Эмоциональная устойчивость как средство формирования интеллектуальных способностей личности

Тип работы:
Диссертация
Предмет:
Психологические науки
Страниц:
192
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Актуальность исследования. В современных условиях интеллектуальные способности личности являются для общества основанием его прогрессивного развития. Они также выступают в качестве гарантии личной свободы человека и самодостаточной, продуктивной деятельности. В. А. Сухомлинский писал: & laquo-Невежда опасен для общества. Невежда не может быть счастливым сам и причиняет вред другим. Вышедший из стен школы может и чего не знать, но он обязательно должен быть умным человеком& raquo- (Сухомлинский, 1983, с. З).

Проблема исследования интеллектуальных способностей является противоречивой с разных точек зрения: противоречие прослеживается в-их роли — -в истории цивилизации, в отношении к интеллектуально одаренным людям в обыденной социальной жизни, и в характере исследований в психологии. Как считает М. А. Холодная: & laquo-Вся мировая история, основана на блестящих открытиях, изобретениях, свидетельствующих о том, что человек, безусловно, интеллектуально способен. Однако та же история предъявляет многочисленные доказательства. глупости и безумия людей. Подобного рода амбивалентность ч 1 «состояния интеллектуальных способностей позволяет заключить что, с одной стороны интеллектуальные способности являются большим естественным ресурсом общества. С другой стороны, интеллектуальные способности — это тонкая психологическая оболочка, мгновенно сбрасываемая человеком при неблагоприятных условиях& raquo- [168].

Основы интеллектуальных способностей личности следует искать в их психологической природе, видах и формах проявления, механизмах и средствах формирования- Интеллектуальные способности активно^ формируются в процессе обучения и имеют два аспекта: первый, повышение продуктивности интеллектуальной деятельности личности за счет способности анализировать, сравнивать, обобщать, исследовать- и систематизировать свои знания, обосновывать свою точку зрения, порождать новые идеи. Второй — рост индивидуального своеобразия интеллектуальных способностей за счет целенаправленного использования разнообразных средств, в том числе и эмоциональной устойчивости.

Многие подростки в ситуациях проверки знаний, экзамена показывают более низкие результаты, чем обычно, допускают большое количество ошибок, объясняя это деструктивным воздействием эмоций. Возможно, предположить, что если обучить подростка принимать, регулировать эмоции, то он сможет направить энергию, мобилизованную даже с помощью негативных эмоций в эффективное для себя действие — продуктивную интеллектуальную деятельность.

Задача науки заключается в разработке теоретических и практических основ успешного противостояния- личности эмоциогенным воздействиям с целью сохранения ее эффективности и продуктивности, воспринимаемой как субъективно, так и объективно. Залогом успешности такого противостояния является сформированная у личности эмоциональная устойчивость. В тоже время данная проблема сегодня находится в стадии разработки, формируется эмоциональная устойчивость дошкольников [139,27], или эмоциональная устойчивость педагогов, спортсменов, военных [139,96]. Причем эмоциональная устойчивость зачастую недостаточно четко разделяется с волевой регуляцией поведения, хотя, по мнению В. А. Иванникова и В. Л. Попова, эти понятия нетождественны [59,118]. Эмоциональной устойчивости следует обучать не в дошкольном, а в подростковом возрасте, когда ученик целенаправленно стремится к успешной социальной адаптации, ищет активно новые средства формирования интеллектуальных способностей. Из всего вышесказанного следует, что исследование эмоциональной устойчивости, равно как и способов^ ее формирования, сегодня является актуальным для современного общества.

Формированию интеллектуальных- способностей в процессе учебной деятельности уделяется серьезное внимание в исследованиях по- психологии, педагогике, методике преподавания. Результаты этих исследований оказывают заметное влияние на совершенствование учебно-воспитательного процесса, на усиление теоретической направленности обучения и интеллектуального развития учащихся. Проблемы формирования интеллектуальных способностей раскрыты в трудах Л. С. Выготского, В. Н. Дружинина, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, М. А. Холодной.

Процесс формирования интеллектуальных способностей это не только совокупность чисто познавательных процессов, а деятельность, реализующаяся в действиях, которые сопровождаются эмоциональным отношением личности. Эмоция выступает как значимое переживание и выступает внутренним сигналом, с помощью которого сознанию личности & laquo-презентируется»- мыслительный акт. Эмоции — не только способ оценки ситуации, но и средство заблаговременной й «адекватной подготовки к ней за счет мобилизации психической и физической энергии. Эмоции обладают способностью к координации и сочетанию ряда единичных процессов в целенаправленный поведенческий и интеллектуальный акт, и тогда появляется возможность использовать их как средство формирования интеллектуальных способностей.

Несмотря на что есть работы Л. С. Выготского и О. К. Тихомирова о взаимосвязи интеллектуального и эмоционального в личности. Но недостаточно -разработаны способы влияния и регулирования эмоциональных состояний, не выделены структурные компоненты эмоциональной устойчивости личности и не определено ее влияние на эффективность интеллектуальной деятельности, недостаточно раскрыты способы влияния эмоциональной устойчивости на поведение и деятельность личности.

Сказанным определяется актуальность проблемы нашего исследования, которая состоит с одной стороны в признании взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных процессов личности, а с другой стороны в недостаточной теоретической и практической' разработке способов, условий^ развития и роли эмоциональной устойчивости в процессе формирования интеллектуальных способностей.

Объектом, исследования являются интеллектуальные способности личности.

Предметом исследования является развитие эмоциональной устойчивости личности как средства формирования интеллектуальных способностей подростков.

Цель диссертационного исследования: выявление содержание эмоциональной устойчивости и ее роли как средства формирования интеллектуальных способностей личности.

Гипотеза исследования содержит следующие допущения: эмоциональная устойчивость является средством формирования интеллектуальных способностей личности. Обучение подростков целенаправленному использованию- - эмоциональной- - устойчивости& quot- & quot-активизирует формирование интеллектуальных способностей. Условиями развития эмоциональной устойчивости как средства формирования интеллектуальных способностей может выступать специальное обучение, представляющее собой систему работы, включающую: тренинг, в референтной группе, развитие самостоятельных действий подростка, семинара-практикума & laquo-эмоциональной устойчивости& raquo- с учителями.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. обобщить психологическую природу интеллектуальных способностей-

2. выделить виды, формы и условия формирования интеллектуальных способностей-

3. уточнить- понятие и выявить структурные компоненты эмоциональной устойчивости личности-

4. выявить влияние' эмоциональной устойчивости личности как средства формирования интеллектуальных способностей-

5: охарактеризовать, методы формирования интеллектуальных способностей средствами эмоциональной устойчивости личности-

Методологическую основу исследования составили следующие принципы отечественной психологии: единство сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — системности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов) — развития (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) — культурно-историческая концепция Л.С. Выготского- единство эмоционального и интеллектуального (Л.С. Выготский, О.К. Тихомиров)

Теоретическую основу исследования составляют основные положения, связанные с исследованием природы интеллектуальных способностей (Г.Ю. Айзенк, А. Р. Лурия, Р. Стернберг, К. К. Платонов, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов), с классификацией видов и форм проявления интеллектуальных способностей (В .Н. Дружинин, Н. А. Менчинская,

A.А. Смирнов, М. А. Холодная, В.Д. Шадриков), с концепцией мотивации и формированием- индивидуального стиля' & quot-деятельности ««(В.Г. Леонтьев,

B.С. Мерлин, М.А. Холодная), с классификацией и функционированием эмоций (К. Изард, Е. П. Ильин, О.К. Тихомиров) с концепцией эмоциональной устойчивости личности (В.А. Иванников, В. Л. Марищук, С.Е. Черникова).

В исследовании используется комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: теоретические методы, включающие анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение и интерпретация научных данных- эмпирические методы, включающие наблюдение- беседу личностные опросники- констатирующий и формирующий эксперимент, анализ экспериментальных данных с помощью методов математической статистики.

Основные результаты работы, полученные соискателем лично и их научная новизна:

— обобщена природа интеллектуальных способностей, сделана классификация основных теоретических подходов, выделены факторы, влияющие на проявление интеллектуальных способностей. Уточнено понятие & laquo-интеллектуальные способности — это индивидуально-своеобразные свойства личности, проявляющиеся в процессе познания- и решения проблем, определяющие успешность деятельности и лежащие в основе общих способностей& raquo-. & laquo-Формирование интеллектуальных способностей — это придание им определенных форм, в ходе которых индивидуальные свойства проявляются в скорости приобретения знаний, умений и навыков в процессе обучения, в применении разнообразных мыслительных операций, с помощью которых происходит активное приспособление личности к социальной действительности& raquo--

— выделены дивергентные способности и эксплицитная обучаемость, на их основе создано специальное обучение, в процессе которого выделено три условия: 1) характера соучастия взрослого в деятельности подростка: родителя, психолога, учителя — реакция среды- 2) характера включенности подростка в групповую деятельность, прежде всего со сверстниками — референтная группа- 3) степени самостоятельности деятельности подростка — целенаправленные действия-

— уточнено понятие & laquo-эмоциональная устойчивость- это способность личности поддерживать динамическое равновесие между сохранением адекватного поведения в эмоционально значимой ситуации и восстановлением или поддержанием целостности личности, ее комфортного эмоционального состояния после стресса& raquo-, и выявлены ее структурные компоненты: адекватный уровень самооценки, низкий уровень невротичности, рефлексивная и волевая регуляция поведения-

— выявлено влияние эмоциональной устойчивости личности как средства формирования интеллектуальных способностей. Систематизированы способы влияния эмоций на интеллектуальные способности и актуализации эмоциональной устойчивости: принятие, наведение и коррекция-

— охарактеризованы методы проникновения & laquo-вовнутрь»- эмоциональных и интеллектуальных процессов, методы телесно-орентированной терапии, гештальттерапии, креативности рефлексии и волевой регуляции. Создана система работы, включающей: тренинг, в референтной группе, развитие самостоятельных действий подростка, семинара-практикума & laquo-эмоциональной устойчивости& raquo- с учителями, в дополнении методики тренинга.

Теоретическая значимость исследования состоит:

— в обобщении и систематизации природы интеллектуальных способностей с позиций культурно-исторического, нейрофизиологического, психометрического, практического и личностно-деятельностного подходов-

— в доработке понятий & laquo-интеллектуальные способности& raquo-, & laquo-формирование интеллектуальных способностей& raquo-. В выделении форм проявления интеллектуальных способностей, проявляющиеся в образах, понятиях, суждениях, умозаключениях- способах проявления мыслительных процессов и операций- механизмах регуляции: эмоциях, мотивах, целеполагании, осознании времени-

— в уточнении понятия & laquo-эмоциональная устойчивость- это способность личности поддерживать динамическое равновесие между сохранением адекватного поведения в эмоционально значимой ситуации и восстановлением или поддержанием целостности личности, ее комфортного эмоционального состояния- после — стресса& raquo-, и выявлении ее структурные компоненты: адекватный уровень самооценки, низкий уровень невротичности, рефлексивная и волевая регуляция поведения-

— в выявлении влияния эмоциональной устойчивости личности как средства формирования интеллектуальных способностей, в систематизации способов влияния эмоций на интеллектуальные способности и актуализации эмоциональной устойчивости: принятие, наведение и коррекция-

— в характеристике методов проникновения & laquo-вовнутрь»- эмоциональных и интеллектуальных процессов, методов телесно-орентированной терапии, гештальттерапии, креативности рефлексии и волевой регуляции, в создании системы работы, включающей: тренинг, в референтной группе, развитие самостоятельных действий подростка, семинара-практикума & laquo-эмоциональной устойчивости& raquo- с учителями.

Практическая значимость:

— организована и внедрена в учебный процесс система работы: включающая: тренинг, в референтной группе, развитие самостоятельных действий подростка, семинара-практикума' & laquo-эмоциональной устойчивости& raquo- с учителями-

— выявлено, что на основе эмоциональной устойчивости подросток более эффективно проявляет интеллектуальные способности: увеличивается скорость выполнения заданий, сложность заданий и снимаются личностные преграды- сформулированы методические рекомендации по использованию эмоциональной устойчивости личности как средства формирования интеллектуальных способностей личности подростков-

— материалы диссертационного исследования используются в лекционных спецкурсах и спецсеминарах для студентов, обучающихся по специальности & laquo-Психология»- и & laquo-Педагогика и психология& raquo- и отражены в содержании УМКД.

Этапы исследования. Исследование является результатом теоретической и экспериментальной работы автора с 2000 года по настоящее время.

На первом этапе (2000−2002) была определена область исследования и его проблема- изучалась философская, психологическая, педагогическая литература, посвященная психологической природе, видам и формам проявления интеллектуальных способностей личности с позиций культурно-исторического, нейрофизиологического, психометрического, практического и личностно-деятельностного подходов, выделению факторов, влияющих на проявление интеллектуальных способностей. В конце этого этапа сформулированы исходные положения исследования, состоящие в том, что природа интеллектуальных способностей связана с исследованием действия следующих факторов: культуры, традиционного образа жизни, наследственности, образования, языка, поведенческих прототипов и реакций семьи, предметных действий, личностных особенностей.

Проблемы классификации интеллектуальных способностей связаны с результатами их проявления в разных видах деятельности. Виды и формы интеллектуальных способностей складываются в процессе обучения путем i целенаправленного формирования, показателем их проявления выступают: образы, понятия, суждения, умозаключения- способы выполнения: мыслительные процессы и операции- механизмы регуляции: эмоции- мотивы, целеполагание:

Процесс формирования интеллектуальных способностей необходимо сделать целенаправленным и личностно-значимым для подростка. Это возможно при создании следующей системы работы: включающей: тренинг, в референтной группе, развитие самостоятельных действий подростка, семинара-практикума & laquo-эмоциональной устойчивости& raquo- с учителями.

Второй этап исследования (2003−2004) связан с теоретической разработкой предмета и обоснования гипотезы исследования. В этот период определены структурные компоненты эмоциональной устойчивости и разработан процесс ее развития. Структурированы методы развития эмоциональной устойчивости, создана программа и дополнена методика проведения тренинга. Одновременно с теоретическим поиском в средних школах № 7, 16, 43 г. Павлодара проводился констатирующий эксперимент по определению исходных уровней интеллектуальных способностей’и эмоциональных& quot- свойств& quot- личности учеников на основе целостного диагностического подхода.

Третий этап исследования (2004−2006) — проведение формирующего эксперимента: апробация программы и методики тренинга. Проводился анализ данных их интерпретация и уточнение, формулировались выводы, и оформлялся текст диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Интеллектуальные способности это индивидуально-своеобразные свойства личности, проявляющиеся в процессе познания и решения проблем, определяющие успешность деятельности и лежащие в основе общих способностей. Формирование интеллектуальных способностей — это придание им определенных форм, в ходе которых индивидуальные свойства-проявляются в скорости приобретения знаний, умений и навыков в процессе обучения, в применении разнообразных мыслительных операций, с помощью которых происходит активное приспособление личности к физической и социальной действительности.

2. Виды и формы интеллектуальных способностей складываются в процессе обучения путем целенаправленного формирования, показателем их проявления выступают: образы, понятия, суждения, умозаключения- способы выполнения: мыслительные процессы и операции- механизмы регуляции: эмоции, мотивы, целеполагание. Условиями формирования является система работы, в которой учтено: 1) характер соучастия взрослого в деятельности подростка: родителя, психолога, учителя — реакция среды- 2) характер включенности подростка в групповую деятельность, прежде всего со сверстниками — референтная группа- 3) степень самостоятельности деятельности подростка -целенаправленные действия.

3. Успешному формированию интеллектуальных способностей личности способствует целенаправленное использование эмоциональной устойчивости как средства. Эмоциональная устойчивость это способность личности поддерживать динамическое равновесие между сохранением адекватного поведения в эмоционально «значимой ситуаций& quot-"- и& quot- восстановлением «комфортного эмоционального состояния после стресса. Структурными компонентами эмоциональной устойчивости личности являются ситуативная и общая самооценка, проявляющаяся в общительности и уравновешенности поведения, низкий уровень невротичности и тревожности, эмоционально-волевая^ и рефлексивная регуляция поведения.

4. Выявлено влияние эмоциональной устойчивости личности как средства формирования интеллектуальных способностей в актуализации эмоциональной устойчивости: принятие, наведение и коррекция-

5. Методы формирования интеллектуальных способностей на основе средств эмоциональной устойчивости требуют системы работы, которая состоит из: тренинга, в референтной группе, развитие самостоятельных действий подростка, семинара-практикума & laquo-эмоциональной устойчивости& raquo- с учителями. Референтная* группа активизирует и поддерживает целенаправленные действия подростка, для- этого надо дополнить- методику тренинга диагностическими процедурами и интерпретацией полученных данных в микрогруппах

Обоснованность и достоверность результатов исследования и основных выводов,. сформулированных в диссертации, подтверждается данными анализа философской, психологической, педагогической литературы- результатами констатирующего эксперимента и данными формирующего эксперимента.

Надежность полученных результатов обусловлена внутренней согласованностью всех методологических уровней исследования- выбором надежных и валидных методик, адекватных предмету изучения- организацией экспериментальной работы в соответствии с теорией и методологией эксперимента- надежными стратегиями формирования репрезентативной выборки испытуемых- применением соответствующих методов математической обработки.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в учебном процессе средней школы № 7, 16, 43 г. Павлодара. Результаты «исследования обсуждались на Международных научно-практических конференциях (Алматы, 2001 г., Павлодар, 2004 г., 2006 г., Новосибирск, 2003 г, 2005 г., Астана 2005 г.). Обсуждались на научных семинарах кафедры & laquo-Психология»- Инновационного Евразийского университета города Павлодара и кафедры & laquo-Общей психологии и истории психологии& raquo- Новосибирского государственного педагогического университета.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения, 22 таблиц и 9 рисунков.

Выводы

В третьей главе нашего исследования мы провели экспериментальное исследование развития эмоциональной устойчивости и ее роли в процессе формирования интеллектуальных способностей.

В ходе констатирующего эксперимента был составлен диагностический банк методик, составлена программа обучения в форме тренинга. Кроме этого был проведен диагностический срез, который стал отправной точкой в ходе нашего исследования.

На этапе проведения формирующего эксперимента были уточнены 1 положения целостного психодиагностического исследования личности. Апробирована программа и дополнена методика тренинга формирования интеллектуальных способностей на основе средств эмоциональной устойчивости. Произведена математическая обработка экспериментальных данных с помощью критерия ВМУ и критерия знаков, сделан качественный анализ уровня интеллектуальных способностей.

Заключение

Изучая интеллектуальные способности подростков, исследуя взаимосвязь интеллектуального и эмоционального развития подростков, мы пришли к следующим результатам и выводам:

Уточнили что, в разных психологических подходах нет однозначного выделения природных факторов, влияющих на интеллектуальные способности. Установили что, психологическая природа интеллектуальных способностей связана с исследованием действия следующих факторов: культуры? традиционного. образа- жизни, образования, наследственности, языка, поведенческих прототипов, реакции семьи, предметных действий и личностных особенностей. Дополнили понятие, что интеллектуальные способности это индивидуально-своеобразные свойства личности, проявляющиеся в процессе познания и решения проблем, определяющие успешность деятельности и лежащие в основе других способностей.

Формирование интеллектуальных способностей — это придание им определенных форм, в ходе которых индивидуальные свойства проявляются в скорости приобретения знаний, умений и навыков в процессе обучения, в применении разнообразных мыслительных операций, с помощью которых происходит активное приспособление личности к физической и социальной действительности. Исследовать интеллектуальные способности необходимо как психическое явление — процесс, в котором основными показателями динамики развития должны быть процессуальность, динамичность, непрерывность. Соответственно механизм любой психической активности личности, в том числе интеллектуальных способностей, складывается не до начала деятельности, а именно в процессе самой деятельности. Показателем формирования- интеллектуальной деятельности являются- действия человека-, которые проявляются, в целенаправленном использовании* индивидуальных средств, направленных на получение положительного результата:

Проблемы классификации видов интеллектуальных способностей связаны с тем, как человек выполняет то или иное действия и с каким результатом. Рассмотрели все виды интеллектуальных способностей и выделили эксплицитную обучаемость, как вид интеллектуальных способностей, которая формируется на основе произвольного контроля процессов переработки информации и выполнения определенных действий. Потому что особенности современного образовательного процесса требуют от ученика сформированной эксплицитной обучаемости, как вида интеллектуальных способностей, в процессе которой он из объекта превращается в субъекта познавательной деятельности. Для этого необходимо создание специальной системы — обучение в виде тренинга в референтной группе, самостоятельные действия' подростка, поддержка учителей и родителей.

Уточнили понятие эмоциональной устойчивости — это способность личности поддерживать динамическое равновесие между сохранением адекватного поведения в эмоционально значимой ситуации и восстановлением или поддержанием целостности личности, ее комфортного эмоционального состояния после стресса. Структурными компонентами^ эмоциональной устойчивости личности являются ситуативная- и общая самооценка, проявляющаяся .в общительности и уравновешенности поведения, низкий уровень невротичности и тревожности, эмоционально-волевая: и. рефлексивная регуляция поведения.

Эмоции как психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненных явлений и ситуаций, в процессе эволюции возникло как средство, и они являются содержанием эмоциональной устойчивости личности. Интеллектуальная, деятельность, совершается- с помощью мышления, памяти, восприятия — они являются высшими психическими функциями личности и выступают основой, интеллектуальных способностей, формирование которых происходит опосредованно^ согласно концепции Л. С. Выготского. Следовательно, эмоциональная, устойчивость& gt- может быть использована как средство опосредованного формирования интеллектуальных способностей личности.

Эмоциональная устойчивость не дается человеку от рождения, она формируется в результате воспитания и самовоспитания. Подростковый возраст является таким возрастным периодом, где обостряются проблемы эмоционального взаимодействия с окружающей средой, и возникает потребность сохранения целостности личности. Они активно ищут средства, которые могли бы им помочь, к таким средствам относится эмоциональная устойчивость личности. Обучение следует проводить в группах, используя механизмы группового эмоционального заражения и подражания.

Успешное формирование интеллектуальных способностей зависит от применения следующей системы работы: включающей тренинг, в референтной группе, развитие самостоятельных действий подростка, семинара-практикума & laquo-эмоциональной устойчивости& raquo- с учителями, тем самым подтверждена гипотеза исследования. I

Показать Свернуть

Содержание

Глава I Интеллектуальные способности, их психологическая природа, виды и формы проявления

1.1 Психологическая природа интеллектуальных способностей

1.2 Виды интеллектуальных способностей

1.3 Формы проявления интеллектуальных способностей

Глава II Эмоциональная устойчивость и интеллектуальные способности

2.1 Психологическая сущность и структурные компоненты эмоциональной ~ 75 устойчивости

2.2 Связь эмоциональной устойчивости и интеллектуальных способностей

2.3 Методы формирования интеллектуальных способностей посредством 100 развития эмоциональной устойчивости личности

Глава Ш Экспериментальное исследование влияния эмоциональной устойчивости на формирование интеллектуальных способностей

3.1 Организация и методы экспериментального исследования

3.2 Система развития эмоциональной устойчивости

3.3 Связь уровня развития эмоциональной устойчивости с 134 интеллектуальными способностями

Список литературы

1. Аболин JI.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека./ JI.M. Аболин — Казань, 1987.

2. Аболин JI.M. Соотношение психологических и физиологических коррелятов эмоциональной устойчивости спортсменов./ ЛМ. Аболин // Вопросы психологии 1974, № 1, с. 104−115.

3. Абрамова Г. С. Возрастная психология Г. С. Абрамова учебное пособие для студ. Вузов. — 3-е изд., испр. -М.: Издательский центр & laquo-Академия»-, 1998 — 672с.

4. Абульханова-Славская К. А. Личностные типы мышления // Когнитивная, психология М., 1986.- 482с.

5. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.

6. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд. Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. 1995, №lc.l 11−131.

7. Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности: Пер. с англ. А. Н. Лука и И.С. Хорола/ Г. Ю. Айзенк -М.: Педагогика-Пресс, 1992. 176 е.: ил.

8. Ананьев Б. Г. Формирование одаренности. //Склонности и способности: Сб. статей. Л., Изд-во ЛГУ, 1962. с. 15−36. ч

9. Анастази А.- Психологическое тестирование: Книга 1- Пер. с англА Под редакцией К. М. Гуревича, В.И. Лубовского- Предисл. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. А. Анастази М.: Педагогика, 1982. — 320с., ил.

10. Ю. Андреас К., Андреас С. Измените, свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП. Андреас К., Андреас С. Пер. с англ. Л. Миникес, А. Шевченко — Новосибирск, 1995. — 285с.

11. Анохин’П. К. Воспоминания современников, публицистика. //М: Наука, 1990.

12. Антология гуманной педагогики. Блонский. М.: Издательский Дом- Шалвы Амонашвили, 2000. — 224с. ч

13. Аристотель Аналитики первая и вторая / Аристотель М., 1952.- 448с:.

14. Асмолов A.F. Психология личности / А. Г. Асмолов — Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. -367с.

15. Афтанас Л И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ. Л. И. Афтанас Отв. ред. В. А. Труфакин Новосибирск: СО РАМИ, 2000. — 126 е.: ил.

16. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практ. Руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англА Р. Т. Байярд, Д. Байярд. М.: Просвещение, 1991. -224 е.: ил.

17. Бандура А., Уолтере Р. Возникновение новых ответов при обучении посредством наблюдения // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Ред.Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская М. :МГУ, 1984. с, 55: 60 — - --- ---- ------------------

18. Белинский В. А., Калихман И. Л., Майстров Л. Е., Митькин A.M. Высшая математика с основами математической статистики. В. А. Белинский,

19. И. Л. Калихман, Л. Е. Майстров, А. М. Митькин Изд. & laquo-Высшая школа& raquo- М.3 1965. -565с.

20. Бендлер Р., Гриндер Д. Структура магии: В 2 т. СПб., 1993.

21. Берулава Г. А. Психодиагностика умственного развития- учащихся. Новосибирск: Изд-во Н111И., 1990. (

22. Берулава М. Н., Берулава Г. А. Интегративное мьшшение: аспект, развития в контексте роли наследственных и средовых факторов // Современные проблемы психологии мышления. Бийск, 1995. Вып.2.

23. Бине А. Измерение умственных способностей А. Бине — Пер. с фр. Издание подгот. Вал.А. Луков, Вл.А. Луков. СПб.: Союз, 1988. — 432с. — (Психология и социология: страницы классики).

24. Блейер Э. Аутистическое мышление. Одесса, 1926.

25. Блонский П. П. Развитие мышления школьника./ П. П. Блонский Избранные педагогические& raquo- и психологические сочинения в 2-х томах, Т. П: По^ редакцией А. В. Петровского. М: Педагогика, 1979: -400 с. — (Пед. б-ка) • «

26. Бодал ев А.А.О направлениях и задачах научной разработки, проблемы способностей А. А. Бодалев Вопросы психологии. 1984. № 1 с. 119−124.

27. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика: Учебник. А. А. Бодалев, В. В. Столин СПб: Речь, 2000. — 440с.

28. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: -у

29. Норма и отклонения. /Г.М. Бреслав М.: Педагогика, 1990−144с.

30. Брунер Д. Психология познания. Д. Брунер М., 1977. — 412с.

31. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование: Логико-психологический анализ А. В. Брушлинский Институт психологии АН СССР. — М., 1979. -230с: ,

32. Брушлинский А. В. Субъект, мьппление, учение, воображение. А. В. Брушлинский М.- Воронеж, 1996, — 196с.

33. Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политический Ф. Бэкон М., 1954. с. 118−119.

34. Бэндлер Р., Гриндер Д. Из лягушек в принцы Р. Бэндлер, Д. Гриндер -Перевод книги на русский язык осуществлен АО & laquo-Альвис»- (г. Санкт-Петербург) -Воронеж: НПО & laquo-МОДЕК»- 1993. 208с.

35. Васильев И. А. Эмоции и мышление / И. А. Васильев М., 1980. т 378с.

36. Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции, а мьппление: Мь 1980.

37. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969.

38. Венгер Л. А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования / Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера.- М., 1986.

39. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей. Н. Винокурова-Ml:АСТ-ПРЕСС, 1999. -368с.: ил.

40. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления. учащихся • Под редакцией И.С. Якиманской- Науч. -исслед. Ин-т общей* ишедагогической= психологии Академии и пед. наук СССР: '&mdash-Mi: Педагогика, 1989.- 224с.

41. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. З, 4 Детская психология. Л: С. Выготский / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432с.,. ил., (Акад. пед. наук СССР).

42. Гештальттерапия. Теория и практика. Пер. с англ. / М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

43. Гилфорд Д. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. М: Прогресс 1965.

44. Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. пособие для вузов В. Е. Гмурман Изд. 7-е, стер.- М.: Высш. шк., 1999.- 479с.: ил.

45. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность Э. А. Голубева. Москва, 1994. -642с. '

46. Голубева Э. Я., Изюмова С. А., Кабардова М. К. и др. Опыт комплексного исследования учащихся-в связи с некоторыми проблемами дифференциацииобучения // Вопросы психологии. 1991., № 2.

47. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Р. М. Грановская — 2-е изд. JL: Издательство Ленинградского университета. -1988.- 56с.

48. Дарвин Ч. Воспоминание о развитии моего ума и характера. Дневник работы и жизни. М., 1957.

49. Дендеберя Е. В. Как поднять самооценку. Е. В. Дендеберя Серия & laquo-Психологический практикум& raquo-. Ростов нД: Феникс, 2003. — 352с. ''

50. Диагностика • способностей и личностный черт учащихся, в учебной деятельности. Под ред. В. Д. Щадрикова Изд. Саратовского университета. 1989. — 220с.

51. Дилтс Р. Стратегии гениев. Т.1./ Р. Дилтс М.: Класс, 1998.- 268с. (Б-ка психологии и психотерапии).

52. Дробинская А. О. Школьные трудности & laquo-нестандартных детей& raquo-. А.О. Дробинская-М.: Школа-Пресс, 1999. 144с.

53. Дружинин В: Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин СПб.: Издательство & laquo-Питер»-, 2000.- 368с.: (Серия & laquo-Мастера психологии& raquo-).

54. Дружинин В. Н. Экспериментальная-психология: Учеб: пособие дош вузов. В: Н. Дружинин СПб.: Питер, 2000. — 320с. '' 1 — ¦

55. Дьяченко М. И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости//Вопросы психологии 1990, № 1, с. 106−112.

56. Жафяров А. Ж., Жафяров Р. А. Математическая статистика / А. Ж. Жафяров, Р. А. Жафяров Новосибирск, 2000.

57. Ждан А. Н. История психологии от античности до наших дней: Учеб. пособие для студ. псих, фак. ун-тов. А. Н. Ждан 3-е изд., испр. М.: Пед. общество России, 2001. — 512с.

58. Жинкин Н. И. Механизмы речи. / Н. И. Жинкин М., 1958.- 370с.

59. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи: Кн. для учителя. Н. В. Жутикова М.: Просвещение, 1988. — 176с. (Психол. наука — школе)-58. Запорожец- А. В, Венгер Л: А., Зинченко В .П. Восприятие& quot- ~и «действие. "- М. :Просвещение, 1967.

60. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: учеб. пособие. / В. А. Иванников 2-е изд., испр. и доп. — М.: УРАЛ, 1998. — 142с.

61. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. / АЛ. Иванова М.: Изд-во Московского университета 1976. — 365с.

62. Изард К. Э. Психология эмоций / КЭ. Изард перев. с англ., А. Татлыбаева — • СПб.: Питер, 2002.- 464с. ил. -(Серия & laquo-Мастера психологии& raquo-), 1

63. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология Санкт-Петербург. 2001, с. 13−33.

64. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной' деятельности и умственное развитие учащихся. Е.Н. Кабанова-Меллер М., 1968.

65. Кант И. Критика* чистого разума1 ИЛСант — Пер. с нем. Ростов. нД: Феникс, 1999: — 672с. (Выдающиеся мыслители).

66. Кантонистова Н. С. Роль гено и паратипических факторов в формировании отдельных сторон интеллектуальной деятельности. Н. С. Кантонистова -автореферат канд. дис. М. 1978.

67. Карпов Ю. В., Талызина Н. Ф. Критерии интеллектуального развития детей //Вопросы психологии 1985, № 2- с. 52−59.

68. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. / Е.А. Климов-Казань: Изд-во КГУ, I1969. -276с.

69. Ковалев А. Г., Мясшцев В. Н. Психологические особенности человека А. Т. Ковалев Т.2 Способности. Л., Изд-во ЛГУ, 1950..

70. Колесников В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. А В. Н. Колесников — М.: Институт психологии, 1996. -224с.

71. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя И. С. Кон М.: Просвещение, 1989. — 255с.: ил. (Психол. наука-школе)

72. Кочарян А. С. Преодоление эмоционально-трудных ситуаций- общения взависимости от сложности социальной перцепции А. С. Кочарян Дисс. канд. хпсихол. наук. Л.: Лен-. ун-т. 1986.

73. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика Р. Кочюнас -Пер. с лит.- М.: Академический проект, 2000 -240с.

74. Крамаренко В. Ю. Интеллект и уровни его развития. В. Ю. Крамаренко Дисс. Канд. филос. наук. М.: Моск. ун-т. 1983.

75. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. В. А. Крутецкий Mi: Просвещение 1968. — 303с.

76. Кулютмш Ю. Н., Сухобская Г. Г. Мышление учителя. Ю. Н. Кулюткин, Г. Г. Сухобская М.: Педагогика 1990. -128с. •

77. Лапшин И. И. Психология эмощюнального мышления Генриха Майера. // •••-. Ндвь1е'вдеиз-фш10софии^ВьшЛ'6. ь, 8Иб^1994^268с: — - ' - ' - ^

78. Леви-Стросс К. Первобытное мьшшение. М., 1930.

79. Левитов Н-Д. Психологическое состояние беспокойства- тревоги. V Н. Д. Левитов //Вопросы психологии, — М.: Школа Пресс, 1996, № 1.- с. 131−137.

80. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для вузов Н. С Лейтес М.: Академия, 2000. — 320с. — (Высшее образование)

81. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Под ред. В. В. Давыдова, ВЛ. Зинченко, А. А. Леонтьева и др. М., 1983. — Т.1 — 320с.

82. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения \ Известия АПН РСФСР. 1947. Вып. 7

83. Личко А. Е. Типы конституциональных психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте // Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Черо, 2000. — 416с.

84. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. А. Лоуэн- М.: ПАНИ, 1996. -430с. ,

85. Лук А. Н. Эмоции и личность. А.Н. Лук- М.: Знание, 1982. -176с.

86. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов А. Р. Лурия -М.: Наука, 1974. -336с.

87. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова М.: Ин-т практ. психологии 1997. — 64с, — (Библиотека школьного психолога)

88. Майерс Д. Психология Д. Майерс Минск, 2001.- 688с.

89. Маккоби М., Модиано Н. О культуре общества и понимании эквивалентности //Исследование развития познавательной деятельности, — М.: Педагогика, 1971. ,

90. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. А А. Г. Маклаков Питер: 2004'. — 583с. &mdash- (Учебник нового века)

91. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. / И.Г. Малкина-Пых М.: Изд-во Эксмо, 2004'.- 896с.

92. Марищук В. JI. Вопросы организации и методики профессионального отбора в ВУЗе. Л. :ВДКИФК, 1972.

93. Марищук В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дис. докт. психол. наук. Л. :ЛГУ, 1982.

94. Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Т. ДМарцинковская 4-е изд. стереотип. — М.: Издательский центр & laquo-Академия»-, 2004 — 544с.

95. Математическая энциклопедия. Под ред.Н. М. Виноградова. М.: Сов. энциклопедия. — (Энциклопедия. Словари. Справочники.) Т.2 — 1977. — 1152 е.: ил. ----------- - - - - - ----- «- -

96. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении А. М. Матюшкин М.: Педагогика, 1972.- 208с.

97. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьников. Н. А. Менчинская М. & laquo-Педагогика»-1989.- 224с.

98. Мерлин B.C. Свойства личности как способности // Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1970. -256с.

99. Милерян Е. А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М., Педагогика 1973.

100. Мясшцев В. Н. Личность и неврозы. В. Н. Мясищев Л., I960.- 356с.

101. Небылицин В. Д. Основные свойства нервной системы человека. В.Д. Небылицин- М.: Просвещение, 1965.

102. Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология: Учебник В. В. Нуркова, Н.Б. Березанская-М.: Юрайт- Издат, 2004. 484с.

103. Обухова Л Ф. Концепция Жана Пиаже: за. и против./ Л-Ф. Обухова, — М.:. Издiво Моск. Ун-та^ 1981. -191с. 107. & copy-даренные дети: -Пер: с англА Общ. ред. Г. В. Бурменской и- BiM:. Слуцкого- Предисл. В: М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. — 376с.

104. Олыыанникова А. Е. К проблеме диагностики психологического развития // Тезисы докладов на симпозиуме. Таллин., 1974, с. 125.

105. Оспенникова Е. В. Развитие самостоятельности в учении в условиях обновления информационной культуры общества: В 2 ч.: 4.1 Моделирование информационно-образовательной среды учения: Монография / Е.В. Оспенникова-Перм. гос. пед. ун-т Пермь, 2003. — 294с.

106. Павлов И. П. Мозг и психика И. П. Павлов М. :Из-во «Ин-т практической психологии& raquo-, Воронеж: НПО & laquo-Модек»-, 1996. — 320с.

107. Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. А.Н. Перре-Клермон Перевод с франц. A. JI. Шаталова -М.: Педагогика, 1991. — 248 е.: ил. 112: Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже СПб. "-: Союз, 1997. -250с.

108. Платон. Собрание сочинений: В 4-х т./ Платон — Пер. с древнегреч., т. Ш- М.: Мысль. 1972. -860с.

109. Платонов К. К. Структура и развитие личности / Отв. ред. А. Д. Глоточкин. -М.: Наука, 1986. -256с. t

110. Платонов К. К. Проблема способностей К. К. Платонов М., 1972. — 324с.

111. Познавательные процессы и способности, в обучении: Учебн. пособие для& raquo- студентов пед. ин-тов / В. Д. Щадриков, Н. П. Анисимова, Е. Н, Коренева'и др. Под ред.В. Д. Щадрикова. -М.: Просвещение, 1990. 142 е.: ил.

112. Пономаренко В. А., Алешин С. В., Ворона А. А. Психический образ в практике профессионального обучения // Вопросы психологии. 1986. № 3 с. 16.

113. Попов A. JI. Спортивная психология: Учебное пособие для спортивных вузов/ А. Л. Попов М.: МПСИ Флинта, 1989−152с.

114. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии под редакцией А*.А. Крылова, С. А. Маничева 2-е издание,. & laquo-Питер»- Санкт-Петербург, Москва-Харьков-Минск. 2000.- 56с.: ил.

115. Практическая психология в тестах, или Как научиться- понимать, себя и других составители Р. Римская, С. Римский -М. :АСТ-ПРЕСС, 1998. — 376 е.: ил. (& laquo-Педагогика, психология, медицина& raquo-)

116. Практическая психология образования Под редакцией И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. -М. :ТЦ & laquo-Сфера»-, 2000.- 528с.

117. Практические занятия по психологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов. Под редакцией проф. А. В. Петровского. Сост.Н. Б. Берхин и С. Ф. Спичак. М, & laquo-Просвещение»-, 1972. 167с.

118. Прибрам К. Языки мозга. М. :Прогресс. 1975.

119. Прихожан A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности / A.M. Прихожан М., 1999. — 193с.

120. Психологический тренинг с подростками /Л:Ф. Анн. СПб-: «Питер, 2003.

121. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А, Реана СПб.: прайм — ЕВРО. ЗНАК, 2003. — 445с.

122. Психология эмоций. Под ред. В. К. Вшпонаса, Ю. Б. Гиппенрейтер, Изд-во МГУ, 1984. -432с.

123. Психотерапевтическая энциклопедия./ Под ред. Б. Д. Карвасарского /Б.Д. Карвасрский (общая редакция) СПб.: Питер Ком, 1998 — 752с.

124. Райх В. Анализ характера В. Райх Пер с англ. — М.: Апрель Пресс, Изд. ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. — 528с. — (Психологическая коллекция).

125. Ратгер М. Помощь трудным детям М. Раттер Пер. с англД Общ. ред. А. С Спиваковской- Предисл. О. В. Баженовой и А. Я. Варга — М.: Прогресс, 1987. — 42 е.: ил.

126. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер: с польского. МЛ970.- 432с.1. 132- Речь, эмоции- личность / Под ред.В. И. Галунова.Л., 1978.- 254с.

127. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций' / Под- ред. В. К. Вшпонаса. М., 1984.

128. Рубинштейн-С.Л." Основы общей психологии: В 2 т. Т.П. / С. Л: Рубинштейн -М.: Педагогика, 1989.- 328с.

129. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования: М. 1958.

130. Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии: Избранные психологические труды. В. В. Рубцов М.: Ин-т практической психологии, 1996. -384с.: ил. — (Психологи отечества. Избранные психологические труды в 70-ти томах).

131. Сахаров JI.C. О методах исследования понятий. М., 1930. 120 с.

132. Секей JI. Знание и мышление. Психология мышления Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1965.- 246с. 139- Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособиеЛ Е. М. Семенова М., 2002. — 224с.

133. Симонов П. В: Эмоциональный& quot- мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. М.: Прогресс, 1987.

134. Симонов П. В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. М.: Наука, 1962.

135. Симонов П. В. Сложнейшие безусловные рефлексы потребностно-эмоциональная основа поведения // Физиология поведения: нейрофизиолог, закономерности: — JL, 1986. с. 80−111.

136. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность. П. В. Симонов, П. М. Ершов М.: Наука, 1984.

137. Славина JI.C. Трудные дети- / Чудновский В. Э. (ред.). М.- Воронеж: Изд-во Инст-та практической психологии МОДЭК, 1998.

138. Смирнов А. А. Вопросы усвоения понятий школьниками. А. А. Смирнов // Советская педагогика. 1946., № 8−9. с. 76−89.

139. Смирнов А. Г. Практикум по общей психологии: Учеблособие дляпед. вузов ./.А.Т. Смирнов-М-': Институг. психотерапии* 2001. -224с: — -

140. Смирнов В. М- Нейрофизиология ш высшая? нервная? деятельность детей- и-подростков- / В. М. Смирнов — М.: Академия, 2000 — 400с.: ил.

141. Современная-- психология: Справочное руководство ' Ответственный редактор В. Г1. Дружинин-М.: ИНФРА 1999. — 688с.

142. Способности и склонности: Комплексные исследования Под редакцией Э.А. Голубевой- научн. -исслед. пед. наук ССР. -М.: Педагогика, 1989. 200с. :ил.

143. Стернберг Р. Триархическая теория интеллекта. // Иностранная психология. 1996, № 6, с. 54−61.

144. Таланов B. JL, Малкина Пых И. Г. Справочник практического психолога. В: Л. Таланов-И.Г. Малкина-Пых- СПб.: Сонна, М.: ЭКСМО, 2004. -928с. :ил.

145. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся./ Н. Ф. Талызина М., Знание., 1983. — 462с.

146. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. Н. Ф. Талызина М.: Изд-во МГУ, 1975 — 356с.

147. Теплов Б. М. Избранные труды: В2т.М. :Педагогика 1986.

148. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

149. Тихомиров O.K. Психология мышления. О. К. Тихомиров М., 1984. — 345с.

150. Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека. О. К. Тихомиров М.: МГУ, 1969. — 237с.

151. Уарте X. Исследование способности к наукам. М., 1960.

152. Фелынтейн Д. И. Психология взросления. М.: МПСИ, & laquo-Флинта»-, 1999.

153. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту Под ред.И.В. Дубровиной- Науч. -исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1987. 184 е.: ил.

154. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. У1., М., 1978.

155. Харрис Т. Я хороший, ты хороший: Пер. с англ. Т. Харрис М.: Соль, 1993. -176с.- (Серия & laquo-Практическая психология& raquo-)

156. Хекхаузен X., Мотивация и деятельность Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. -452с. I

157. Холмогорова А. Б., Гаранян H.F. Культура, эмоции и психическое здоровье А. Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян- \ Вопросы психологии 1999., № 2.

158. Холодная М. А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психологический журнал 1992. Т. 13., № 3, с. 84−93.

159. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная- 2-е издание, переработанное и дополненное — СПб. г Питер-2002. -272с.: ил.- (Серия"Мастера психологии& raquo-)

160. Холодная М. А. Структурная организация индивидуального интеллекта. М. А. Холодная Дис. д-ра психолог, наук. — М., 1990. — 433с.

161. Холодная М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального- ума: Учеблособие для вузов. М. А. Холодная М.: ПЕРСЭ, 2002.- 304с.

162. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 1980гг. Под редакцией И. И. Ильясова, В.Я. Ляудис-М., Изд-во Моск. ун-та, 1981.- 304с.

163. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития Г. А. Цукерман, БМ- Мастеров М.: Интерпракс, 1995. — 288с.

164. Черникова G.A., Дашкевич О. В. Активная саморегуляция^ эмоциональных состояний-спортсмена--М., 1971.и.

165. Черникова О. А. Исследование эмоциональной устойчивости в условиях напряженной- деятельности //Тезисы- сообщений: на ХУЛЕ Международном психологическом конгрессе. Т.2., М-'1966., с. 507.

166. Шабельников В. К. Формирование- быстрой- мысли- В. К. Шабельников Формиров1ание быстрой мысли (Психологические механизмы & laquo-непосредственного»- понимания объектовД под общей ред. П. Я. Гальперина — Алма-Ата & laquo-Мектеп»- 1982. -152с.

167. Шавинина JI.B. Психологические особенности организации познавательного опыта интеллектуально одаренной личности Л. В. Шавинина Дис. на соиск. уч. степени канд. психол. н. Киев: Институт психологии 1993.

168. Шадриков В. Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991.

169. Шибутани Т. Социальная психология Т. Шибутани Пер. с англ. — Ростов нД.: Феникс, 2002. — 544с.

170. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. М., 1926.

171. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. Д. Щульц, С. Щульц СПб., 1998. -465с.

172. Ямпольский Л. П. Измерение продуктивности интеллектуальной деятельности Л. П. Ямпольский // Вопросы психологии. 1984. № 5, с. 142−147. ч

173. American Psychological Association. Ethical principles of psychologist. Washington, DC: American Psychological Association. 1981.

174. Atkinson R.L., Atkinson R.C., Smith E.E., Bern D.L. Introduction to psychology. 101. TTied.N.Y. Harcourt Brace Jovanovich, Inc., 1990.

175. Vernon P.E. The structure of human abilities. N/Y.: Wiley, 1950. ч

176. Wechsler D: The measurement and. appraisal of adult intelligence. Baltimore: Williams and Wilkins, 1958..

177. Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligence. N.Y. 1983.

178. Maier H. Psychologies des Emotional Denkens. Tuebingen, 1908.

179. Maier I.D., Salvoes P. The intelligence of emotional intelligenceW Intelligense. 1993.

180. Brown A.L. Knowing when, where and how to remember: A problem of metacognition. In:// Claser R. (Ed.). Advances in instructional psychology. V.I.N.Y.: Hillsdale. 1973.

181. Cattel R.B. Abilities: Their structure, growth and action. Boston: Houghton Miflin company. 1971.

182. Clauss G. Zur Psychology kognitiver Stile: Entwiklungen im Grenzbereich von Allgemeiner und Person-lichkeits-psychologie. Zur Psychogische Personlichkeit-for-schung. Berlin. S. 1978.

183. Thurstone L.L., Thurstone T.G. Factorial studies of intelligence / / Psychometric Monographs. 1941. ,№ 2.

184. Locke E. A, Latham G.P. A theory of goal setting and task performance. Engiewood Cliffs, N. J: Prentice-Hall. 1991.

185. Spearman C. The abilities of man. N.Y.: MacMilan. 1927. '

186. Strenberg R. G. Personality and Intelligence. Cambridge, England: Cambridge University Press. 1994.

187. Vernon P. E. The structure of human abilities. London: Methuen. 1950. t

Заполнить форму текущей работой