Социально-философская интерпретация девиантности молодежи в контексте трансформации правовой культуры современного общества (концепция исследования проблемы)

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Социология
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

УДК 316. 62 Б-90
Бугаенко Юлия Юрьевна
кандидат философских наук,
преподаватель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России тел. (918) 430−59−57
Социально-философская интерпретация девиантности молодежи в контексте трансформации правовой культуры современного общества (концепция исследования проблемы)
Аннотация:
В статье дается социально-философская интерпретация девиантности молодежи в контексте трансформации правовой культуры современного общества, где актуальность данного исследования подчеркивается рядом негативных характеристик современного общества, особенно касающихся молодого поколения, в частности, далеко зашедшее развитие девиантных, криминогенных процессов. Автором предлагается использование методов системного и сравнительного анализа, с помощью которых можно рассматривать данные проблемы как целостный социальный феномен.
Ключевые слова: девиации, криминогенные процессы, правосознание, правовая культура, современное общество.
Перечисляя негативные характеристики современного общества, особенно касающиеся молодого поколения, мы вынуждены на одном из первых мест упоминать далеко зашедшее развитие девиантных, криминогенных процессов, мрачную уголовную статистику, наркоманию, проституцию и многое другое, что, прежде всего, имеет отношение к сфере права. Никто уже не пытается оспаривать того очевидного факта, что количество и характер правонарушений в молодежной среде вызывает глубокие опасения, что девиация и криминализация затронула многие молодежные группы, а в молодежной среде активно распространяются ранее не имевшие место нетрадиционные для нее виды преступности.
Как отмечает, в частности, В. И. Добреньков, в условиях глобализации в нашей стране «ситуация в сфере правопорядка катастро-
60
финна… произошла колоссальная нравственно-психологическая деградация, деморализация населения…» [1, с. 4−5]. С одной стороны, можно констатировать общее понижение уровня правосознания и правовой культуры в российском обществе, что выражается в его растущей криминализации и теневизации, во все большем отчуждении молодого поколения от правоохранительных органов, в нарастании с его стороны нигилистического отношения к праву. Но, если взглянуть с другой стороны, смысловым центром социальных трансформаций глобализирующегося общества является ориентация на формирование в конечном счете гражданского общества, неотъемлемым атрибутом которого является правовое государство во всей полноте этого понятия. А это предполагает специфический тип и высокий уровень массового правосознания, правовой культуры, никогда не имевший места во многих регионах мира, в том числе и в России, поскольку здесь всегда, во все исторические периоды, власть доминировала над правом [2, с. 3]. Именно взяв за точку отсчета указанные характеристики гражданского общества, мы лучше сможем оценить масштабы мирового кризиса в правовой сфере, а не только в нашей стране.
Отсюда вытекает необходимость глубокой социально-фило-софской рефлексии над проблемами и тенденциями развития правовой культуры современного общества.
Несмотря на то, что правовая культура как феномен и категория относится, в первую очередь, к предметной области правовед-ческих дисциплин, его исследование в абстрактно-правовом ключе обязательно должно дополняться социально-философским анализом, обращенным на поиск социальных и социетальных факторов и закономерностей, на изучение влияния на правовую культуру россиян исторической, социокультурной, социально-когнитивной специфики правопонимания.
Необходимо глубоко и всесторонне исследовать связь между правовой культурой, правосознанием, правовым поведением и его институционально-нормативной регуляцией, характер которой определяется спецификой сложившегося в обществе институционального пространства. Потребность в таком направлении анализа проистекает из понимания институтов как устойчивых нормативных траекторий, определяющих направленность социальных практик на конк-ретно-эмпирическом уровне. Развитие процесса институциональной трансформации общества, характер его протекания, степень корреляции между преобразованиями в системе институтов права и соответствующими изменениями других социетальных подсистем, наличие и характер институциональных лакун в значительной мере влияют на отношение населения к праву и его выражение в правовой
культуре.
Применительно к состоянию современных молодежных субкультур все чаще исследователи используют понятие аномии, имея в виду отсутствие в них однозначно функционирующей и безотказной системы социального и правового контроля и, в частности, правового воздаяния. Это состояние характеризуется образованием ценностного вакуума и актуализацией правового нигилизма и скептицизма, сформировавших в молодежной среде особых типов правовой культуры. Накопленный за последние годы исследовательский материал в области изучения историко-социокультурной специфики современного общества, институциональных трансформаций позволяет рассматривать феномен правовой культуры на качественно новом уровне концептуального синтеза.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что правовая культура должна рассматриваться как социальный феномен, во всей полноте своей социальной обусловленности системой взаимосвязанных внеправовых факторов и своих социальных эффектов и следствий.
Таким образом, актуальность темы настоящего исследования определяется кризисным состоянием правовой культуры и правосознания в молодежной среде, негативной ситуацией в сфере правоотношений и правовой регуляции, необходимостью глубокого исследования влияния социетальных трансформаций на характер правовой культуры.
Вышеизложенное позволяет констатировать, что в современной отечественной и зарубежной специальной литературе немалое внимание уделяется проблеме современного трансформирующегося общества. И хотя изучение процессов, связанных с его трансформацией, началось сравнительно недавно, можно отметить, что стратегические аспекты жизни личности уже нашли отражение в исследованиях РФ. Абдеева, У. Бека, Л. Е. Варакина, А. Д. Елякова, В. Л Иноземцева, Н. В. Корытниковой, И. А. Мальковской, Д. А. Силачева, Э. Тоффлера и других [3]. Из этих работ можно сделать вывод, что, говоря о постиндустриальном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. В целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых западных странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных современными технологиями перемены, такие как структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы- возросшее осознание важности информации- растущее понимание необходимости компьютерной грамотности- широкое распространение информационных технологий- поддержка правительства и развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.
В свете этих изменений, современное общество можно определить как общество, в котором качество жизни, так же как и перспективы социальных изменений и экономического развития, в возрастающей степени зависят от производства услуг, а не товаров, информации и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания.
Кроме того, в указанных работах отмечено усиление роли неконтролируемых человеком сил и тенденций, что ведет к нарастанию неуверенности, неопределенности и становится серьезным препятствием для реализации потенциала личности в условиях информатизации общества. Этот аспект тоже требует дальнейшего изучения.
Тема девиантного поведения молодежи в современном обществе достаточно подробно исследована в работах Г. Мердока и Р. Мак Крона, Д. Доунса, А. Коэна, Р. Кловарда, Л. Олина, М. Брейка и других, однако в них практически отсутствует анализ его взаимосвязи с правовой культурой общества.
Проблемам правовой культуры и ее трансформациям посвящено множество исследований, производившихся с разных позиций, в разных целях. Долгое время от Аристотеля до Гегеля право осмыслялось в контексте общей социальной или цивилизационной, а не собственно культурной проблематики. Но конечно при этом речь шла о правовых отношениях и правовом сознании. С середины XIX в., после неокантианцев, и культура вообще, и ценностная проблематика, в том числе и то, что касалось права, стали предметом специального рассмотрения.
В русской философии XIX — начала XX в. право рассматривалось в ракурсе поиска духовных основ общества и возможностей реализации общечеловеческих ценностей в социальной жизни. Такая постановка проблемы права характерна для мыслителей самых разных направлений: Н. Н. Алексеева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, И. А. Ильина, Б. А. Кистяковского, М. М. Ковалевского, Н. М. Коркунова, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражицкого, B.C. Соловьева, П. Б. Струве, Е. Н. Трубецкого, С. Л. Франка, Б. Н. Чичерина, Г. Ф. Шершеневича и др.
Философия XX в. выработала различные подходы к пониманию права, его природы, сущности, ценности. Следует выделить основные направления, оказавшие влияние на формирование современного правопонимания: неокантианские и неогегельянские концепции, новые концепции естественного права, экзистенциальная философия права, неопозитивистская концепция Г. Харта, «чистое учение» о праве Г. Кельзена.
В современной западной философии аксиологические аспек-
ты играют существенную роль при изучении социальных явлений, включая право. Проблемы ценностей развивались в свете обсуждения вопросов отношений между индивидом и обществом в рамках научной дискуссии, развернувшейся в 70−80-е годы XX в. между неолибералами (Дж. Роулз, Р. Дворкин) и коммунитаристами (М. Сэндел, Ч. Тейлор и др.), ставшей центральной темой политической философии последней четверти XX в., особенно англоязычной.
В отечественной философии право трактуется довольно широко. В это понятие включаются и культурные факторы (В.В. Лазарев, Д. И. Луковская, Л. С. Мамут, B.C. Нерсесянц, М. Ф. Орзих, И. С. Тимофеев и другие). В некоторых исследованиях право упоминается именно как явление культуры и (или) цивилизации (С.С. Алексеев, В. Г. Графский, В. Н. Кудрявцев, М. С. Супотаев и другие). Понятие & quot-правовая культура", однако, этими авторами специально не рассматривается.
Внимание правовой культуре в некоторой степени уделяется в теории права. В последние десятилетия появился большой пласт работ, где правовая культура рассматривается либо в рамках идей правового государства и прав человека (Е.В. Аграновская, В. Н. Керимов, Е. А. Лукашева, О. В. Мартышин, М. Ф. Орзих и другие), либо в связи с психологическими аспектами применения права (С.Н. Жевакин, В. В. Лазарев, Ю. Н. Новик и другие), либо в социологических исследованиях правовых проблем (М.Ю. Арутюнян, О. М. Здравомыслова, Л. И. Спиридонов, М. С. Ошеров, М. Ю. Попов, В. А. Сапун, В. А. Щегорцов, Н. В. Щербакова и другие). Различным проблемам профессионального правосознания и культуры профессиональных юристов посвящены работы П. П. Баранова, А. В. Грошева, В. В. Кожевникова, В. П. Сальникова, Л. К. Суворова, А. Л. Ликаса и других. В связи с тем, что особую актуальность в последнее время приобрели проблемы, связанные с правовым нигилизмом, идеализмом и т. п., правоведы занялись характеристикой типов общественного правосознания (В.А. Буков, Л. С. Мамут, Н. И. Матузов, А. И. Новиков, В. А. Туманов и другие). Очевидно, проявляется интерес и к собственно культурологическому анализу специфики права и политики (Ю.Н. Власов, А. С. Панарин, М. С. Супотаев, Л.Р. Сюкияйнен).
Анализируя современный этап исследования правовой культуры, необходимо отметить, что обстоятельно были рассмотрены прикладные аспекты проблемы правовой культуры отдельных категорий людей, а также роль правовой культуры в формировании правовой активности и правомерного поведения. В их числе особенно следует выделить фундаментальные работы Ю. А. Агафонова, Е. В. Аграновской, П. П. Баранова, А. Б. Венгерова, Н. В. Витрука, В.И. Гой-мана, Н. Л. Гранат, В. П. Казимирчука, Д. А. Керимова, Н. М. Кейзерова, Б. А. Кистяковского, В. Н. Кудрявцева, Э. В. Кузнецова, Е. А. Лукашевой,
Н. И. Матузова, А. В. Мицкевича, B.C. Нерсесянца, В. В. Оскамытного, М. Ф. Орзих, А. С. Пиголкина, Т. Н. Радько, А. Р Ратинова, И. Ф. Рябко, В. П. Сальникова, А. П. Семитко, Е. Н. Трубецкого, И. Е. Фарбера, Б. Н. Чичерина, Т. М. Шамба, В. А. Шегорцова, Л. С. Явича.
Проблема правовой культуры продолжает всесторонне исследоваться российскими учеными, большинство из которых поддержали идею о необходимости концептуального осмысления данной проблемы в контексте современных модернизационных процессов российской государственности. Среди них виднейшие представители российской науки: С. С. Алексеев, М. И. Байтин, Н. И. Матузов, А.В. Мапь-ко, К. В. Шундиков и многие другие.
Между тем при рассмотрении проблем правовой культуры существует немало дискуссионных вопросов, к которым, прежде всего, относится исследование истоков, сущности, обусловленной особенностями современного государственного развития, а также структуры и механизма взаимодействия правовой культуры с другими правовыми явлениями. Данные проблемы являются приоритетным направлением развития правовой науки, которое успешно осваивается рядом отечественных ученых: В. В. Головченко, В. И. Каминской, А. А. Погорадзе, А. Р. Ратиновым, В. П. Сальниковым, О. Г. Шапиевой, Т. А. Хагуровым и другими.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что целостный и конструктивный социально-философский анализ молодежных девиаций в контексте трансформаций правовой культуры современного общества пока еще не осуществлен. В то же время, анализируя имеющиеся научные публикации по этой проблеме, можно констатировать отсутствие единства в понимании сущности молодежных девиаций в контексте трансформаций правовой культуры современного общества, недостаточную теоретическую разработанность самого этого феномена и методологическую слабость в подходе к предмету изучения.
В контексте вышеизложенного нами представляется наиболее перспективным дать социально-философский анализ возникновения и преодоления молодежных девиаций в контексте трансформаций правовой культуры современного общества. Посредством решения следующих задач: определить важнейшие векторы развития современного общества- концептуализировать в исследуемом контексте понятие «молодежь» и выявить основные предпосылки ее девиации в современном обществе- интерпретировать понятие «правовая культура»: с позиций социальной философии и наметить направления ее трансформации в современном обществе- определить тенденции трансформации правовой культуры в современном обществе- выявить взаимосвязи молодежных девиаций с тансфор-
мацией правовой культуры в современном обществе- уточнить методологию исследования молодежных девиаций в контексте трансформирующейся правовой культуры- определить наиболее существенные деформации и кризисные явления в правовой культуре современного общества- выявить основные формы девиантного поведения молодежи в условиях кризиса правовой культуры- рассмотреть глубинные механизмы влияния деформаций правовой культуры на молодежные девиации в современном обществе- проанализировать основные положения правовой культуры гражданского общества- обосновать возможность преодоления молодежного правового нигилизма в рамках правовой культуры гражданского общества- предложить основные направления и методы формирования правовой культуры гражданского общества в молодежной среде современной России.
Теоретико-методологическую основу исследования, по нашему мнению, должны составить следующие компоненты. Проведение исследования нами предполагается в русле сциентистской философской парадигмы, рассматривающей социальную философию как метанауку, претендующую на выявление сущности социальных явлений и создание философских концепций на основе обобщения теорий, полученных в различных областях научного знания. Методологические подходы планируется осуществлять на принципах аналитической социальной философии, предметом которой выступают молодежные девиации в контексте трансформаций правовой культуры современного общества не столько как сама социальная действительность, сколько как размышления о ней. Кроме того, методология исследования ориентирована на классическую модель социального исследования, когнитивная стратегия которой состоит в реконструкции социальной реальности в виде логически непротиворечивой системы эмпирического и теоретического знания.
В ходе социально-философского исследования молодежных девиаций в контексте трансформаций правовой культуры современного общества нами предполагается использование методов системного и сравнительного анализа, которые позволят, с одной стороны, рассматривать исследуемую проблему как целостный социальный феномен, включающий теорию и практику, а с другой — видеть специфику идей, лежащих в основе тенденций его развития.
Добиться же успешного решения поставленных исследовательских задач нами предполагается также посредством:
— концептуализации базовых понятий в области молодежных девиаций в контексте трансформаций правовой культуры современного общества-
— исследования теоретико-методологических подходов к соци-
ально-философскому анализу молодежных девиаций в контексте трансформаций правовой культуры современного общества-
— анализа механизмов влияния трансформирующейся правовой культуры на молодежные девиации в современном обществе-
— определения путей преодоления молодежных девиаций на основе формирования правовой культуры современного общества.
Ссылки:
1. Добренькое В. И. Российское общество: современная ситуация и перспективы // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы»: В 3 т. М., 2003. Т. 1.
2. Смоленский М. Б. Правовая культура: опыт социокультурного анализа. Ростов н/Д., 2002.
3. См.: Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2003- Тоффлер Э. Третья волна М., 2004 — Силачев Д. А. Социальные последствия перехода от индустриализма и модерна к постиндустриализму и постмодерну // Вопросы философии. 2005. № 7 — Еляков А. Д. Современная информационная революция // Социологические исследования. 2003. № 10 — Иноземцев В. Л. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе // Социологические исследования. 2000. № 6 — Мальковская И. А. Профиль информационно-коммуникативно-го общества (обзор зарубежных теорий) // Социологические исследования. 2007. № 7- Корытникова Н. В. Интернет как средство производства сетевых коммуникаций в условиях виртуализации общества // Социологические исследования. 2007. № 7- Абдеев Р Ф. Философия информационной цивилизации / под. ред. Е. С. Ивашкиной, В. Г. Детковой. М., 1994 — Варакин Л. Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. М., 2001- Вартанова Е. Л. Финская модель на рубеже столетий: Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М., 1999 — Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995- Мартин У. Дж. Информационное общество (Реферат) // Теория и практика обществен-но-научной информации. Ежеквартальник / гл. ред. Виноградов В. А. М., 1990. № 3 и др.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой