схема, обеспечивающая комплексное развитие механизмов управления недвижимостью и регулирования рынка на основе последовательного комбинирования решений относительно объектов, субъектов, пространства и инфраструктуры рынка недвижимости и управления государственной недвижимостью,

— разработаны конкретные механизмы управления недвижимостью Московской области, в том числе, в части создания системы учета и технической инвентаризации, вовлечения в оборот объектов недвижимости и др.

Практическая значимость выполненных исследований заключается в том, что разработанные теоретические аспекты эффективного управления недвижимостью государственного собственника могут быть использованы при анализе и формировании федеральных и региональных концепций, ч* программ и планов управления государственной собственностью, развития земельно-имущественных отношений, подготовки и вовлечения в оборот объектов недвижимости, в том числе, незавершенного строительства, земельных ресурсов и др. при подготовке конкретных предложений и обосновании законодательных инициатив, направленных на развитие экономических, организационных и правовых механизмов управления недвижимостью государственного собственника в согласовании с развитием земельно-имущественных отношений и регулированием рынка недвижимости.

Достоверность и практическая значимость полученных в работе результатов подтверждается их использованием в процессах создания комплекса конкретных механизмов управления недвижимостью государственного собственника применительно к условиям Московской области, включая: нормативно-правовую документацию и механизмы создания системы государственного технического учета и инвентаризации объектов недвижимости, оценки и вовлечения в оборот объектов недвижимости, в том числе, незавершенного строительства, земельных ресурсов и др., нормативно-правовую документацию и механизмы аренды объектов недвижимости государственного собственника, нормативно-правовую документацию и механизмы лицензирования и аккредитации профессиональных участников рынка недвижимости, в том числе, в части организации риэлтерской и оценочной деятельности, разработке учебных программ и организации профессиональной подготовки кадров, аттестации специалистов и т. д., нормативно-правовую документацию и механизмы создания I региональной системы жилищного ипотечного кредитования с участием государственного собственника.

Материалы диссертационного исследования могут найти широкое применение в учебном процессе системы высшего профессионального образования и повышения квалификации в программах курсов по I /? государственному и муниципальному управлению, оценочной деятельности, управлению государственной собственностью, управлению недвижимостью, читаемых в высших учебных заведениях и институтах повышения квалификации.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные теоретические положения, разработанные автором, и полученные результаты диссертационного исследования опубликованы в печати: книгах и статьях, систематизированных сборниках общим объемом 142,6 печатных листов, из которых более 40,0 п.л. принадлежат лично автору. Результаты исследований докладывались на отечественных и международных форумах, в том числе: на международных конференциях по активным системам (Москва, 2001) и безопасности (Москва, 2001), на конференции Королевского общества специалистов по недвижимости в Оксфорде, Великобритания (RICS Cutting Edge Conference, 5−7 September 2001, Oxford Brookes University), на областных научно-практических конференциях (1996−2001), в том числе, по привлечению инвестиций в экономику Московской области и развитию системы ипотечного кредитования (г. Одинцово Московской области, 2001).

По материалам диссертации автором разработан и читался в Высшей школе приватизации и предпринимательства (ВШПП) учебный курс по риэлтерской деятельности (1997−2001).

С использованием основных положений проведенного исследования и при непосредственном участии автора разработан ряд законодательных инициатив, нормативно-правовых актов и организационно-распорядительных документов Московской области, в том числе, в следующих областях: организация риэлтерской деятельности (1997−2000), управление государственной собственностью, лицензирование, сертификация и аккредитация профессиональных участников рынка недвижимости (2001−2002), жилищное ипотечное кредитование (2001), создание единой системы государственного учета и технической инвентаризации (2001−2002).

Структура и содержание диссертации сформированы в соответствии с логикой поставленной цели и задач исследования, выбранной методологией исследования.

Работа включает введение, пять глав, заключительные выводы и рекомендации. Выявленная в главе 1 базовая проблема комплексного развития механизмов управления недвижимостью государственного собственника, обеспечивающих эффективность и согласованность управления государственной собственностью в условиях активных преобразований земельно-имущественных отношений, раскрывается, анализируется и получает свое логическое решение в последующих главах. В соответствии с выбранной логикой главы 2−4 посвящены теоретическим исследованиям и методическим разработкам по определению актуальных направлений развития, структуры и содержания экономических, организационных и правовых механизмов в системе регулирования имущественных отношений (глава 2), управления недвижимостью государственного собственника (глава 3) и регулирования рынка недвижимости (глава 4). И, наконец, в главе 5 исследования концентрируются вокруг проблемы комплексности и согласованности развития механизмов управления недвижимостью и регулирования рынка, конкретных разработок экономических, организационных и правовых механизмов. В заключении работы формулируются основные выводы и рекомендации.

Выводы и рекомендации

1. Проведенные в диссертации исследования динамики реформ позволили обосновать и разработать подходы к построению комплекса механизмов эффективного управления недвижимостью государственного собственника в условиях развития земельно-имущественных отношений и рынка недвижимости. Разработка осуществлена на основе анализа (за период 1992 — 2001 гг.) показателей приватизационных процессов, становления рынка недвижимости, формирования нормативно-правовой базы и механизмов управления государственной собственностью на федеральном и региональном уровнях.

2. Установлены и проанализированы системные связи в развитии земельно-имущественных отношений как основы развития нормативно-правовой базы и механизмов эффективного управления недвижимостью государственного собственника и регулирования рынка недвижимости.

В результате теоретически обосновано, что управление недвижимостью представляется как единый комплекс из триады правомочий владения, пользования и распоряжения государственного собственника принадлежащей ему недвижимостью и бремени его ответственности за нее, а также государственное регулирование рынка недвижимости представляется как единый комплекс регулирования оборотоспособности, изъятий и ограничений оборотоспособности объектов недвижимости и прав на них на множестве разрешенных законодательными и нормативными актами операций и условий сделок с различными классами объектов недвижимости и правами на них.

3. Разработана единая методическая схема для определения направлений воздействия в системах управления государственной недвижимостью и регулирования рынка недвижимости. В целях согласования воздействий в качестве унифицированных направлений определены воздействия на объекты и субъекты, пространство и инфраструктуру соответственно управления государственной недвижимостью и регулирования рынка недвижимости. Справедливость подобного унифицированного распределения воздействий подтверждена многочисленными примерами из отечественной нормативно-правовой базы земельно-имущественных отношений, управления государственной недвижимостью и регулирования рынка недвижимости, а также зарубежной практики управления недвижимостью. Таким образом, показано, что предложенная схема может быть эффективно применена при разработке новых актуальных правовых, организационных и экономических механизмов для согласованного управления государственной недвижимостью и регулирования рынка недвижимости.

4. Разработан методический подход к оценке эффективности управления государственной недвижимостью как финансово-экономической эффективности на основе анализа интегральных бюджетных доходных (по результатам использования и распоряжения) и расходных потоков (в части затрат на ответственное содержание, сохранность и развитие), связанных с недвижимостью государственного собственника. При этом показано, что в составе показателей эффективности важное место занимает использование данных о рыночных оценках государственной недвижимости.

Показано, что предложенный подход может быть применен для анализа эффективности управления от отдельного объекта до полной совокупности объектов государственной недвижимости, а также может быть распространен на интегральную оценку эффективности регулирования имущественных отношений в целом применительно к собственникам всех форм собственников.

5. На основе разработанной единой методической схемы распределения воздействий выявлены актуальные направления комплексного развития нормативно-правовой базы, организационных и экономических механизмов управления государственной недвижимостью и регулирования рынка недвижимости, включая: нормативно-правовые акты применительно к управлению государственной и муниципальной собственностью, регулированию арендных отношений, налогообложению роста рыночной стоимости недвижимости и др. ,

— экономические механизмы эффективного управления недвижимостью государственного собственника, такие как: механизмы аренды объектов государственного собственника, обеспечивающие интенсификацию доходных потоков бюджета и сохранность объектов, механизмы аукционных и конкурсных продаж, через которые реализуются значительные объемы продаж и инвестирования развития различных классов недвижимости государственного собственника,

— организационные механизмы эффективного управления недвижимостью государственного собственника, такие как: создание единой системы учета и технической инвентаризации объектов недвижимости, механизмы регулирования деятельности профессиональных участников рынка и др.

6. Предложен и обоснован подход, обеспечивающий согласованность в развитии механизмов регулирования рынка и эффективного управления недвижимостью государственного собственника. Суть подхода состоит в построении и использовании матричной схемы, включающей перечни планируемых к разработке механизмов и направления их воздействий. В качестве главных целей состава разрабатываемых механизмов определяются цели и задачи государственного управления. В качестве направлений воздействия берутся унифицированные пары из разработанной единой методической схемы распределения воздействий: объекты и субъекты, пространство и инфраструктура рынка недвижимости и системы управления государственной недвижимостью. Для обеспечения искомой согласованности каждый из разрабатываемых механизмов последовательно анализируется и корректируется на каждой из пар направлений воздействий.

7. Разработаны комплексы конкретных механизмов и способов управления недвижимостью Московской области, обеспечивающие повышение эффективности управления в условиях рыночных преобразований и развития земельно-имущественных отношений, включая: создание единой системы учета и технической инвентаризации объектов недвижимости, нацеленной на вовлечение в оборот объектов недвижимости, в том числе, типа земельных ресурсов, незавершенного строительства и др., формирование пообъектной базы налогообложения недвижимости, разработку комплекса нормативно-правовой документации, организационных структур и экономических механизмов для повышения эффективности арендных отношений, привлечения инвестиций в развитие системы ипотечного кредитования, разработку комплекса нормативно-правовой документации, организационных процедур регулирования профессиональной деятельности, в том числе, механизмов аккредитации экспертов и оценщиков рынка недвижимости и др. т ь Ч

Показать Свернуть

Содержание

Глава 1. Проблемы управления недвижимостью государственного собственника в условиях рыночных преобразований.

1.1. Развитие процессов управления государственной недвижимостью и рыночных механизмов в период реформ 1991−2001 гг.

1.2. Управление недвижимостью государственного собственника в современных концепциях управления федерального и региональных уровней.

1.3. Проблема комплексного и согласованного развития механизмов управления государственной недвижимостью и регулирования рынка на современном этапе развития земельно-имущественных отношений.

1.4. Выводы.

Глава 2. Анализ земельно-имущественных отношений как основы эффективного управления недвижимостью государственного собственника.

2.1. Системные связи земельно-имущественных отношений, регулирования рынка и управления недвижимостью.

2.2. Комплексное представление содержания правомочий и обязанностей собственника как основы построения эффективного управления недвижимостью государственного собственника.

2.3. Основы регулирования рыночной оборотоспособности и операций с объектами недвижимости.

2.4. Выводы

Глава 3. Методическая база эффективного управления недвижимостью государственного собственника.

3.1. Системная связь регулирования имущественных отношений и управления недвижимостью.

3.2. Цели и задачи, критерии и ограничения в управлении недвижимостью государственного собственника.

3.3. Методические аспекты управления недвижимостью: схема разделения по компонентам воздействий.

3.4. Проблема финансово-экономической эффективности управления недвижимостью государственного собственника.

3.5. Выводы.

Глава 4. Методическая база регулирования рынка недвижимости

4.1. Системная связь регулирования имущественных отношений. и рынка недвижимости.

4.2. Методические аспекты регулирования рынка: схема разделения по компонентам воздействий.

4.3. Экономические, организационные и правовые механизмы регулирования рынка недвижимости.

4.4. Выводы.

Глава 5. Комплексное развитие механизмов управления государственной недвижимостью.

5.1. Определение актуальных направлений в развитии управления государственной недвижимостью.

5.2. Развитие нормативно-правовой базы управления недвижимостью во взаимосвязи с регулированием земельно-имущественных отношений и рынка недвижимости.

5.3. Разработка матричной схемы согласованного развития механизмов управления недвижимостью и рыночного регулирования.

5.4. Разработка организационных и экономических механизмов эффективного управления недвижимостью государственного собственника.

— Создание единой системы учета и технической инвентаризации объектов недвижимости.

— Механизмы регулирования профессиональной деятельности: лицензирование и аккредитация.

— Механизмы регулирования рынка (государственная поддержка системы ипотечного кредитования и привлечения инвестиций).

— Экономические механизмы эффективного управления государственной недвижимостью.

5.5. Выводы.

Список литературы

1. Аратский Д., Антюганов С., Козерадский А., Мальцев В. Системно-концептуальные подходы к управлению собственностью в Нижегородской области. — Нижний Новгород: Изд. ГИПП & quot-Нижполиграф"-, 1997.

2. Артеменков И. Л. Проблема определения ставки дисконтирования для оценки объектов недвижимости в условиях России // & laquo-Вопросы оценки& raquo-, № 2, 2000.

3. Балабанов И. Т. Операции с недвижимостью в России. — М.: Финансы и статистика, 1996.

4. Белых Л. П. Формирование портфеля недвижимости. М.: Финансы и статистика, 1999.

5. Беляев С. Г. Уроки на завтра. М.: Гарнитур & laquo-Ньютон»-, 1998.

6. Богомолов О. Т. Реформы в зеркале международных сравнений. М.: Экономика, 1998.

7. Брагинский М. И. Комментарий к Закону Российской Федерации & laquo-О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним& raquo-. М.: Юридический дом & laquo-Юстицинформ»-, 1998.

8. Владимиров В., Фомин И. Основы районной планировки. М.: Изд. Высшая школа, 1995.

9. Воронин А. Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М.: Дело, 1998.

10. Грибовский C.B. Оценка доходной недвижимости. СПб: Изд. Питер, 2001.

11. Григорьев В. В., Острина И. А., Руднев A.B. Управление муниципальной недвижимостью: Учебно-практическое пособие. -М.: Изд. Дело, 2001.

12. Гровер Р., Соловьев М. Введение в управление недвижимостью. Сб. трудов российско-британских проектов. М.: Изд. Паритет, 1997.

13. Гровер Р., Соловьев М. Управление недвижимостью: Учебник. — М.: изд. ВШПП, 2001.

14. Грязнова А. Г., Федотова М. А. Оценка бизнеса. М., Финансы и статистика, 2000 г.

15. Гусаков Н. П., Зотова H.A. Национальные интересы и внешнеэкономическая безопасность России. М.: Компания & laquo-Евразийский регион& raquo-, 1998.

16. Захарьин В. Доверительное управление имуществом: правовое регулирование, бухгалтерское оформление. М.: Изд. & laquo-Дело и Сервис& raquo-, 1998.

17. Ипотека предприятия как имущественного комплекса: Учебно-практическое пособие / А. Куликов. — М.: Изд. Тихомирова, 2000.

18. Кислюк М. Б. Экономика региона: реформирование. Кемерово, Кузбассвузиздат, 1997.

19. Климович М. В. Инвестиционно-заемные системы: базовые концепции формирования и управления. М.: Финансовый издательский дом & laquo-Деловой экспресс& raquo-, 1999.

20. Ковалев В. В. Аренда: право, учет, анализ, налогообложение. М.: Финансы и статистика, 2000.

21. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Юринформцентр, 1996.

22. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный)/ Рук. авт. кол. и отв. ред. О. Н. Садиков. М.: ИНФРА-М — НОРМА, Юр. фирма & laquo-Контракт»-, 1996.

23. Комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. A.B. Брызгалина. М: «Аналитика-Пресс», 1999. 27,2829,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39

24. Комов Н. В., Аратский Д. Б. Методология управления земельными ресурсами на региональном уровне. Нижний Новгород: Издательство Волго-Вятской академии гос. службы, 2000.

25. Контрактное право. Мировая практика. Сб. нормативно-правовых документов, Том 3 & laquo-Недвижимость»-/ Под ред. Г. В. Петровой. М.: Изд. Имидж, 1992.

26. Коттс Д. Управление инфраструктурой организации (Facility Management Handbook)/ Пер. с англ. М.: ОАО & laquo-Типография НОВОСТИ& raquo-, 2001.

27. Кошкин В. И. К эффективной приватизационно-инвестиционной модели // Российский экономический журнал. 1995, № 1.

28. Кошкин Л. И. Менеджмент на промышленном предприятии. М.: РХТУ, 2000.

29. Красильников С. А. Очерки истории теории процента. М.: МНИИПУ, 2000.

30. Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. — М.: Союз-УРСС, 1997.

31. Липсиц И. Б., Коссов В. В. Инвестиционный проект. М.: Изд. БЕК, 1996. Максимов С. Н. Основы предпринимательской деятельности на рынке недвижимости. — СПб.: Изд. Питер, 2000.

32. Максимов С. Н. Экономика недвижимости. СПб: СПбГУ, 1999. Международные стандарты оценки МСО 1−4 и предисловие к стандартам. Т.1. Пер. с англ./ Под ред. И. Л. Артеменкова. — М.: Изд. РОО, 1995.

33. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования: Официальное издание / Госстрой России, Министерство экономики РФ,

34. Министерство финансов РФ, Госпром России- № 7 -12/47 от 31. 03. 94. -М.: НПКВЦ & laquo-Теринвест»-, 1994.

35. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: Вторая редакция / М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил. политике- рук. авт. кол. Коссов В. В., Лившиц В. Н., Шахназаров А. Г. М.: Экономика, 2000.

36. Микерин Г. И., Недужий М. И., Павлова Н. В., Яшина H.H. Международные стандарты оценки, Книга 2: Глоссарий к

37. Международным стандартам оценки на рус. языке и англо-русскийсловарь. М.: ОАО Типография & laquo-Новости»-, 2000.

38. Мильнер Б. З. Теория организаций. М.: Инфра-М, 1998.

39. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. В. Г. Князева и Д. Г. Черника 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.

40. Недвижимость: проблемы управления, развития, финансирования и подготовки кадров: Материалы международной научно-практической конференции (14−16 октября 1999 г.): Сб. 1 и Сб.2. М.: МГСУ, 1999.

41. Некипелов А. Д. Очерки по экономике посткоммунизма. М.: ИМЭПИ РАН, 1996.

42. Озеров Е. С. Становление в России профессии и системы подготовки профессионалов в сфере управления недвижимостью, в сб.2 37., стр. 146−156, 1999.

43. Организация риэлтерской деятельности в регионе: Учеб. -метод. пособие. Вып. 1 / Под ред. А. И. Полянского и М. М. Соловьева. М: Изд-во Всерос. газеты & laquo-Нива России& raquo- - & laquo-Современные тетради& raquo-, 1998.

44. Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики. -М.: изд. Юрист, 1999.

45. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебное пособие/ Под ред. H.A. Абдуллаева и H.A. Колайко. М.: Изд. ЭКМОС, 2000.

46. Практические пособия по осуществлению внешнего управления и конкурсного производства (серия) / Кол. авторов: Юн Г., Ряховская А. и др. М.: ИПК Госслужбы, РОО & laquo-Гильдия специалистов по антикризисному управлению& raquo-, 1999.

47. Предпринимательский климат регионов России: География России для инвесторов и предпринимателей / Под ред. А. Лаврова. М.: Начала-Пресс, 1997.

48. Половинкин П. Д., Савченко А. В. Основы управления государственной собственностью в России: проблемы теории и практики. М.: ЗАО & laquo-Издательство & laquo-Экономика»-, 2000.

49. Полянский А. И. Государственная собственность: управление и рынок. -М.: Изд. ВШПП, 2002.

50. А 54. Полянский А. И. Управление недвижимостью государственногособственника и регулирование рынка. М.: Чех. Полигр., 2001.

51. Полянский А. И. Управление недвижимостью в регионе / ВШПП. М., деп. в ИНИОН РАН, 04. 04. 02 № 57 117, 2002

52. Полянский А. И. Лицензирование риэлтерской деятельности как аспект управления рынка недвижимости // Уч. -метод. пособие & laquo-Организация риэлтерской деятельности в регионе& raquo-. М.: Изд. & laquo-Современные тетради& raquo-, стр. 3−14, 1998.

53. Полянский А. И. Недвижимость в российской законодательной системе определений собственности // Уч. -метод. пособие & laquo-Организация риэлтерской деятельности в регионе& raquo-. М: Изд. & laquo-Современные тетради& raquo-, стр. 71−89, 1998.

54. Полянский А. И., Гровер Р., Соловьев М. М. Стандарты оценки недвижимости в системе механизмов государственного регулирования // журнал РОО & laquo-Вопросы оценки& raquo-, № 3,2001.

55. Полянский А. И. Налогообложение недвижимости и сделок с недвижимостью. // Уч. -метод. пособие & laquo-Организация риэлтерской деятельности в регионе& raquo-. М: Изд. & laquo-Современные тетради& raquo-, стр. 279 285, 1998.

56. Полянский А. И. Аренда нежилых помещений. // Уч. -метод. пособие & laquo-Организация риэлтерской деятельности в регионе& raquo-. М: Изд. k

57. Современные тетради& raquo-, стр. 285−292, 1998.

58. Полянский А. И., Соловьев М. М. Систематизация механизмов государственного регулирования на рынках недвижимости // Правовое регулирование рынка недвижимости, № 4, 2001.

59. Прорвич В. А. Основы экономической оценки городских земель. М.: Дело, 1998.

60. Прусак М. М. Реформы в провинции. М.: Вече, 1999.

61. Райзберг Б. А., Фатхутдинов P.A. Управление экономикой. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.

62. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 1998.

63. Риэлтерская и оценочная деятельность (официальное издание): Сборник Я* законов и иных нормативных актов / Составитель А. И. Полянский. М. :1. Финпром-инт, 2001.

64. Реестр оценщиков и оценочных фирм РОО-2001. М.: Изд. РОО, 2001.

65. Ресин В. И. и др. Экономика городской недвижимости. М: 1999.

66. Российская Гильдия риэлтеров: Каталог 2001−2002. М.: РГР, 2001.

67. Рудык Э. Н. Производственная демократия: теория, практика, проблемы становления в России. М.: Фонд & laquo-За экономическую грамотность& raquo-, 1998.

68. Сай С. И. Земельно-имущественный комплекс России как объект регулирования в журнале & laquo-Правовое регулирование рынка недвижимости& raquo-, № 2−3, июль 2000.

69. Сараев А. Р. Разработка стратегии социально-экономического развития региона субъекта Федерации. — Новосибирск: Изд. СО РАН, 2001.

70. Сборник & quot-Имущественный комплекс города. Обретение хозяина& quot-, выпуски 1 и 2, под ред. М. В. Климовича. М.: Изд. Фонда имущества Москвы, 1995- 1996.

71. Смирнов A.B. Налогообложение имущества. М.: изд. & laquo-Приор»-, 1998.

72. Смолкин A.M. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1996.

73. Соловьев М. М. Риски в управлении недвижимостью. М.: изд. ГУ-ВШЭ, 1998.

74. Споры при совершении сделок с недвижимостью. Сб. документов/ Подtобщей ред. М. Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова, 2000.

75. Споры о признании недействительными актов государственных, муниципальных и иных органов. Сборник документов / Под общ. ред. М. Ю. Тихомирова. М.: 2000.

76. Стейнметц Т., Уитт Ф. Ипотечное кредитование / Пер. с англ. — Екатеринбург: Изд. & laquo-Сфера»-, 1997.

77. Тарасевич Е. И. Оценка недвижимости. СПб.: изд. СПбГТУ, 1997.

78. Теория и практика антикризисного управления / Под ред. С. Г. Беляева и В. И. Кошкина. М.: Изд. ЮНИТИ, 1996.

79. Толкачев О. М. Столичная приватизация: концептуальные подходы и эффективность практических действий // Российский экономический журнал, 1997. № 8.

80. Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. проф. В. И. Кошкина и В. М. Шупыро. М.: изд. ИНФРА-М, 1997.

81. Управление портфелем недвижимости: Пер. с англ. / Под ред. С. Г. Беляева. М.: Изд. Закон и право, ЮНИТИ, 1998.

82. Управление проектами. Под ред. В. Шапиро. СПб.: изд. & laquo-ДваТри»-, 1996.

83. Уткин Э. А. Риск-менеджмент. М.: Изд. ЭКМОС, 1998.

84. Ушаков Е. П., Охрименко С. Е., Охрименко Е. В. Оценка стоимости важнейших видов природных ресурсов. М.: Изд. РОО, 1999.

85. Фридман Д., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости (пер. с англ). М., Дело, 1995.

86. Холл П. Городское и региональное планирование (пер. с англ.). М., Стройиздат, 1993.

87. Хохлов Н. В. Управление риском. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

88. Цвиркун А. Д., Акинфиев В. К. Как написать успешный бизнес-план инвестиционного проекта: ТЭО-Инвест. М.: Изд. ИПУ РАН:

89. Книга 1 & laquo-Методика расчета& raquo-, Книга 2 & laquo-Макет бизнес-плана", 1997.

90. Черняк А. Оценка городской недвижимости. М.: РДЛ, 1997.

91. Штульберг Б. М. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики.- М.: Наука, 1993.

92. Штульберг Б. М. & laquo-Рынок недвижимости и экономический рост& raquo- // & laquo-Правовое регулирование рынка недвижимости& raquo-, № 4, 2000.

93. Шупыро В. М. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ. М.: Инфра-М, 1997.

94. Эккерт Дж. Оценка земельной собственности / Организация оценки иналогообложения собственности. Красногорск, МО: Изд. & laquo-Красная гора& raquo-, 1993.

95. Экономика и управление недвижимостью: Учебник для вузов. Под общей ред. П. Г. Грабового. Смоленск: Изд. & laquo-Смолин Плюс& raquo-, М.: Изд. & laquo-АСВ»-, 1999.

96. Эффективность государственного управления: Пер. с англ. / Общ. ред. С. А. Батчикова и С. Ю. Глазьева. М.: Фонд & laquo-За экономическую грамотность& raquo-, Российский экономический журнал, Изд. Консалтбанкир, 1998.

97. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.: изд. ГУ-ВШЭ, 2000.

98. Яковлев В. М. Экономика и организация рыночного хозяйства. М.: Экономика, 2000.

99. Approved European Property Valuation Standards, 2000.

100. Avis M., Gibson V. «Real Estate Resource Management», Oxford Brookes and Reading Universities, 1995.

101. Avis M., Gibson V. «Real Estate Resource Management Comparisons (France, Spain, UK)», Oxford Brookes University and Reading University, 1996.

102. Champness P. Approved European Property Valuation Standards, Estates Gazette, 1997 (пер. на рус. язык, под ред. Е. И. Тарасевича. М.: изд. РОО, 1998.).

103. Crosby N. Valuation accuracy, variation and bias in the context of standards and expectations // Journal of Property Investment & Finance, Vol. 18, N2, 2000.

104. Dun & Bradstreet: D&B International Risk & Payment Review, December1997.

105. Dun & Bradstreet: D&B Country Report: Review for the Eastern Europe, 1997.

106. Grover R., Polyansky A., Soloviev M. The Development of the Moscow Housing Market, RICS Cutting Edge Conference 2001, RICS & Oxford Brookes University, Oxford, 2001.

107. International Valuation Standards (2000 and 2001), IVSC International Valuation Standards Committee, London, 2000, 2001.

108. Male J. Landlord and Tenant, Fourth edition, M&E Handbook Series, Pitman Publishing, 1995

109. Property Obligations of Occupation, DTZ, Spring 1995.

110. Ratcliffe J., Stubbs M. Urban Planning and Real Estate Development, UCL, 1996.

111. RICS Appraisal and Valuation Manual. London, 1997.

112. Uniform Standards of Professional Appraisal Practice (USPAP), 2000 Edition, Appraisal Standards Board, Appraisal Foundation of USA, 2000. h

Заполнить форму текущей работой