Школьный тур олимпиады как одна из форм организации работы с одаренными детьми в классах с углубленным изучением химии

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Народное образование. Педагогика
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Инновации в школе
о О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы (от 22. 02. 99.)
о О проблемах и перспективах развития образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и подготовке учащихся к трудовой деятельности (от 27. 06. 2000.). о Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (от 25. 09. 2000.) о Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период (от 20. 04. 2001.).
2. Боровков Ю. А., Легорнев С. Ф., Черепашенец Б. А. Технический справочник учителя труда. М., Просвещение, — 1980.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е. С. Полат. М., Академия, — 2001.
4. Политехнический словарь. Изд. 2. Под ред. А.Ю. Иш-линского. М., Советская энциклопедия, — 1980.
5. Сборник нормативно-методических материалов по технологии // Авт. сост.: Марченко А. В., Сасова И. А., Гуревич М. И. М., Вентана-Граф, — 2002.
6. Воронцов А. Б. Риски и затруднения введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. -2010. — № 3.
7. Едренникова С. И. и др. Развитие творческих качеств личности на основе сотрудничества и сотворчества учителя и учащегося в учебно-воспитательном процессе // Эксперимент и инновации в школе. — 2008. — № 3.
8. Рыжаков М. В. Новый образовательный стандарт и 12-летнее обучение в школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2010. — № 1.
9. Беляева Е. Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2009. — № 6.
10. Новиков А. М. Технология проведения отдельного исследования // Эксперимент и инновации в школе. -2009. — № 6.
11. Сиденко А. С. Авторские педагогические разработки: роль, типы, уровни // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2008. — № 6.
Автор обсуждает опыт подготовки к школьному туру олимпиады по химии, реализованный в рамках углубленного изучения предмета.
Алёшина Алина Алексеевна
учитель химии ГОУ Центр образования № 654 имени А. Д. Фридмана г. Москва aaaleshin@yandex. ru
Школьный тур олимпиады как одна из форм организации работы с одаренными детьми в классах с углубленным изучением химии
Как подготовить учащихся к успешному участию в школьном туре олимпиады в рамках курса углубленного изучения химии?
Ключевые слова: школьный тур олимпиады- подготовка к олимпиаде по химии- элективные курсы- химические задачи.
Хорошо известны цели предметных олимпиад:
1. Повышение интереса школьников к химии, углубление их знаний и развитие умений в этой области.
2. Выявление талантливых учащихся, обладающих способностями и проявляющих интерес к химии.
3. Профессиональная ориентация.
4. Подготовка к ЕГЭ (часть С).
В Центре образования № 654 имени А. Д. Фридмана большое внимание уделяется как подготовке к предметным олимпиадам, так и к участию в различных этапах олимпиады по химии. Результативность участия наших учащихся в этой области внеклассной работы представлены в таблице:
2007/08 2008/09
Этапы Призеры и победители
I этап (школьный) 47 57
районный 36 —
II этап (окружной) 29 17
III этап (городской) 2 поощрительные грамоты 2 + 6 поощрительных грамот
Для учащихся 11 классов имеется возможность попробовать свои силы в химических состязаниях — это различные Вузовские олимпиады (РХТУ, МГУ, МПГУ), участие в которых нужно порекомендовать школьникам и в качестве подго-
32
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
Инновации в школе
товке к ЕГЭ, и в качестве пробных вступительных экзаменов.
Что необходимо школьнику для успешного участия в этом интеллектуальном состязании? Учитывая особенности химии как естественной и экспериментальной науки можно выделить три составляющих такого успеха:
1. Развитый химический кругозор (знание свойств большого круга веществ, способов их получения, областей применения- участие в работе элективных курсов, написание реферативных, проектных работ…).
2. Умение решать химические задачи, владение необходимым для этого математическим аппаратом (углублённо изучаемые предметы — химия, биология, математика).
3. Практические умения и навыки (знание основных приёмов проведения химических реакций, очистки веществ и разделения смесей, идентификации веществ). Особенно эта составляющая важна, если мы предполагаем, что ученик имеет шанс принять участие в экспериментальном туре.
Эти ключевые моменты определяют и основные направления подготовки школьника, которые учителя химии стараются реализовать, обучая детей химии с 7 по 11 классы.
Развитый химический кругозор
Согласно учебному плану в классах с углублённым изучением химии и биологии — 5 уроков химии в неделю, что позволяет увеличить число часов на уроки совершенствования знаний учащихся. А это в итоге приводит к лучшему усвоению знаний учащимися, заинтересованности в предмете. Это же в дальнейшем может вырасти и в успешные выступления на олимпиадах, и в подготовку реферативных, проектных работ, в активное участие в уроках-семинарах, в предметной неделе.
Также свой вклад вносят и элективные курсы, занятия которых проводят как учителя химии, так и преподаватели ВУЗов (РХТУ им. Д. И. Менделеева, химический факультет МГУ, МАТХТ им. М.В. Ломоносова).
Умение решать химические задачи
Самое сложное как на олимпиадах, так и на экзамене по химии всегда было и есть (ЕГЭ — часть С) -это решить задачи. Даже если ученик обладает всеми теоретическими знаниями, необходимыми для
решения задачи, часто бывает, что он эту задачу решить не может. Этому может быть две причины: первая — малая тренированность, а вторая — плохое знание алгоритмов решения задач. Однако чтобы научиться решать сложные задачи, необходимо усвоить способы решения более простых типовых задач.
В учебной программе для классов с углублённым изучением химии перечень задач различных типов существенно расширен, а число часов, отведённое на каждую тему, позволяет научить решать задачи.
Основные типы задачи, рассматриваемые в программах 7 класса и 8−11 классов биолого-химического направлений:
Учителями кафедры химии составлены сборники для уроков — тренингов (уроков совершенствования знаний), в которых в соответствии с нашей программой по каждой теме подобраны задания, упражнения и расчетные задачи. По всем типам задач обязателен контроль.
Также в таких классах целесообразно вести специальный элективный курс по решению задач, при освоении которого школьники могли бы научиться решать задачи различных типов. Задача учителя на элективном курсе — формирование у учащихся навыков творческого мышления путём решения задач повышенной сложности. На таких занятиях идёт целенаправленная подготовка к решению «олимпиадных» задач. Занятия ведут как учителя ЦО (8, 9 классы), так и преподаватели ВУЗов (9,10,11 классы). В соответствии с изучаемыми темами, для занятий элективного курса подбираются соответствующие задания олимпиад различных этапов прошлых учебных лет.
Преподаватели ВУЗов работают по своим планам, но обязательно учитывают школьную программу и пожелания учителей химии, работающих в данных классах, например уделить больше внимания решению задач того или иного типа. В качестве примера можно привести следующее: в 9 классе решают все возможные задачи на «Растворы" — после прохождения темы «Соединения серы» — включают задачи «на олеум». В 10 классе — задачи на установление состава смесей и другие.
Таким образом, для подготовки к школьному и другим этапам олимпиады решение расчётных задач играет огромную роль.
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
33
Инновации в школе
класс Типы задач Пояснения
7 1. Массовая доля вещества в смеси и в растворе. 2. Объемная и массовая доля компонентов газовой смеси. 3. Вычисление относительной молекулярной массы веществ по химическим формулам. 4. Массовая доля химического элемента в веществе. В 7 классе школьники приобретают умения решать простые расчетные задачи по химическим формулам, используя знания, полученные на уроках математики, поэтому в 8 классе появляется возможность увеличить количество часов на приобретение умений решать другие типы расчетных задач и производить расчеты по уравнениям химических реакций.
8 1. Вычисление числа частиц, массы, объема данного количества вещества. 2. Вывод формулы соединения по данным химического анализа. 3. Расчеты по УХР масс и объёмов веществ. 4. Расчеты с применением понятий: количество вещества, молярная масса, молярный объем. 5. Расчет теплового эффекта реакции. 6. Расчеты относительной плотности газов по молярной массе и обратная ей. 7. Расчет объемных отношений газов по химическим уравнениям. 8. Вычисление массовой доли, массы вещества в растворе. 9. Расчеты по УХР с использованием понятия массовая доля вещества в растворе. + все типы задач 7 класса
9 1. Расчеты изменения скорости химической реакции при изменении температуры, концентрации реагирующих веществ. 2. Нахождение начальных и равновесных концентраций веществ в обратимых реакциях. 3. Направление химических реакций. 4. Расчеты по термохимическим уравнениям. 5. Расчёты по УХР, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. 6. Определение массовой и объемной доли выхода продуктов (в %) от теоретически возможного. 7. Вычисления массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. 8. Расчетные задачи на смеси (сплавы). + все типы задач 8 класса
10 1. Вывод формул органического вещества по массовым долям элементов (учитывая относительную плотность газов). 2. Вывод формул органического вещества по массе (или объёму) реагентов и продуктов реакции. 3. Вычисление массовой или объёмной доли компонентов в смеси. + все типы задач 9 класса
11 Все типы задач, применительно к изучаемой теме. + комбинированные задачи
34
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
Инновации в школе
Практические умения и навыки
В теоретических заданиях могут встретиться задания на мысленный эксперимент («Предложите конструкцию прибора… «) или качественные задачи. Поэтому умения непосредственной работы с веществами и химическим оборудованием также очень важны для успешного выступления и на школьном туре олимпиаде, а не только на экспериментальном туре. Если школьник ни разу не собирал самостоятельно приборы, не видел, чем отличаются вещества друг от друга, не проводил качественные реакции — справиться с такими заданиями ему будет трудно.
Поэтому, начиная изучение химии в 7 классе с пропедевтического курса «Введение в химию», практически всю I четверть посвящаем практическим занятиям: «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности" — «Знакомство с нагревательными приборами" — «Знакомство с лабораторным штативом. Правила нагревания, фильтрования растворов». Учащимся предоставляется время для привыкания к химическому языку, химической символике, приобретения практических умений, что способствует более осмысленному использованию ими ключевых понятий и выработке экспериментальных навыков в 8-м классе.
Таким образом, уже в 8 классе благодаря высвободившемуся за счет 7-го класса времени, учитель может проводить и двухчасовые практические занятия, что позволяет уделить больше внимания подробному инструктажу учащихся перед практической работой и создать условия для самостоятельного оформления отчёта непосредственно по окончании эксперимента (т.е. на уроке).
К эксперименту отдельно следует готовиться с учениками, которые участвуют в городском экспериментальном туре олимпиады. Здесь нужны индивидуальные занятия, где ученик может получить консультацию и задание для индивидуальной работы по написанию реферата, научиться решать задачи определенного типа, разобрать теоретический вопрос, проделать химический эксперимент.
Школьный тур олимпиады — самый массовый, в нём участвуют практически все учащие-
ся 8−11 классов, углублённо изучающие химию. Задания прошедшей олимпиады должны быть обязательно обсуждены, разобраны наиболее интересные задачи, а для задач, вызвавших наибольшие затруднения, объяснены возможные способы их решения. С целью успешного обсуждения заданий олимпиад различных этапов в кабинете желательно иметь стенд, посвящённый Всероссийской олимпиаде школьников по химии.
Школьная олимпиада — одна из важных форм внеклассной работы по химии. Она не только помогает выявить наиболее способных учащихся, но и стимулирует углублённое изучение предмета, создаёт условия для развития познавательного интереса к химии. А учителю помогает проверить готовность учащихся к усвоению материала повышенной сложности и объективно оценить свои собственные успехи.
Литература
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приложение к приказу Минобразования Р Ф от 18. 07. 2002 Москва N 2783) http: //www. eidos. ru/joumal/2002/0920. htm.
2. Лёвкин А. Н. Химия в профильной школе: Пособие для учителя. — СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007.
3. Программа курса химии для биолого-химических классов. — М.: ЦО № 654, 2005.
4. Элективные курсы по химии для предпрофильной подготовки учащихся. М.: «Глобус», 2007.
5. Сидоров Е. П. «Правила и способы решения конкурсных задач по химии». М.: НИИЭИР, 1992.
6. Николаенко В. К. «Сборник задач по химии повышенной трудности». — М.: РОСТ, МИРОС, 1996.
7. Можаев Г. М. Подготовка школьников к олимпиадам по химии. http: //kontren. narod. ru/lttrs/to_Oli. htm.
8. Каримова Е. Н. Эффективность тьюторского сопровождения учащихся при подготовке к олимпиаде по технологии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. -№ 6
9. Трубин А. В. Школа дистанционных олимпиад в образовательном пространстве Гимназии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент — 2009. — № 6.
10. Шефер О. Р., Шахматова В. В. Требования, предъявляемые к учителю, организующему подготовку учащихся к олимпиаде по астрономии // Эксперимент и инновации в школе. — 2010. -№ 3.
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
35

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой