Самоосуществление личности в юношеском возрасте

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Психология
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

УДК. 37. 015. 3
САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
© 2011
А. И. Алонцева, старший преподаватель кафедры психологии
НФИ Кемеровский государственный университет, г. Новокузнецк (Россия)
Ключевые понятия: самоосуществление, развитие, самоактуализация, личность, психическое здоровье, юношеский возраст.
Аннотация: Возможность эффективно реализовать себя в современном обществе напрямую связана с самой личностью, с потенциалом, обеспечивающим процесс самоосуществления. Наибольший интерес проблема детерминантов личности, способствующих достижению собственной реализации и самоосуществления, вызывает на этапе становления (юношеском возрасте), так как именно в этом возрасте происходит активное становление личности, построение образа мира, прогнозирование своего места в этом мире, планирование своего будущего и способов самоосуществления.
Современное общество предлагает безграничные возможности для развития человека и его реализации в различных областях деятельности. Но предлагаемые обществом возможности одновременно ставят человека и перед необходимостью постоянного выбора, перед необходимостью принимать решения в сложных вопросах, перед проблемой поиска своего места в жизни и поиском стратегий осуществления себя. Возможность эффективно решать эти вопросы напрямую связана с самой личностью, с возможностью реализации потенциальных возможностей, с определением своих желаний, с ресурсным потенциалом, обеспечивающим процесс самоосуществления.
Большой интерес в вопросе самоосуществления личности вызывает юношеский этап. Так как именно этот возраст характеризуется зарождением значимых новообразований, детерминирующих развитие значимых личностных структур. Этому этапу свойственно активное осмысление действительности, построение образа мира, прогнозирование своего места в этом мире, планирование будущего и самоосуществления (Л.И. Божович, 1979- Л. С. Выготский 1984- М. Р. Гинзбург 1994- И. В. Дубровина 1983- Б. С. Круглов 1983- Е. П. Авдуевская 1993 и др.).
В связи с этим проблема детерминантов личности, способствующих достижению человеком собственной реализации и самоосуществления, особенно на этапе становления, интересна не только психологам, но и социологам, педагогам, социальным работникам. Решения данной проблемы позволит создавать условия для формирования активной, осуществляющей свои возможности личности,
а, следовательно, личности увеличивающую свою продуктивность в процессе жизнедеятельности.
Для рассмотрения феномена «самоосуществление» обратимся к этимологическому анализу. В словаре Д. Н. Ушакова аналогом термина «самоосуществление» является понятие «осуществиться», означающее — исполниться, воплотиться в действительность. В научно-техническом словаре понятие «самоосуществление» определяется как «проявление и реализация своих способностей». В зарубежных психологических и философских словарях термин «самоосуществление» (self-fulfillment) чаще трактуется как свершившийся, конечный результат самореализации, полная реализация возможностей личности.
В научной литературе, как зарубежных, так и отечественных авторов, термин «самоосуществление» является созвучным или объединяющим в себе понятия «самореализация», «самоактуализация», «саморазвитие». Е. В. Четошникова пишет, что проблема «самоосуществле-ния» «сосредоточилась на изучении процессов самореализации, & lt-… >- самоактуализации, самодетерминации, самоопределения. Все эти процессы взаимосвязаны, и прежде всего тем, что они раскрывают отдельные стороны и грани процесса самоосуществления» [1, с. 3].
Рассмотрим разработанность данного феномена в основных психологических школах. В рамках психоанализа понятия «самоактуализация», «самореализация» и «са-моосуществление» практически не встречаются. Тем не
менее, в работах Otto Rank, Alfred Adler, Erich Fromm и др. просматривается идея нарушения здорового развития личности в случае не применения в жизни своих способностей. Лишь в работах Karen Horney понятие «самоосу-ществление» рассматривалось как самостоятельная дефиниция [2]. Тем самым, K. Horney ввела в обиход термины не свойственный фрейдизму и изучение которых, впоследствии, привело к формированию гуманистической психологии.
Создатель гештальт-терапии Frederick Perls, также обращался в своих трудах к проблеме актуализации личности в процессе жизнедеятельности. F. Perls писал, что «каждый индивид, каждое растение имеет от роду лишь одну цель — актуализировать себя таким как есть» [3, с. 11]. По мнению автора, важнейшим критерием процесса собственной реализации и осуществления своего потенциала является переход от опоры на поддержку извне к опоре на собственную поддержку, позволяющую использовать свой потенциал роста.
Наиболее полно понятие «самоосуществление» разработано представителям гуманистического направления. А. Г. Асмолов, анализируя данное понятие в работах Abraham Maslow, Carl Rogers, Charlotte Buler и др. отмечает, что самоосуществление рассматривается как «неповторимое единичное проявление & lt-… >- „случайное“, приходящееся только на долю самоактуализирующихся личностей, природное качество отдельного человека» [4]. A. Maslow в своих работах пишет, что непрерывное «стремление человека к самовоплощению» и самоосуществлению определяет самоактуализацию [5, с. 90]. Описывая самоактуализиру-ющуюся личность, он характеризует её как осуществляющую свои «возможности» и «призвания», познающую себя и стремящуюся «к внутренней синергии личности» [5, с. 49].
По C. Rogers, стремление к осуществлению себя является частью базисного стремления личности к актуализации. Самоактуализация, по его мнению — это «стремление индивида развиваться в направлении все большей сложности, самодостаточности, зрелости, компетентности» и именно самоактуализация является основным мотивом поведения человека [6]. По мнению автора, на процесс самоактуализации большое влияние оказывает «организмический процесс оценивания». Тот опыт, который оценивается человеком положительно, усиливает «Я» и как следствие повторяется, а при отрицательном оценивании избегается, так как препятствует сохранению «Я». Так же автором отмечается, если человек чувствует, что он принимается окружающими, то он раскрывает свой подлинный внутренний мир. Все это способствует самоактуализации, при отсутствии каковой у человека возникает тревога и нарушения психологической адаптации.
Viktor Frankl рассматривает самоосуществление как осуществление смысла, а самоактуализация — это побочный продукт этого процесса. Осуществляя смысл человек осуществляет себя: «Лишь в той мере, в какой мы забываем себя, отдаем себя, жертвуем себя миру, тем его задачам и требованиям, которыми пронизана наша жизнь, & lt-… >- мы
осуществляем и реализуем также самих себя» [7].
Everett Shostrom называет самоактуализирующегося человека «актуализатором» [8]. Актуализаторам, по мнению E. Shostrom, присущи такие черты, как: честность и искренность в любых своих чувствах- осознанность (жиз-ненаполненность, интерес, способность самостоятельно формировать свое мнение о жизни) — свобода выражения своих потенциалов, спонтанность, открытость- доверие (вера в себя и других, стремление установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и теперь).
Большое внимание самоосуществлению, как отдельной дефиниции в своих работах уделяла Charlotte Buler, рассматривая данный феномен как врожденное стремление, ориентированное на исполненность потенциалов и являющееся основной движущей силой жизни человека, который может выступать и как процесс, и как результат, в зависимости от жизненного этапа (возраста) человека. Самоосуществление возможно при целеустремленной жизни, когда человек ориентирован в будущее [9]. В своих исследованиях Ch. Buler изучала различные стороны жизни человека, что бы выявить генетические тенденции к самоосуществлению. В результате исследований к тенденциям, детерминирующим самоосуществление личности, автором были отнесены: стремление к удовлетворению простых, жизненно важных потребностей- адаптация к объективным условиям среды- творческая экспансия- тенденция к установлению внутреннего порядка. Сочетание данных четырех врожденных тенденций личности, определяет путь человека к самоосуществлению. Но в зависимости от возраста и индивидуальности доминирует то одна, то другая из них.
Вслед за зарубежными представителями гуманистической психологии работы отечественных психологов С. Л. Рубинштейна, А. Г. Асмолова, Б. С. Братусь, Е. А. Лукиной, Э. В. Галажинского, Н. Ф. Хилько и др. также посвящены данной тематике.
С. Л. Рубинштейн видит в человеке субъекта само-осуществления, для которого доминирующей является потребность в продуктивной реализации всех способностей. «Возможность человека определять свое будущее & lt-… >- детерминирует ход событий, ведущих к нему» (С.Л. Рубинштейн, 1956).
А. Г. Асмолов считает, что самоактуализация есть ни что иное как самоосуществление «антикультуры», имеющей своим источником преобразование норм данной культуры и творение в ходе контакта с миром новых норм, т. е. нормотворчество или условие и цель развития общества. [10, с. 273]. Автор убежден, что самоосуществление личности является условием и целью развития общества.
Б. С. Братусь, определяя самоосуществление, дает следующую характеристику — это возможность «полноты своего существования как человека» [11, с. 48]. Предложенное автором понимание самоосуществления «отлично от большинства зарубежных концепций, в которых затрагиваются проблемы самоактуализации, самореализации & lt-. >- подлинный его предмет есть приобщение к всеобщей родовой сущности, посредством целенаправленной, целетворящей активной деятельности субъекта» [11, с. 48−49]. Б. С. Братусь выделяет два типа самоосуществления: нормальное и аномальное. Нормальное самоосуществление направленно на человеческую сущность и человечество, является индикатором нормального развития личности. Аномальным Б. С. Братусь считает такое развитие, которое подавляет самоосуществление и ведет человека к «отъединению от его всеобщей родовой сущности» [11, с. 50].
Е. А. Лукина под самоосуществлением понимается «процесс опредмечивания, воплощения себя, своей самости в материальной и духовной действительности в разных формах» (Лукина, 2006). Автор вслед за Б. С. Братусь, выделяет конструктивное и деструктивное самоосущест-вление. Конструктивное самоосуществление определяет стремление к саморазвитию, самосовершенствованию и личностному росту, а деструктивное направлено на реализацию не своей сущности, а своего представления о ней.
Анализ взглядов на самоосуществление личности в трудах зарубежных и отечественных психологов позволяет отметить, что в своем большинстве авторы видят в самоосуществлении процесс реализации человеком своих потребностей и возможностей, но наибольшую разработанность данное понятие получила в рамках гуманистического направления. Проведенный теоретический анализ позволяет нам сделать вывод, что для изучения качеств личность, детерминирующих процесс самоосуществле-ния важными являются: самоотношение, как процесс специфической активности субъекта в адрес своего «Я», состоящий в определенных внутренних действиях и установках на эти действия, направленный на потребность в самореализации (В.В. Столин, 1984) — индивидуально-психологические особенности личности, способствующие достижению человеком собственной реализации и само-осуществления- и непосредственно активность субъекта, проявляющаяся в целенаправленной деятельности по достижению самоосуществления.
Результаты собственного эмпирического исследования показывают, что при исследовании глобального самоотно-шения, из числа респондентов юношеского возраста (в количестве 534 человек) негативное отношение к себе испытывают лишь 5,8%. Изучая самоотношение более детально получены следующие результаты: самоуважение как «итоговое измерение «Я» (И.С. Кон, 1984), испытывают 63,4% опрошенных, т. е. большинство респондентов имеют положительное эмоциональное отношение к себе, веру в свои силы, способности и возможности. Аутосимпатия выявлена у 58,4% опрошенных, т. е. они испытывают к себе одобрение, доверие и имеют позитивную самооценку, а 31,6% видят в себе преимущественно недостатки, имеют склонность к самообвинению. Интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в своей интересности для других отмечается у 79%. Ожидают позитивное отношение к себе окружающих 58%.
При использовании корреляционного анализа обнаружены значимые взаимосвязи. Положительная взаимосвязь самоотношения на уровне р& lt-0,01 обнаружена с характеристиками: шкала поддержки, шкала ориентации во времени, шкала ценностных ориентаций, шкала гибкости поведения, шкала представления о природе человека, шкала самопринятия, самооценка, планирование решения проблемы, поиск социальной поддержки. Отрицательная взаимосвязь самоотношения на уровне р& lt-0,01 обнаружена с характеристиками: агрессивные действия в напряженных ситуациях- избегание проблем- тревожность- фрустрация- устойчивость нервной системы- импульсивность.
Таким образом, самоотношение становится все более позитивным, если человек в своих действиях стремится руководствоваться собственными целями, убеждениями, установками, принципами- способен ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, умеет видеть свою жизнь целостной- имеет способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию- умеет принимать себя таким, как есть- воспринимает природу человека в целом как положительную- в трудных ситуациях умеет анализировать возникшие трудности и пути выхода из них, а так же сотрудничает со значимыми (более опытными) людьми для разрешения возникших трудностей.
При изучении индивидуально-психологических особенностей личности способствующих достижению человеком собственной реализации и самоосуществления были получены следующие результаты. Из числа респондентов 93,5% разделяет ценности, присущие самоактуали-зирующейся личности и у 81% выражена потребность к приобретению знании о себе и об окружающем мире.
Число респондентов умеющих брать на себя ответственность за собственную жизнедеятельность, непосредственно за свои неудачи — 97,5%-за достижения — 93,9%, за межличностные отношения — 62,4%. Таким образом, из результатов исследования видно, что большинство респондентов обладают интернальным локусом контроля за свою деятельность. ____________________________________
Эмоциональная устойчивость свойственна лишь 23,8% из числа исследуемых, выраженная творческая направленность присуща 87,1%, положительная переоценка ситуации как способность нахождения в любой жизненной ситуации возможности саморазвития выявлена у 95,3%, склонность респондентов воспринимать природу человека в целом как положительную свойственна 82,6%.
Корреляционный анализ показал значимые взаимосвязи. Положительная взаимосвязь ценностных ориентаций на уровне р& lt-0,01 обнаружена с характеристиками: глобальное самоотношение- самоуважение- ожидаемое отношение от других- самоинтерес- самопринятие- само-интерес- шкала креативности- шкала поддержки- шкала познавательных потребностей- шкала спонтанности- шкала принятия агрессии- шкала синергии- шкала ориентации во времени- самооценка- самопринятие. Отрицательная взаимосвязь обнаружена с характеристиками: избегание проблем- тревожность- фрустрация.
Таким образом, человек в большей степени разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности в случае положительного отношения к себе- самоуважения- уверенности в позитивном отношении к себе окружающих- наличии интереса к собственным мыслям и чувствам- умении видеть свою жизнь целостной- присутствии выраженной творческой направленности личности- способности к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей- способности индивида принимать свое раздражение и гнев- принятии человеком себя таким, как есть- свободе в выборе и не подверженности внешнему влиянию- выраженности у субъекта стремления к приобретению знании об окружающем мире- способности вести себя естественно и раскованно, умении проявлять свои эмоции.
Самоосуществление возможно лишь при условии активной, целеустремленной жизни, поэтому для полного рассмотрения самоосуществления необходимо исследование деятельности субъекта. Важно какие стратегии использует человек в процессе жизнедеятельности. Из числа продуктивных стратегий основываясь на представлениях E. Heim 26,0% респондентов используют таковые из числа когнитивных копингов, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них- 57,2% из числа эмоциональных копингов, характеризующиеся активным эмоциональное состояние направленным на протест по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода из ситуации- и 27,9% из числа поведенческих копингов, под которым подразумевается поведение, при котором личность вступает в сотрудничестве со значимыми (более опытными) людьми, ищет поддержки в социальном окружении и способна сама предлагает ее близким в преодолении трудностей.
Вследствие применения корреляционного анализа положительная взаимосвязь когнитивного копинга на уровне р& lt-0,01выявлена с: возрастом- самоотношением- поиском социальной поддержки- положительной переоценкой. Таким образом, человек в большей степени использует стратегию анализа ситуации и поиск возможных путей выхода из затруднительных ситуаций (когнитивный копинг) при увеличении возраста (возраст респондентов от 16 до 20 лет), при наличии положительного отношения к себе- при наличии склонности к поиску поддержки в социальном окружении в преодолении трудностей и умения находить положительное значение в ситуациях для роста собственной личности.
При проведении корреляционного анализа, положительная взаимосвязь на уровне р& lt-0,01 выявлена поведенческого копинга и: тревожности, возраста, импульсивности. Отрицательная взаимосвязь на уровне р& lt-0,05 выявлена между поведенческим копингом и общей интернально-стью. Следовательно, усилия в поиске информационной и действенной эмоциональной поддержки усиливаются при увеличении возраста, импульсивности, тревожности и при уменьшении уровня локус контроля.
Корреляционный анализ выявил значимые взаимосвязи эмоционального копинга: отрицательная взаимосвязь на уровне р& lt-0,01 с общей интернальностью- положительная взаимосвязь на уровне р& lt-0,05 со свойствами личности (методика H. Eysenck), возбудимостью, фрустрацией и тревожностью. Следовательно, эмоциональное отреагирова-ние в напряженных ситуациях усиливается при снижении субъективного локус контроля, в случае экстравертиро-ванности, при увеличении импульсивности, тревожности и фрустрированности.
Для изучения результативности жизнедеятельности респондентов, в исследовании используется учебная сфера, критериями в которой выступает результативность учебной и внеучебной деятельности. Из числа респондентов оценочный бал в пределах «5"-"4» в учебной деятельности имеют 54,3%., а во внеучебной 50,0% обучающихся. Для исследования умения анализировать свою деятельность исследовалась рефлексивность. Общий уровень рефлексивности среди респондентов составил на высоком уровне у 7,5% и на среднем уровне 32,2%, из полученных результатов видно, что большому количеству обучающихся, на юношеском этапе, не свойственная рефлексия собственной деятельности.
Из проведенного анализа теоретических и эмпирических материалов можно заключить, что имея предысторию становления, и несмотря на наличие научных работ, посвященных самоосуществлению и тесно связанных с ней проблем, на современном этапе еще недостаточно проведено экспериментальных исследований, способствующих выявлению личностных характеристик обуславливающих осуществления себя и психологических условий, обеспечивающих самоосуществление. В своей работе в качестве критериев позволяющих всесторонне исследовать феномен «самоосуществления», мы выделили: самоотношение, индивидуально-психологические особенности личности, деятельность субъекта. Таким образом, оказывая влияние на выделенные категории можно увеличить продуктивность жизнедеятельности человека. Как отмечает в своих работах И. О. Логинова понятие «самоосуществление» человека на современном этапе развития психологии вполне может быть представлено как понятие, интегрирующее в себе различные проявления самости человека, заняв в этом смысле центральное место.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Четошникова, Е.В. Эмоционально-ценностные основания рефлексивной оценки жизненного самоосущест-вления: дис. На соискание ученой степени кандидата психологических наук [Текст]: Спец.: 19. 00. 01 — общая психология, психология личности, история психологии I Е.В. Четошникова- Барнаульский государственный педагогический университет- науч. руков. О. М. Краснорядцева -Барнаул, 2008. — 193 с.
2. Хорни, К. Наши внутренние конфликты Конструктивная теория невроза [Текст] I К. Хорни. — СПб.: Лань, 1997. — 240 с.
3. Перлз, Ф. Гештальт-семинары. Гештальт-терапия дословно [Электронный ресурс] I Ф. Перлз Режим доступа: www. elitarium. ru
4. Aсмолов, A. Г. Психология личности: Учебник. [Текст] I A.Г. Aсмолов — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
5. Маслоу, AX. Мотивация и личность [Текст] I
A.Г. Маслоy — СПб.: Евразия, 1999. — 478с.
6. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] I К.Р. Роджерс- Пер. с англ. М. М. Исениной.
— М.: «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
7 Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] I
B. Франкл — М.: Прогресс, 1990. — 358 с.
8 Шостром, Э. Aнти-Карнеги, или человек-манипулятор [Текст] I Э. Шостром — Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992.
— 128с.
9. Buler, Ch. Basic theoretical concepts of humanistic psychology I Ch. Buler. II Amer. Psychol., 1971. — V26-№ 4. — P.
39−52. 11. Братусь, Б. С. Аномалии личности [Текст] /
10. Асмолов, А. Г. Психология личности: Учебник Б. С. Братусь — М.: Мысль, 1988. — 304 с.
[Текст] / А. Г. Асмолов — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367с.
SELF-FULFILLMENT OF THE PERSON AT YOUTHFUL AGE
© 2011
A.I. Alontseva, the senior lecturer to chair of psychology
Novokuznetsk Branch-Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk (Russia)
Keywords: self-fulfillment, development, self-actualization, personality, mental health, youthful age.
Annotation: Possibility effectively to realize itself in a modern society directly it is connected with the person, with the potential providing process of self-fulfillment. The greatest interest the problem of determinants of the person promoting achievement of own realization and self- fulfillment, causes at a formation stage (youthful age) as at this age there is an active formation of the person, construction of an image of the world, forecasting of the place in this world, planning of the future and ways of self-fulfillment.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой