Современное состояние малого бизнеса Южного федерального округа

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Экономические науки
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Е.А. МОХОВА
Институт дружбы народов Кавказа, старший преподаватель e-mail: selenamoon12@mail. ru
В статье проанализированы показатели деятельности предприятий малого бизнеса в Южном федеральном округе, показано, что от наличия и процветания субъектов малого предпринимательства в макрорегионе в целом зависит экономическое благосостояние регионов.
Ключевые слова: регион- малый бизнес- малое предпринимательство.
Коды классификатораЕЬ: L26, И11.
Южный федеральный округ наиболее компактный среди федеральных округов России, его территория составляет только 3,5% территории России. При этом численность населения округа составляет 22,8 млн человек или 16% населения страны. Это третье место в стране после Центрального и Приволжского округов. По плотности населения Южный регион занимает второе после Центрального округа место (почти 40 человек на 1 км2) [1].
Однако макрорегион отличают нерешенность экономических и социальных проблем, которые приходится решать на фоне межнациональных, межрелигиозных и межэтнических конфликтов.
В целом важнейшей проблемой Южного Ф О является общий подъем экономики региона, как результат устойчивого и ускоренного экономического роста всех 13 субъектов Федерации, его образующих. Южный федеральный округ — крупнейший получатель средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов России. Он получает более четверти всей суммы.
Наиболее эффективным выходом из создавшегося положения является развитие малого бизнеса в макрорегионе.
На Юге России имеются все необходимые предпосылки для развития и эффективного функционирования малого предпринимательства. Однако по данным журнала Эксперт-Юг, платежеспособность населения составляет не более 10−12% от необходимого объема инвестиций в малое предпринимательство по сравнению с развитыми странами [4]. Для предприятий среднего бизнеса этот показатель составляет 5−7%.
Потребность же в кредитных ресурсах малыми предприятиями удовлетворена только на 15−20%, а объем кредитного рынка составляет 35 млрд рублей в год. Таким образом, ежегодно в макрорегионе наблюдается тенденция неудовлетворенности малых предприятий кредитными ресурсами, т. е. следует говорить о существующей проблеме доступности ресурсов, в частности финансовых, для предпринимателей.
По данным Росстата, за период с 2003 по 2007 гг. в Южном федеральном округе число малых предприятий выросло с 96,4 тыс. предприятий до 114,2 тыс. предприятий [2]. Таким образом, рост составил 17,8 тыс. предприятий. По количеству малых предприятий ЮФО устойчиво занимает пятое место среди федеральных округов России.
При этом в самом Южном Ф О среди его регионов лидируют по числу субъектов малого бизнеса Краснодарский край (29,6 тыс. предприятий в 2003 г. и 34,9 тыс. предприятий в 2007 г.), Ростовская область (24,2 тыс. предприятий в 2003 г. и 32,1 тыс. предприятий в 2007 г.), Волгоградская область и Ставропольский край (соответственно 13,8 тыс. и 12,7 тыс. предприятий в 2003 г. и 15,0 и 12,1 тыс. предприятий в 2007 г.)
Однако в 2008 г. картина резко изменилась: в целом по макрорегиону показатель (без учета микропредприятий) снизился на 74,3 тысячи предприятий и составил 39,9 тыс. рублей. Объяснением этого служит глобальный экономический кризис, начало которого в России принято относить на осень прошлого года. При этом по количеству предприятий первенство у Волгоградской области — 14,6 тыс. предприятий.
Развитие малого бизнеса позволяет снизить социальную напряженность в регионе, позволяя в большей степени увеличить занятость населения. Условно к работающим в сфере малого бизнеса относят более 43% занятого населения. Из них около 9% работают на малых предприятиях — юридических лицах, остальные же осуществляют деятельность в неформальном секторе экономики, являясь членами крестьянских фермерских хозяйств или индивидуальными предпринимателями, в том числе и их наемными работниками. Так в 2007 г. в макрорегионе было зарегистрировано почти 112 тыс. малых предприятий, 107 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств и 577 тыс. индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию в налоговых органах [1].
Среднесписочная численность работников малых предприятий (без внешних совместителей) за рассматриваемый период 2003—2007 гг. выросла с 806,6 тыс. человек до 929,0 тыс. человек, т. е. на 122,4 тыс. человек [2].
По численности работников, также как и по количеству малых предприятий, Юг России занимает только четвертое место среди округов России.
Абсолютное большинство малых предприятий ЮФО занимаются торговлей (около 43%). Причем это и оптовая и розничная торговля, и ремонт автотранспортных средств и т. д. Около 12% субъектов малого бизнеса осуществляют свою деятельность в обрабатывающей промышленности, более 12% - в строительстве, около 13% - проводят операции с недвижимым имуществом, арендой, предоставлением услуг.
Причем необходимо отметить, что данные по ЮФО повторяют данные по России. Так, малые предприятия, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, составляют 44,9%, а малые предприятия, специализирующиеся на операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг, составляют 15,9% [2].
© Мохова Е. А., 2009
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
244
Е.А. МОХОВА
Необходимо отметить, что малые промышленные предприятия сконцентрированы в обрабатывающем секторе, это прежде всего, производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство машин и оборудования. Основной сферой деятельности малых предприятий, доля которой в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств оценивается в 40%, является производство пищевых продуктов [1].
Также малое предпринимательство оказывает влияние на формирование итоговых показателей по выпуску других видов промышленной продукции. Так, основные объемы производства мебели в большинстве регионов Юга России формируют малые предприятия.
Малые предприятия ЮФО занимают ведущие позиции в производстве швейных и текстильных изделий, обуви.
Промышленное производство предприятий малого бизнеса в макрорегионе диверсифицировано. Имеются примеры производства малыми предприятиями машиностроительной продукции и сложного оборудования [1]. Так, в Краснодарском крае малые предприятия в полном объеме производят деревообрабатывающие станки, средства вычислительной техники, холодильное и полиграфическое оборудование, хлебопекарные печи и многое другое.
В Ростовской области субъектами малого бизнеса выпускается высоковольтная электрическая аппаратура, кабели телефонной связи и др. В Ставропольском крае ими производятся техноостнастка для машиностроения, медтехника и запчасти к ней.
Только малые предприятия Астраханской области производят станки металлорежущие и деревообрабатывающие, изделия из пластмасс, лакокрасочные материалы и др., высока доля малого бизнеса в производстве кузнечно-прессовых машин (более 93%), стеклопластика и изделий из него (свыше 90%).
В полном объеме малыми предприятиями Волгоградской области производится техническое оборудование для перерабатывающих отраслей АПК, запчасти к нему, стеклопластики, трубы и детали трубопроводов из термопластиков, олифы, эмали, грунтовки и т. п.
В Дагестане на долю малых предприятий приходится 86% производства стеновых материалов, 99% плитки керамической и 100% блоков мелких стеновых из ячеистого бетона. В Ингушетии только малыми предприятиями производится производство конструкций из сборного железобетона и строительный кирпич.
В Кабардино-Балкарии весь объем производства металлопластиковых окон и дверей принадлежит малому бизнесу. В Северной Осетии — Алании только малый бизнес специализируется на выпуске дверных и оконных блоков. Можно привести и другие примеры.
Кроме того, субъекты малого бизнеса макрорегиона активно занимаются производством ювелирных изделий (Ростовская область, Дагестан, Краснодарский и Ставропольский края и др.) и изделий художественных промыслов (Карачаево-Черкесская республика, Краснодарский и Ставропольский края).
Оборот малых предприятий по всем видам экономической деятельности в целом по макрорегиону, характеризующий стоимость отгруженной продукции и выручку от продажи приобретенных на стороне товаров, по итогам 2008 г. составил 10 093,5 млрд рублей [2].
Важную роль играет малый бизнес в инвестиционных процессах. В регионах Южного Ф О ежегодно увеличивается количество малых предприятий, заявляющих о своих инвестиционных намерениях.
Причем объем инвестиций в основной капитал малых предприятий увеличивается: если в 2003 г. в целом по ЮФО было освоено 14 244,7 млн рублей инвестиций в основной капитал, то в 2007 г. этот показатель уже составил 47 467,2 млн рублей [2].
Более 44% объемов инвестиций в основной капитал малых предприятий освоено малыми предприятиями Краснодарского края, более 34% - Ростовской области и около 7% - Волгоградской области. Причем в сравнении с данными по стране в целом эти показатели составляют соответственно 8,2%, 6,3% и 1,3%. В целом по округу 18,3% по сравнению с данными по России.
В 2008 г. произошло увеличение данного показателя. В целом по макрорегиону было освоено 21,2% по сравнению с данными по стране. Из них по-прежнему лидирует Краснодарский край, где было освоено 29 116,7 млн рублей инвестиций в основной капитал, Ростовская область — 22 072,0 млн рублей, Волгоградская область — 7 404,4 млн рублей инвестиций в основной капитал. В сравнении с данными по стране в целом эти показатели составляют соответственно 9,2%, 7,0% и 2,3%. Конечно, этого недостаточно для эффективного формирования, развития и функционирования субъектов малого бизнеса.
В связи с этим на всех уровнях власти принимаются решения в поддержку малого бизнеса. Во многих регионах ЮФО исполнительные органы власти оказывают значительную поддержку субъектам малого предпринимательства. С 1 января 2009 г. подверглось существенным изменениям законодательство по поддержке малого и среднего бизнеса. Однако рано еще говорить о снятии всех проблем субъектов малого бизнеса.
Наиболее актуальными для малого бизнеса остаются проблемы вхождения в бизнес начинающих предпринимателей вследствие высокой конкуренции и сложности прохождения бюрократических процедур, а также недостаточности ресурсов, и прежде всего финансовых. Положение еще более усугубляется в условиях глобального экономического кризиса.
Дальнейшее развитие малого предпринимательства ЮФО во всех сферах деятельности должно не только существенно диверсифицировать экономику округа, но и значительно смягчить остроту ситуации на рынке труда. Однако пока значительное количество малых предприятий занято в сфере торговли и общественного питания, в бытовом обслуживании населения и строительстве, в промышленных и инновационных видах деятельности вклад субъектов малого бизнеса пока незначителен.
Сегодня одним из наиболее приоритетных направлений развития экономики является переход на инновационную модель. Малый бизнес остается одним из наиболее восприимчивым к инновациям секторов экономики. Этот сектор позволит модернизировать экономику, перевести ее на инновационные рельсы и тем самым поможет легче и менее болезненно выйти из кризиса стране в целом и регионам ЮФО в частности. По мнению председате-
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО.
245
ля Правительства Р Ф В. В. Путина, необходима финансовая поддержка малых предприятий на начальной, высокорискованной стадии развития инновационного производства [3].
И не случайно уже многое делается в этом направлении. Так, в конце прошлого года прошел VIII Международный экономический форум «Предпринимательство Юга России: инновации и развитие». В ходе форума впервые был продемонстрирован высокий уровень интереса к привлечению инвестиций в наукоемкий бизнес и созданию новой системы финансирования сектора малого предпринимательства [6].
На форуме отмечалось, что предприятия малого и среднего бизнеса Южного федерального округа все более эффективно используют новейшие достижения науки и техники, внедряют новые технологии и разработки.
По мнению главы Минэкономразвития Ставрополья Ю. Ягудаева, Ставрополье среди других регионов Юга России лидирует по созданию малых инновационных компаний в рамках федеральной программы «Старт», позволяющей перейти от простой эксплуатации сложившихся производств к их инновационному развитию [5]. Не отстают от Ставропольского края и другие субъекты Федерации, входящие в ЮФО. Так, начиная с 2005 г. было выплачено 37 грантов малым инновационным предприятиям Ростовской области с первоначальным объемом финансирования порядка 30 млн рублей [6].
В целях повышения инновационности предпринимательства, и прежде всего малого, в макрорегионе действует целый ряд бизнес-инкубаторов: в Краснодарском крае, в Ростовской и Волгоградской областях, в Кабардино-Балкарской Республике.
В заключение необходимо заметить, что, учитывая особую роль и значение предпринимательства, и прежде всего малого предпринимательства, государственная политика властей на региональном и местном уровнях должна быть направлена на поддержку бизнеса, в первую очередь на рынке финансовых ресурсов, на снятие административных и налоговых барьеров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Игнатов В. Г., Бутов В. Н. Южная Россия и ее регионы. Современное сосотояние и проблемы развития. Ростов н/Д: МарТ, 2006.
2. Официальный сайт Росстата http: //www. gsk. ru.
3. Путин В. Малый бизнес восприимчив к инновациям // Деловая пресса. 2009. 16 июня. № 20 (727).
4. Эксперт-Юг. 2008. № 4.
5. http: //www. interfax-russia. ru.
6. http: //www. ugtd. ru.
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой