Психологический статус врачей-стоматологов РСО-Алания

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Медицина
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

УДК 616. 31. 009. 8:331. 453
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ РСО-АЛАНИЯ
К. Т. Дигурова, С.К. Хетагуров
ГБОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения России Владикавказ, Россия
Аннотация. Высокие психологические и физические нагрузки на приеме у врача стоматолога негативно влияет как на физическое, так и на психологическое состояние врача. Этому аспекту работы стоматолога в литературе уделяется недостаточное внимание. Этот вопрос имеет важный социальный аспект. Нами проведено анкетирование врачей-стоматологов РСО-Алания для выявления их психологического статуса.
Результаты тестов свидетельствуют, что 44% обследованных потенциально стоят на грани невроза. У 65% не имеется никаких увлечений вне работы, отсутствие способов снять стресс приводит к повышению психологической нагрузки, накоплению негативных эмоций. Личностная тревожность как правило, высокая. Низкая реактивная тревожность говорит об умении сдерживать эмоции на работе. Среди стоматологов преобладают экстра-вертивный тип темперамента.
Ключевые слова: профессиональные вредности, психологический статус, психологическое тестирование, синдром эмоционального выгорания.
Общеизвестно, что врачи многих специальностей работают в условиях постоянного стресса, повышенной психологической нагрузки.
Сложной профессией в психологическим плане является и стоматология. Врач-стоматолог в течение рабочего дня находится в условиях повышенного шума, контактирует с большим количеством пациентов, которым нужно уделять максимум внимания, его работа требует постоянной сосредоточенности, собранности и внимания. Все это вместе взятое конечно же может приводить к развитию всевозможных стрессовых состояний как защитной реакции организма.
Некоторые зарубежные авторы [1] отмечают, что среди всех врачей самоубийц в Америке большая доля приходится на такие специальности, как стоматологи, хирурги, онкологи. При этом никаких комментариев автор не дает. В отечественной литературе нами найдены немногочисленные публи-
кации [2] о состоянии психологического статуса врачей-стоматологов [3].
В то же время, несомненно, данная проблема достаточно актуальна, так как стоматологи всех специальностей представляют собой заметную социальную группу.
Целью данного исследования мы ставили выяснение психологического статуса врачей-стоматологов РСО-Алания, выявление возможной корреляции между стажем работы и психологическим статусом.
Наиболее рациональной формой проведения исследования нами было признано тестирование. Для проведения опроса нами была составлена анкета, состоящая из 3-х независимых частей.
Первая часть анкеты включала в себя разработанные нами произвольные вопросы, которые касались стажа работы, специальности, возраста, семейного положения, увлечений, отношения стоматологов к своей работе, пациентам, и др.
-----
~ 59 ~
Since 1999 p-ISSN 2226−7425, e-ISSN 2412−9437
The Journal of scientific articles & quot-Health and Education Millennium& quot-, 2016. Vol. 18. No 1
----
Вторая часть анкеты включала в себя стандартный тест Спилберга, предназначенный для определения уровня реактивной тревожности и уровня личностной тревожности. В этот тест входило 40 вопросов.
Третья часть анкеты представляла собой стандартный опросник Айзенка (методика EPQ), предназначенный для изучения индивидуальных психологических черт личности: нейротизма, экстро-инт-роверсии, и психотизма. Помимо этого опросник включал в себя вопросы для определения искренности отвечающих. Опросник включал 101 вопрос.
Данная анкета предлагалась к заполнению практикующим врачам-стоматологам различных специальностей поликлиник города Владикавказа. В опросе приняли участие врачи поликлиник: АО «Стоматология», АО «Третья стоматология», поликлиники ГБОУ ВПО СОГМА. Всего было заполнено 50 анкет.
С целью получения наиболее искренних ответов указание фамилии отвечающих не было обязательным. Важным условием было заполнение анкеты непосредственно на рабочем месте.
Обработка данных проводилась вручную, проводилась обработка сводных данных стандартными методами медицинской статистики.
В результате обработки данных 50 анкет было установлено, что возраст опрошенных колебался от 25 до 70 лет, стаж работы — от 2 до 45 лет. Врачи-терапевты составили 60% опрошенных, ортопеды — 24% и хирурги — 16%. Большая часть опрошенных (75%) оказались семейными, 25% незамужними иди неженатыми.
На вопрос о том, как часто они отдыхают, 10% ответили, что никогда, 22% - что часто, 68% - редко. Работа оставляет мало времени на отдых, и 25% опрошенных никогда не ходят в театры, кино, не посещают выставок, концертов, 55% делают это часто и 20% - редко. Читать любят 54% и время от времени — 46%, при этом предпочтение отдается специальной научной литературе — 50%, романы о любви предпочитают 40%, фантастику — 7%, остальные виды чтения — 3%. Телевизионные программы в основном смот-
рят информационные — 50%, развлекательные — 33%, художественные фильмы — 27% опрошенных. Среди художественных фильмов 72% предпочитают исторические, в меньшей степени — мелодрамы, мультфильмы, приключения — 22%, боевики предпочли 4%, фильмы ужасов — 2%.
Эстрадную музыку любят 47%, классическую — 43%, все остальное — 10%.
Предпочитают отдых в кругу семьи 36%, 10% - в общении с друзьями, любят выспаться в свободный день 40%, и одиночество выбирают 4%. Все остальные виды отдыха — дача, спорт, прогулки — привлекают 10%.
Любопытно, что 78% стоматологов оказалось легче лечить молодых пациентов, чем пожилых, 31% врачей легче лечить женщин, чем мужчин, 15% врачей безразличен возраст и пол пациента. При работе с пациентом 28% опрошенных мешают чрезмерное любопытство пациента, 7% - страх пациента, и 65% ничего не мешает в работе.
Интересно, что 16% врачей решительно против того, чтобы их дети были стоматологами, 28% были бы рады этому, и 65% оставляют выбор профессии на усмотрение своих детей.
Ключевым моментом является вопрос относительно того, нужны ли стоматологу увлечения вне профессии. Увлечения нужны, и они помогают в работе, считают 90%, и они не нужны и мешают работе, считают 10%.
Как видно, обработка первой части анкеты дает определенную пищу для размышлений, но не менее интересны результаты второй части анкеты — на определение уровня тревожности.
Как уже было сказано, анкеты заполнялись непосредственно на рабочем месте, что дает возможность более точно оценить реактивную тревожность — тревожность в момент заполнения анкеты.
В среднем реактивная или ситуационная тревожность составила 26 баллов, что является низким уровнем тревожности. Это говорит о том, что на работе стоматологи хорошо контролируют свои эмоции, не позволяя им выплескиваться наружу. Низкий уровень реактивной тревожности отмечен
-----
~ 60 ~
Since 1999 p-ISSN 2226−7425, e-ISSN 2412−9437
Дигурова К. Т., Хетагуров С. К. Психологический статус врачей-стоматологов РСО-Алания

у 59% опрошенных (до 30 баллов), умеренная тревожность — у 32% (31−40 баллов), и высокая тревожность у 30% (46−66 баллов).
Отмечена корреляция между уровнем ситуационной тревожности и стажем работы. Чем больше стаж, тем меньше уровень тревожности у врача на рабочем месте.
Личностная тревожность в среднем составила 46 баллов, то есть тревожность как черта характера стоматологам свойственна. Низкая личностная тревожность отмечена у 12% (до 30 баллов), умеренная — 28% (31−45 баллов), и высокая — 60% (от 46 до 66 баллов по шкале Спилберга). Личностная тревожность тем выше, чем меньше возраст врача.
В целом стоматологи характеризуются повышенной личностной тревожностью.
Обработка третьей части опросника — EPQ Айзенка. Мы остановились на изучении трех важнейших признаков личности: психотизма, экстра-интраверсии, нейротизма.
Шкала психотизма позволяет определить склонность к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцент-ричности, эгоистичности, равнодушию. По этой шкале средняя величина составила 3,25 балла, что говорит о чрезвычайно высокой социальной сознательности стоматологов, отсутствия у них в массе таких качеств, как эгоизм, черствость, жестокость.
Низкие показатели по шкале психотизма — 87%, умеренные — 12%, высокие — 0% Шкала экстра-интроверсии характеризует направленность эмоций личности на окружающих или внутрь себя. В среднем этот показатель был равен 6,2 балла (при норме 7−15 баллов). Это свидетельствует о том, что в целом стоматологи очень общительные люди. Распределение показателей было следующим: высокий уровень общительности 56%, нормальный уровень — 44%, низкий — 0. Среди стоматологов мало замкнутых, необщительных, угрюмых людей.
Шкала нейротизма характеризует эмоциональную устойчивость. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма может в неблагоприятных ситуациях развиться невроз. В среднем показатель по этой шкале оказался равен 11 баллам, при норме 8−11. Низкие показатели по шкале нейротизма 13%, нормальные показатели определены у 43%. Высокие показатели у 44% стоматологов, для них высок риск проявления депрессивных реакций.
Таким образом, 44% всех опрошенных потенциально стоят на грани невроза, который может спровоцировать любая неблагоприятная ситуация.
Хобби может быть не только способом провести досуг, но и прекрасным средством снятия психологической нагрузки. Проведя дополнительный анализ анкет, мы выяснили, что хобби имеют 35% опрошенных, и 65% не имеют никаких увлечений вне своей профессии. Ни у одного врача, имеющего хобби, индекс по шкале нейротизма не превышал пределов нормы (16 баллов), в то время как у врачей, не имеющих хобби, индекс нейро-тизма был или нормальным, или высоким.
Таким образом, отсутствие способов снять стресс приводит к повышению психологической нагрузки, накоплению негативных эмоций. Низкая реактивная тревожность говорит об умении сдерживать эмоции на работе. Среди стоматологов преобладают экстравертивный тип темперамента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Schoen S.F., James D.A. If at first you don'-t succeed… // Journal of Instructional Psychology. 1991. Т. 18. № 4. С. 273−277.
2. Бойко В. В. Зачем стоматологу психологическая подготовка? // Современная стоматология. 2013. № 1 (56). С. 99−105.
3. Дзобелова Д. С., Хетагуров С. К. Синдром «эмоционального выгорания» у врачей-стоматологов // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование» в XXI веке. 2007. Т. 9. № 7. С. 243.
-----
~ 61 ~
Since 1999 p-ISSN 2226−7425, e-ISSN 2412−9437
The Journal of scientific articles & quot-Health and Education Millennium& quot-, 2016. Vol. 18. No 1
----
PSYCHOLOGICAL STATUS OF DENTISTS OF NORTH OSSETIA — ALANIA
K. T. Digurova, S.K. Khetagurov
State budget educational establishment of high professional education & quot-North-Ossetian state medical academy & quot- of Ministry of Health of the Russian Federation Vladikavkaz, Russia
Annotation. High psychological and physical strain on the doctor the dentist has a negative impact on both physical and psychological condition of a doctor. This aspect of the work of the dentist in the literature is paid attention to, but clearly insufficient. At the same time, this issue has a significant social aspect. We conducted a questionnaire survey of dentists of North Ossetia-Alania to determine their psychological status.
The test results show that 44% of patients are potentially on the verge of neurosis. In 65% there are no Hobbies outside of work, the absence of ways to relieve stress leads to increased psychological stress, the accumulation of negative emotions. Low reactive anxiety says about the ability to control their emotions at work. Among dentists is dominated by the extravert temperament.
Key words: occupational hazards, psychological status, psychological testing, emotional burnout syndrome.
REFERENCES
1. Schoen S.F., James D.A. If at first you don'-t succeed… Journal of Instructional Psychology. 1991. Vol. 18. N 4. P. 273−277.
2. Dzobelova D.S., Khetagurov S.K. Cindrom & quot-jemo-cional'-nogo vygoranija& quot- u vrachej-stomatologov. Jelektron-
nyj nauchno-obrazovatel'-nyj vestnik & quot-Zdorov'-e i obrazovanie v XXI veke & quot-, 2007, vol. 9, no. 7, pp. 243.
3. Bojko V.V. Zachem stomatologu psihologiche-skaja podgotovka? Sovremennaja stomatologija, 2013, no. 1 (56), pp. 99−105.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Золоев Родион Владимирович — д.м. н, профессор кафедры ортопедической стоматологии, пропедевтики и постдипломного образования ФГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова»
Дзгоева Мадина Георгиевна — д.м.н., зав кафедрой стоматологии № 1 ГБОУ ВПО «СевероОсетинская государственная медицинская академия» Минздрава России

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой